Россия
11:26, 21 мая 2016

Примеряясь к праймериз Любопытные факты о предварительном голосовании «Единой России»

Роберт Берновский
Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Предварительное голосование «Единой России» по отбору кандидатов в депутаты Госдумы состоится по всей стране 22 мая. По статистике, каждый второй россиянин об этом знает, однако не в деталях. Зачем праймериз кандидатам? Зачем — партии? Мы постарались ответить на наиболее часто возникающие вопросы.

Зачем нужны праймериз, если есть выборы?

На выборах будет огромное количество кандидатов. В этом году впервые с 2003-го мы выбираем депутатов по смешанной системе: 225 ― по одномандатным округам, 225 ― по партийным спискам. В округах партии нужно выставить по одному кандидату, а вот со списком все немного сложнее.

Хотя все сразу в Думу не пройдут, любая партия набирает в список кандидатов «с запасом» ― чтобы потом передавать освободившийся мандат, если парламентарий предпочтет другую работу. Поэтому кандидатов будет много. Кого выдвигать? И что еще важнее, как распределить порядковые места в списках ― кому дать самые верхние, проходные строчки, кому оставить нижние, до которых раздача мандатов если и дойдет, то к концу созыва?

Практически все российские партии решают это кулуарно ― на предвыборный съезд выносится заранее подготовленный список, делегаты его одобряют. «Единая России» закрепила процедуру праймериз в партийном уставе еще в 2009 году, а в 2016-м предварительное голосование впервые проводится по всей стране в один день. Главная цель ― отобрать самых эффективных кандидатов. Эту задачу единороссы поручают гражданам, которым впоследствии и предстоит голосовать на выборах 18 сентября.

Как относятся к этой идее россияне?

Положительно. Как показал опрос ВЦИОМ, проведенный за неделю до голосования, 14-15 мая 2016 года, идею одобряет 33 процента россиян, причем не только избиратели «Единой России» (40 процентов), но и сторонники «Справедливой России» (35 процентов), КПРФ (30 процентов) и даже непарламентских партий (42 процента). Каждый второй россиянин (47 процентов) знает про единый день предварительного голосования 22 мая, каждый третий (32 процента) собирается прийти на избирательные участки. Причем две трети из собравшихся голосовать даже знают, где находятся участки, а треть вообще назвала точный адрес.

Что это дает кандидатам?

Договориться о выдвижении в кулуарах гораздо проще, чем вступать в избирательную кампанию за несколько месяцев до ее старта. Зато такая система, выражаясь языком политологов, дает ответ на запрос новых групп социально активной элиты. Проще говоря, праймериз становятся социальным лифтом для низовых членов партии или просто активных граждан, которые связывают свое будущее с политической деятельностью. Об этом, кстати, говорил и Владимир Путин: по его мнению, такая система «будет выталкивать наверх людей, заинтересованных и желающих работать в интересах общества, в том числе и в высшем законодательном органе страны». А социальные лифты, как известно, ― лучшая прививка от застоя.

Зачем это «Единой России»?

Партии нужны проходные и востребованные избирателем кандидаты. Особенно в одномандатных округах, где в ряде случаев ожидается серьезная борьба. Нет никакого смысла выдвигать в округе кандидата, который просто «договорился» с местными партийными лидерами, а потом не сдюжил в политической борьбе и проиграл выборы. Праймериз ― проба сил в условиях, приближенных к боевым. Кстати, именно поэтому из четырех разработанных в партии моделей праймериз в этом году используется максимально открытая: голосовать в «отборочном туре» приглашаются не только сторонники ЕР. Это позволяет понять, кто из потенциальных кандидатов пользуется успехом у всех граждан.

Какая от этого польза обществу?

Праймериз дает партии возможность опереться на гражданское общество, ведь наибольшие шансы на победу у лидеров общественного мнения, доказавших свою состоятельность реальными делами. Более 40 процентов участников праймериз ― беспартийные. И вступать в ЕР для выдвижения в Госдуму им тоже не нужно, достаточно не состоять в других партиях. Это самый широкий «внепартийный» призыв кандидатов за последние годы. Тут и общественники, и молодые представители социально активного бизнеса ― словом, все те «новые лица», на которые в обществе сформировался такой серьезный запрос. Поэтому предварительное голосование «Единой России» ― это своего рода перезагрузка российской политической системы.

Есть ли привилегии на праймериз у нынешних депутатов?

Нет. Действующим депутатам Госдумы пришлось точно так же регистрироваться и вести борьбу на равных с «новичками» или «молодыми волками». Это жесткие условия для тех и других: те, кто в политике впервые, вынуждены противостоять опытным политикам. А опытные аппаратчики столкнулись с необходимостью доказать свое умение работать в конкурентной публичной среде. К этому многие прежние «списочники» не вполне готовы. Где-то сильнее окажется бывалый депутат, где-то гражданский активист, впервые попробовавший себя в политике, ― главное, чтобы победил сильнейший. Никакой «депутатской квоты» и льгот для выдвижению действующих парламентариев не существует.

Неужели матерые депутаты согласились соревноваться с новичками?

Да, и это позитивный тренд ― готовность статусных политиков-депутатов к тому, чтобы баллотироваться в округах и на праймериз на равных конкурировать с новичками. В частности, спикер Госдумы Сергей Нарышкин идет по округу в Ленинградской области, секретарь Генерального совета партии и глава федерального оргкомитета праймериз Сергей Неверов ― в Смоленской области, лидер фракции Владимир Васильев ― в Тверской области. Другие депутаты с федеральной известностью (Вячеслав Никонов, Андрей Макаров, Владимир Плигин, Павел Крашенинников) баллотируются только по списку, но в новых для себя региональных группах. Это тоже своеобразный тест на избираемость.

Насколько сильна конкуренция на праймериз?

В ряде регионов очень сильна. Среди тех субъектов Федерации, где один регион равен избирательному округу, лидирует Севастополь (15 человек на место), а меньше всего конкурс в Тыве ― однако даже там право выдвижения оспаривают друг у друга целых пять единороссов. В одномандатных округах минимальный конкурс в Тверской области ― 4-5 человек на место. Для сравнения, в Рязанской области ― 10 человек на место, а во Владимирской области ― 16. По партийным спискам абсолютный лидер ― Москва, где на праймериз зарегистрировались 126 потенциальных кандидатов.

Честно ли сталкивать опытных политиков с начинающими?

Чтобы дать всем равные возможности, «Единая Россия» запустила еще с января обучающий проект «Кандидат» ― де-факто партийную школу по подготовке будущих политиков. Там давали необходимые юридические знания, учили общаться с избирателями, преподносить свою программу, биться на дебатах. Это соответствует главным принципам праймериз «Единой России» ― конкурентность, открытость и легитимность, соблюдение которых требует создания равных условий для всех участников предварительного голосования.

С кем кандидаты проводили дебаты в рамках праймериз?

Друг с другом. Учитывая высокую конкуренцию, словесные баталии с членами или сторонниками своей же партии оказались не самой легкой прогулкой. Дебаты были одновременно и встречами с избирателями, приходившими послушать политиков. Перед кандидатами ставилась задача в рамках этих встреч и дебатов показать, насколько глубоко они погружены в проблемы своих регионов, продемонстрировать умение отстаивать свою точку зрения, «заряжать» идеями других, формулировать свою позицию. Обязательным условием для всех участников праймериз было участие как минимум в двух дебатах. Все, кто это условие не выполнил, отстранены от дальнейшего участия в борьбе.

Какие требования предъявляли к участникам праймериз?

Самое главное ― чистота перед законом и строгое соответствие морально-этическим нормам. Это не дежурные слова, речь идет о четкой проверке на соответствие кандидата требованиям избирательного законодательства. Например, баллотироваться не имеют право лица с двойным гражданством, с судимостью, в том числе и погашенной (в этом смысле требования процедуры жестче, чем нормы избирательного законодательства). Поэтому любой участник праймериз может быть только гражданином России, без иного гражданства или вида на жительство в другой стране. И наконец, у общества не должно возникать вопросов к его репутации.

А если всплывает компромат?

Действительно, как ни проверяй участников, все равно различные компрометирующие факты станут достоянием общественности. С точки зрения партии это создает дополнительный фильтр для проверки кандидатов до официального выдвижения. В «Единой России» готовы к тому, что с некоторыми претендентами на избрание придется расстаться, если всплывут нелицеприятные подробности их биографии. Зато в итоге кандидатами станут только те, кто прошел проверку публичностью, так что во время избирательной кампании опасаться волны черного пиара уже не придется. Да и нервы у победителей праймериз уже будут закалены ― они научатся спокойно реагировать на выпады конкурентов и пристальное внимание журналистов.

Что грозит кандидатам за применение админресурса?

Это недопустимо, подчеркивают в партии. Скупка голосов, подкуп избирателей, подвоз сотрудников своего предприятия на участки для «накрутки» голосов ― это то, на что «Единая Россия» реагирует теперь очень жестко. Во-первых, подобные эпизоды подрывают саму идею ― найти действительно проходные, электорально привлекательные фигуры. А во-вторых, это могло бы дискредитировать партию, ведь каждый такой случай конкуренты готовы использовать против «Единой России». С теми, кто пытается попасть в кандидаты такими методами, тоже без сожаления расстанутся. Если такие факты обнаружатся до 22 мая, это повод снять участника с дистанции. А если в сам день голосования, то результаты по таким участкам будут отменяться.

< Назад в рубрику