На самом южном японском острове — Окинаве — сейчас проходят массовые протесты. У ворот американских военных баз собираются тысячи человек с красными лентами, символом окинавского сопротивления. В руках у них плакаты «Американцы, вы никому здесь не нужны» и «Убирайтесь к себе в США». Поводом для выступлений послужило жестокое убийство 20-летней девушки, которую сотрудник американской военной базы заманил к себе в машину и задушил. Инцидент произошел в исключительно неудобный для США и Японии момент – в преддверии визита в Страну восходящего солнца Барака Обамы. О том, как окинавцы сражаются за свою землю с Вашингтоном и Токио — в материале «Ленты.ру».
Префектура Окинава находится на отшибе от остальной территории Японии и состоит из одного относительно крупного острова — собственно Окинавы — и множества мелких. Этот регион считается беднейшим в стране. Местные жители объясняют это тем, что 10 процентов всех земель префектуры (и 18 процентов территории острова Окинава) отданы под американские военные объекты, которые лежат тяжким бременем на экономике острова.
Американские базы появились в Японии после того, как Империя восходящего солнца потерпела поражение во Второй мировой войне. Армия и флот были распущены, управляла страной американская администрация, власть которой держалась на штыках оккупационного контингента.
Наибольшее стратегическое значение для США имела Окинава. Остров служил ключевым перевалочным пунктом во время Корейской и Вьетнамской войн, там базировались американские «суперкрепости». По данным японской прессы, во время холодной войны на Окинаву тайно было доставлено около 1200 ядерных боеголовок, складированных на базе Кадена. На острове была создана секретная база ЦРУ, на которой находилась тюрьма для особо важных заключенных, а также проходили подготовку боевики союзных американцам режимов и партизаны, которых планировали использовать против режимов враждебных.
У жителей Окинавы к американцам особый счет: остров стал одной из немногих собственно японских территорий, которую американцы брали с боем. Операция, получившая кодовое наименование «Айсберг», длилась почти три месяца. Перед ее началом на острове проживали, по разным подсчетам, от 300 тысяч до 500 тысяч человек, к концу боев население сократилось до менее чем 200 тысяч. Многие погибли, когда американские бомбардировщики и корабельная артиллерия обрушили на Окинаву «дождь из стали», многих наспех мобилизовали и бросили на американские пулеметы в безнадежной попытке остановить вражеское наступление, многих японские власти заставили совершить самоубийство. Оставшихся в живых мирных жителей американцы заперли в восьми концентрационных лагерях, чтобы лишить ушедших в леса, но не сложивших оружия японских солдат поддержки населения.
Не любят на Окинаве и японские власти: местные жители считают, что официальный Токио неоднократно предавал их. В 1951 году при подписании Сан-Францисского мирного договора правительство Японии согласилось оставить остров под прямым американским военным управлением. На него не распространялось действие конституции, объявившей суверенитет народа и гарантировавшей основные права человека и гражданина. При необходимости военные США экспроприировали землю у жителей Окинавы для военных баз, снося бульдозерами дома тех, кто протестовал. И хотя долгая борьба окинавцев за возвращение под суверенитет Японии окончилась победой в 1972 году, их снова ждало разочарование: правительство по новому договору согласилось сохранить на острове американские базы.
Из войны уцелевшие жители Окинавы вынесли однозначный урок: люди в военной форме всегда приносят с собой страдание и смерть. С тех пор лозунгом окинавцев стало выражение «Жизнь драгоценна» — по легенде, эти слова произнес последний король независимого государства Рюкю, отправляясь в изгнание в 1879 году после захвата острова японцами. Поэтому окинавское сопротивление всегда было исключительно мирным и не перерастало в насилие.
Терпение жителей Окинавы лопнуло в 1995 году, после того как трое американских военнослужащих — чернокожие моряк Маркус Джилл, морпехи Родрико Харп и Кендрик Ледет — арендовали автомобиль, похитили и изнасиловали 12-летнюю японскую школьницу. Они избили девочку и связали ее, залепив скотчем глаза и рот.
Для жителей острова эта история оказалась особо болезненной еще и потому, что в народной памяти сохранились воспоминания о массовых изнасилованиях, устроенных на острове американцами во время битвы за Окинаву и последующей оккупации. Широко распространялись слухи, что преступников выпустили из тюрьмы, они свободно разгуливают по территории базы и готовятся с почетом уехать в США. Масла в огонь подлило циничное замечание адмирала Ричарда Мэка: «Да они просто дураки. За те деньги, которые они заплатили за аренду машины, они вполне могли "купить" эту девчонку на всех».
Начавшиеся массовые протесты не позволили Вашингтону и Токио замять историю. Адмирал Мэк был понижен в звании и досрочно ушел в отставку. Трое насильников были отданы под японский суд. Джилл и Харп, признавшиеся в изнасиловании, получили по семь лет, Ледет, отрицавший свою вину, — шесть с половиной. Все они вышли на свободу в 2003 году и были с позором изгнаны с военной службы. Харп заявил, что в японской тюрьме его держали в рабстве, заставляя с другими заключенными собирать электронные устройства. Ледет в 2006-м уже в США изнасиловал и задушил свою знакомую, после чего вскрыл вены.
В 2013-м японский суд приговорил двух американских моряков к 9 и 10 годам тюрьмы за изнасилование и ограбление местной жительницы в пьяном виде. Урок впрок не пошел: сейчас под следствием находится еще один военнослужащий США, которого подозревают в насилии над японской туристкой с острова Кюсю.
Сексуальное насилие — не единственная причина, по которой окинавцы не любят американцев. На острове находится множество военных аэродромов, и американские летательные аппараты падают с неба регулярно.
В августе 2004-го транспортный вертолет рухнул на кампус Международного университета Окинавы. Никто из студентов не пострадал лишь потому, что учащиеся были на летних каникулах. Американские военные заблокировали место крушения, не пустив даже полицию. Последний инцидент такого рода произошел в августе 2015-го. Вертолет упал в море в 30 километрах от Окинавы, обошлось без жертв. Всего за последние годы на острове и рядом с ним разбились восемь вертолетов и семь военных самолетов. Больше всего окинавцев пугают полеты конвертопланов Osprey, отличающихся высоким уровнем аварийности.
Один из аэродромов — Футэмма — заслужил печальную славу «самой опасной военной базы в мире». Самолеты с него набирают высоту прямо над зданием начальной школы.
После истории с изнасилованием в 1995 году Вашингтон согласился передать Футэмму Японии. В качестве нового места для размещения базы был выбран залив Хэноко. На беду, именно там находится единственное место в Японии, где обитают находящиеся под угрозой исчезновения дюгони — морские млекопитающие, считающиеся на Окинаве священными посланниками морских божеств.
С тех пор на Окинаве продолжаются непрерывные протесты. На месте, где должна быть построена база, местные жители устроили сидячую забастовку, уже попавшую в Книгу рекордов Гиннесса как самая долговременная акция протеста в мире. Активисты на каяках и в водолазных костюмах блокировали проход судов, намеревавшихся исследовать дно на предмет пригодности для строительных работ, огромные толпы перед воротами военных баз мешали выезжать строительной технике.
Эхо скандала докатилось даже до США: в 2008 году один из окружных судов Калифорнии в рамках процесса «Дюгонь против Рамсфельда (тогдашнего министра обороны США) принял решение запретить строительство в заливе Хэноко.
Проведенный в 2012-м опрос показал, что 74 процента окинавцев воспринимают иностранное военное присутствие как оккупацию. На волне недовольства губернатором острова был избран беспартийный активист Такэси Онага, шедший на выборы с программой, ключевым пунктом которой значилась борьба с американскими военными базами.
Год за годом ежедневно у ворот американских баз — «Кэмп-Гонсалвес», «Кэмп-Шваб» и «Футэмма» — собираются протестующие. После каждого инцидента эти мелкие пикеты превращаются в массовые акции протеста, на которые съезжаются люди со всей Японии. Так, в 2004 году после падения вертолета на университетский кампус на демонстрации вышли 30 тысяч человек, а в сентябре 2012-го акция против размещения на Окинаве конвертопланов Osprey собрала более 100 тысяч.
«Самые яростные протестующие — пожилые люди, — рассказывает один из активистов местного движения «Новая волна надежды». — Их безудержный энтузиазм порой даже пугает молодежь. В целом новое поколение поддерживает своих родителей, но оно в основном занято на работе или дома и не может выходить на митинги».
Вместо этого молодежь выражает протест иными способами. На Окинаве популярен рэп-исполнитель Какумакусака, выступающий с речитативом об оккупации острова американцами. Местные модники носят футболки, на которых американские конвертопланы прямо в воздухе разрывает собака-лев сиса — еще одно священное животное Окинавы.
Для координации акций протеста активисты используют соцсети — благодаря им студентам удалось организовать акцию протеста во время посещения острова американским послом Кэролайн Кеннеди.
Окинавцев раздражают не только американские базы, но и очевидное стремление Токио возродить былую военную мощь. «Правительство утверждает, что хочет защитить нас от Китая, — жалуется Наоми Киндзо, член «Новой волны надежды». — Но ведь это не Китай, а США и Япония нарушали наши права в течение десятилетий. Им бы следовало тратить наши налоги на образование и здравоохранение, а не на строительство новых баз».
Пока, однако, власти в Токио не собираются жертвовать дружбой Вашингтона ради интересов жителей далекой префектуры. Несмотря на то что новый губернатор Онага наложил вето на перенос базы в Хэноко, строительные работы идут, как и шли.