На грядущем Евро в Сент-Этьене наша сборная не сыграет ни при каких обстоятельствах. Но парадокс в том, что именно здесь может решиться ее судьба, ведь когда россияне в последнем матче группового этапа в Тулузе будут сражаться с валлийцами, именно в Сент-Этьене сойдутся две другие команды нашей группы — англичане и словаки. И как знать, не будем ли мы заложниками результата этого матча. Впрочем, будем надеяться, что россияне обойдутся без посторонней помощи…
Главный вопрос, почему вообще организаторы Евро-2016 выбрали Сент-Этьен — маленький, можно сказать, даже заштатный городок с населением чуть более 150 тысяч, с небольшим и довольно старым стадионом? Почему не Ренн, Нант, Страсбур или Монпелье, которые больше и предпочтительнее в плане транспортной доступности, обилия достопримечательностей и прочей туристической инфраструктуры? Рискнем предположить, что главную роль в этом неоднозначном решении сыграли два фактора. Первый — это выдающаяся история местного футбола, о которой речь пойдет ниже. Второй фактор отчасти связан с первым и именуется он Мишель Платини — трехкратный обладатель «Золотого мяча» и президент УЕФА, недавно отстраненный от должности.
Речь, в данном случае, не о коррупции (кстати, никакого внятного обвинения Платини так и не предъявлено), просто организаторы турнира понимали, что такое решение будет лестно влиятельному чиновнику и великому футболисту, который важную часть своей карьеры провел в одноименном местном клубе. Как говорил герой Фрунзика Мкртчяна в незабвенном фильме «Мимино»: «Если ты мне сделаешь приятно, я тебе сделаю приятно, и тогда ты мне сделаешь еще приятнее, а я тебе так приятно сделаю, что тебе будет очень-очень приятно».
История Сент-Этьена достаточно продолжительна, но яркими событиями не богата. Можно сказать, что этот небольшой городок всегда находился в тени своего большого соседа Лиона и в значительной степени их биографии схожи. Только в Сент-Этьене «труба пониже, да дым пожиже»…
Античных руин подобных тем, что есть в древнем Лугдуне (современный Лион) в Сент-Этьене даже искать не стоит — там их нет. Правда, историки утверждают, что когда-то на этом месте находился заштатный римский городишко Фуранум, но от него ничего визуально значимого не сохранилось.
Первое подтвержденное письменными источниками упоминание о поселении на этом месте относится к 1243 году, когда здесь стоял замок Шато-де-Рошатали (Chateau de Rochetaillee). Рядом с ним возникла деревушка, которая постепенно превратилась в городок. Впрочем, местная церковь была заложена существенно раньше. Названа она была в честь Святого Стефана, имя которого французы исковеркали почти до неузнаваемости — Этьен. Почему центральный собор был назван в честь этого христианского великомученика, сказать сложно — никаких связей между жившим в Иерусалиме и там же убиенным Стефаном и Францией не прослеживается. Со временем название собора распространилось и на все поселение.
В XV веке небольшой, но уже обнесенный стеной городок был известен производством оружия, прежде всего мечей и кинжалов. Его даже стали называть Армвилль (Armeville — «оружейный город»). Затем первенство перешло к текстильной промышленности: здесь стали производить тесьмы и ленты. Говорят, камзолы Короля Солнца Людовика XIV и его знаменитых мушкетеров украшали ленты, сделанные руками местных мастеров.
Небольшой город с населением менее тридцати тысяч не бедствовал, можно сказать, даже процветал. В XIX веке здесь нашли уголь, что дало новый вектор развития местной промышленности — угольной и металлургической. Известно, что на заводах города был произведен первый во Франции велосипед, воспряли и оружейники, теперь переключившиеся на выпуск пушек и ружей. Занималась этим Королевская военная мануфактура, основанная еще в 1764 году, а потом неоднократно перестраивавшаяся. К Крымской войне производство дошло до 30 тысяч единиц огнестрельного оружия в год. Кстати, закрыли оружейный завод лишь в 2001 году, сейчас в историческом здании середины XIX века размещается центр дизайна и современного искусства, в котором устраивают выставки и биеннале.
По сути это все, что можно рассказать об истории города. И все достопримечательности его так или иначе связаны с означенными выше вехами биографии. Самая древняя реликвия — Grand'Eglise, то есть Большая церковь. Собственно, она и есть базилика Святого Стефана, но теперь ее величают просто Большая церковь. От времен расцвета ремесла и торговли сохранились контуры Королевской дороги (Rue de Lyon) — исторической оси города, соединявшей Сент-Этьен с Лионом. Проспект Освобождения (Avenue de la Liberation) является частью этой древней дороги. Вдоль него расположены магазины начала прошлого века, особняки XVII и XVIII столетий, бывшие лавки ремесленников.
Промышленная эпоха оставила нам музей-шахту, музей горного дела и оружия, а также музей промышленного искусства. Кроме того, достойны внимания музей современного искусства, считающийся вторым во Франции после столичного центра Жоржа Помпиду, и естественно, музей (он же клубный магазин) футбольного клуба «Сент-Этьен». Вот собственно, и повод вернуться к футболу.
Если в любом интернет-поисковике набрать слово Сент-Этьен, то выскакивает масса информации о футбольном клубе и лишь где-то далеко внизу появляются какие-то сведения о городе. Так уж получилось, что свершения футбольного клуба затмили славу самого города, давшего ему название. Шутка ли, именно «Сент-Этьен» и по сей день остается рекордсменом Франции по количеству титулов чемпиона страны. А еще он вышел в финал европейского Кубка чемпионов, что стало настоящим триумфом и открыло эру выдающихся свершений всего французского футбола.
А начиналось все в далеком 1919 году, когда хозяин крупной местной компании Casino Жоффруа Гишар решил создать для своих работников спортивный клуб. В то послевоенное время это было модно. К примеру, так же поступили владельцы концерна Peugeot. Кстати, фирма Гишара занималась розничной торговлей (группа компаний Casino Guichard-Perrachon и по сей день один из крупнейших ритейлеров Франции), а странное название связано с тем, что первый свой магазин бизнесмен открыл в помещении закрывшегося казино.
Цветами нового клуба стали зеленый и белый — по цвету штор в кабинете Гишара. Сначала команда играла на городском уровне, потом в Лионской лиге. В 1930 годы клуб получил профессиональный статус и объединился с другими городскими командами. Тогда же Гишар построил стадион. Постепенно стефануа (как называют местных горожан) поднимались по профессиональным лигам и еще до войны добрались до элитного дивизиона.
Но по-настоящему большие успехи пришли к клубу в конце 1950-х. В 1957 году «Сент-Этьен» впервые стал чемпионом Франции, через четыре года взял Кубок, еще через три сделал золотой дубль. А со второй половины 1960-х команда скромного городка стала лидером французского футбола. За пятнадцать лет с 1964 по 1981 год клуб девять раз становился сильнейшим в чемпионате и взял пять национальных Кубков. В 1976 году «Сент-Этьен» дошел до финала Кубка европейских чемпионов, где проиграл великой «Баварии». Тем не менее, он был удостоен торжественной встречи в Париже, в Елисейском дворце, где команду лично поздравил президент республики Валери Жискар д’Эстен. Забавно, что после этого поражения Федерация футбола Франции направила в УЕФА протест, в котором говорилось о том, что причиной поражения «Сент-Этьена» стали… прямоугольные в сечении штанги стадиона «Хэмпдэн Парк», на котором проводился финал. Мяч трижды попадал в них после ударов французских форвардов, но каждый раз отскакивал в поле. Протест удовлетворен не был, но в регламенте УЕФА появился пункт об обязательном использовании круглых каркасов ворот.
То был поистине «золотой век» «Сент-Этьена». В эти полтора десятилетия за клуб выступали Иван Чуркович, Освальдо Пияцца, Эме Жаке, Кристиан Лопес, Жерар Жанвийон, Жак Сантини, Доменик Рошто, Эрве Ревелли и Кристиан Сарраманья. Чуть позже к команде присоединились Мишель Платини, Патрик Баттистон, Бернар Лакомб, голландец Джонни Реп.
Все закончилось в 1982 году, когда разразился финансовый скандал, связанный с обнаружением «черной кассы» для подкупа судей. Президент клуба Роже Роше, двадцать лет возглавлявший «Сент-Этьен», несмотря на все свои заслуги, оказался за решеткой. Ведущие игроки город постепенно покинули…
С тех пор команда далека от вершины, более того, значительную часть времени она провела в низших дивизионах. Но пройдя это чистилище, клуб нашел в себе силы подняться. Три года назад стефануа взяли первый за последние три десятилетия трофей — Кубок Лиги. Пусть это не самый престижный турнир, но успех можно воспринимать как предвестник возрождения. Как говорится: «Лиха беда — начало».
Если вы все же решили посетить Сент-Этьен, то ехать вам, скорее всего, придется через Лион. Из Парижа ходит прямой поезд, но редко. Куда проще доехать из столицы на скоростном экспрессе до Лиона (примерно два часа), а там пересесть на электричку до Сент-Этьена. Отходит она каждые четверть часа, путь займет сорок минут, стоит около 20 евро.
Если вы предпочитаете летать, то до лионского аэропорта Сент-Экзюпери ехать примерно час. В Сент-Этьене есть свой небольшой аэропорт Андрезье-Бутеон, но он принимает только местные компании, в основном лоукостеры и чартеры. От него до центра города всего двадцать минут на автобусе.
Достаточно удобно добираться до города на автомобиле. Если отправляться от Парижа, то можно выбрать один из трех вариантов. По трассе А71 через Орлеан и Бурш (протяженность 553 километра). По трассе А77 через Невер и Роан (482 километра), или по трассе А6 через Макон и Лион (523 километра). На платные дороги вы потратите примерно 35 евро и около 70 евро на бензин. Это в среднем — понятно, что расход зависит от «прожорливости» автомобиля. С юга, от средиземноморского побережья к Сент-Этьену ведет трасса А7, и здесь альтернатив нет.
Найти в городе жилье несложно — Сент-Этьен позиционируется как туристический центр и обладает довольно развитой гостиничной инфраструктурой. С едой тоже проблем нет: найдется все — от фастфуда до Мишлена. Есть много кафе, в которых работают выходцы из стран Магриба, и местные предпочитают именно их. Цены там не кусаются, а качество вполне достойное.
Ну а найти стадион труда не составит — он почти в центре. Называется он «Жоффруа Гишар», в память об уже упоминавшемся родоначальнике местного футбола и строителе арены. Добраться до стадиона от центра города (Place Jean Jaurès) можно на трамваях Т1 и Т2, идущих в северном направлении. Остановка у стадиона называется Гишар (Guichard) и располагается в пяти минутах ходьбы от него. От главной железнодорожной станции Chateaucreux до ближайшей от стадиона остановки Le Marais идет автобус №9, следующий в направлении Montreynaud. Автобусы ходят с интервалом в четверть часа, вся поездка занимает около 10 минут. Короче говоря, проще пройти пешком — городок-то маленький.
Стадион «Жоффруа Гишар», с одной стороны, историческая достопримечательность, поскольку открыт аж в 1931 году, с другой — вполне современная арена. Все дело в том, что за прошедшие 85 лет он не раз перестраивался почти до основания, и от изначального детища старика Гишара осталось только поле и часть центральной трибуны. В далеком 1931 году стадион вмещал 1800 зрителей. В 1938-м уже 15 тысяч, а в 1957-м — 30. Последняя реконструкция прошла совсем недавно, и после нее стадион из классического английского (с четырьмя раздельными трибунами) превратился во вполне современный с закругленными углами и классическим виражом. Теперь он вмещает уже 41 677 человек.