22 мая в Мурманске начинается полярный день. Солнечные циклы всегда играли большую роль для местных саамов — малочисленного народа, живущего на самом севере Европы: в Норвегии, Финляндии, Швеции и в Мурманской области. «Лента.ру» выяснила, что объединяло этот народ на протяжении трех тысячелетий.
На русском языке их издревле называли лопарями, от этого слова произошло название «Лапландия», то есть «земля лопарей».
Сегодня в России живет всего около двух тысяч саамов. Всего же в мире около 80 тысяч саамов, большая часть из них — в Норвегии.
Несмотря на то что в древности многие соседи лопарей считали их «вредными колдунами», саамы никогда не имели имперских амбиций и не угнетали другие народы. Они на протяжении столетий и даже тысячелетий «возделывали свой сад».
Многие современные саамы продолжают традиции предков, занимаются рыболовством и оленеводством. Например, в селе Ловозеро Мурманской области, которое называют столицей русской Лапландии, регулярно проводятся различные саамские праздники и фестивали, а также находится большой оленеводческий кооператив «Тундра».
Сегодня у лопарей есть свой флаг, гимн и национальные парламенты, а с 1992 года саамы отмечают свой национальный день. Однако исторически их объединяла скорее культурная общность: религиозные верования (хотя сегодня большая часть саамов — христиане), язык и фольклор.
В саамских преданиях много общих для устных произведений всех народов мира моментов. У них есть свои сказания о героях-богатырях, истории о превращении людей в животных и рассказы о живущих в лесу духах. Есть у саамов даже свой аналог гномов — чакли, маленькие человечки, живущие под землей
Тем не менее, в саамском фольклоре есть много оригинальных народных преданий. Например, миф о сотворении мира у лопарей начинается так: в начале не было ничего, кроме головы старика в шапке. Затем гром разорвал шапку, и из колодцев, которые находились на темени старика, поднялись струи воды и залили все вокруг. Из этого, согласно саамской легенде, и возник весь мир.
Однако особое значение занимают мифы о небесных светилах. Для саамов это не только солнце и луна, но и северное сияние. В мае на широте Мурманска начинается полярный день, а декабре — полярная ночь. Летом солнце не заходит, описывая круги по горизонту в течение двух месяцев, а зимой не появляется вовсе около 40 дней. Это не значит, что все это время там темно, световой день есть, хоть и очень короткий. Зато летом в северных широтах действительно не темнеет.
Безусловно, это наложило свой отпечаток на всю культуру саамов и сформировало в их фольклоре особое отношение к солнцу.
Солнце в саамской мифологии зовут Пейве — это самая милосердная божественная сила, существо мужского рода. Он дает свет и тепло, благодаря ему растут растения, размножаются олени и рыба. Утром он едет по небу на медведе, в полдень — на олене-быке, вечером — на оленихе-важенке. У него есть свой дом, заходя в который он становится человеком. В целом этот образ похож на других солнечных богов: к примеру, древнегреческий Гелиос и славянский Даждьбог ездят по небу на колеснице, а египетский Ра плавает на ладье.
Однажды Пейве решил женить своего сына Пейвельке на лунной деве. Но Луна отказала Пейве: ее дочь была невестой сполоха Найнаса. Тогда, как верили саамы, началась великая битва. На стороне Солнца выступали люди, земля и горы, а также домашние животные — олени и птицы. На стороне Луны были вода, ночь и северное сияние, а также дикие хищные звери. Космическую борьбу прекратил старец в образе моржа, он послал на землю ночь. Все застыло на своих местах, земля перестала ходить ходуном, успокоились горы.
В итоге Луна согласилась на свадьбу дочери с сыном Солнца. После этого, согласно саамским поверьям, на земле воцарился существующий порядок
Исследователи фольклора отмечают, что этот миф, описывающий устройство вселенной, очень архаичен. В нем все сущее разделено на две противоположные части: солнце и луна, земля и вода, свет и тень, люди и духи мертвых, полезные домашние животные и дикие звери.
В другой саамской легенде о солнце рассказывается о том, что давным-давно не севере была Темная страна, в которой не светили ни луна, ни солнце. С холодного моря всегда дул сильный ветер, а местные жители не знали огня и все время дрожали от холода. По всей видимости, вежники, то есть саамы, жили в вечной полярной ночи.
У людей не было ни домов, ни оленей, тысячи и тысячи лет жили они, питаясь сырой рыбой. Однако рядом с ними за высоким забором жили семьдесят черных братьев, которым жилось сытно и тепло.
Однажды в Темную страну приехал старик на чудесном белом олене, от шкуры которого исходило тихое сияние. Он рассказал вежникам, что за высоким забором живет солнце — большая радость и большое тепло. Черные братья назвали старика обманщиком и прогнали его.
Лишь один юноша поверил в солнце и смог добыть его для вежников, хотя ему и пытались помешать. Тогда жители Темной страны впервые увидели озера, мхи, камни и друг друга. А черные братья сгорели.
С тех пор, говорится в этой сказке, над тундрой светит солнце. Навстречу ему поднялись цветы, травы и деревья, а люди научились улыбаться друг другу. В бывшей Темной стране уже много тысяч лет живут люди, которые не знают сплошной тьмы.
Эта легенда появилась намного позднее, чем история о солнце Пейве. Исследователи фольклора вообще считают, что сказка как жанр выделилась из мифа. Легенда о старике и белом олене находится на границе сказок и мифов, но никакой космогонии в ней уже нет.
Зато в ней отражаются представления народа о солнце как о большой радости и большом тепле. Из сказки понятно, что саамы относятся к небесному светилу с особым почтением. Такое отношение обусловлено жизнью в суровом северном крае, где есть долгая полярная ночь.
Согласно одному из саамских представлений, северное сияние — это дружина невидимых воинов, живущих в царстве мертвых. Их предводителя зовут Найнас. Он не может появляться на земле днем, тогда его не видит даже собственная мать.
Они живут в большом общем доме, где часто играют в свою любимую игру: бьются мечами так, что все вокруг заливает кровь. Чем сильнее они дерутся, тем ярче она становится. По небу в этом время разливается северное сияние — их кровь.
Похожие представления об этом небесном явлении есть и у других народов. Например, у викингов существовал миф о том, что северное сияние появлялось на небе тогда, когда павшие в битвах воины пировали в Вальхалле.
По одной из версий, Найнас, а не сын Солнца Пейвельке, стал мужем дочери Луны. Они встретились в царстве мертвых, Найнас дал ей волшебный клубок, который указал ей дорогу в страну живых. Так лунная дева отправилась жить к его матери.
Найнас навещал жену по ночам, потому что при свете Солнца он был невидим. Однажды дочь Луны решила задержать его хитростью. Вместе с матерью Найнаса они соткали звездный пояс и повесили его под потолком, чтобы витязь не смог отличить дня от ночи. Он проснулся и бросился от света, но было уже поздно: в солнечных лучах он растаял.
Северное сияние — привычное явление для жителей полярных широт, поэтому многие трактовки его появления у других народов выглядят весьма прозаично. Например, эскимосы считали, что полярное сияние появлялось на небе тогда, когда духи играли в небесный футбол черепом моржа. Среди них также был распространен миф о том, что его можно вызвать свистом и погасить хлопком в ладоши.
Другие народы видели в северном сиянии танец богов по небу, а некоторые даже принимали его за дракона.