Экономика
00:06, 23 мая 2016

Скачки на электорате Ралли вице-премьеров: кто мог бы выиграть выборы

Александр Бирман
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов (слева направо) в Кремле перед заседанием комиссии по исполнению майских указов
Фото: Андрей Епихин / ТАСС

После праймериз «Единой России» парламентская кампания вышла на финишную прямую. Руководителей правительства (в отличие от самого премьера) нет в партийных списках. Однако «Лента.ру» проанализировала, кто из вице-премьеров имел бы наилучшие электоральные позиции, реши они все-таки участвовать в выборах.

Игорь Шувалов

Граждане, которых измучил квартирный вопрос, возможно, отдали бы голоса Игорю Шувалову. Первый вице-премьер собрался оживить рынок жилищного кредитования. Для этого предлагается выпустить облигации, привязанные к «безрисковой, первоклассной ипотеке».

Это хорошая новость для тех, кто ищет жилье, для квартирных рантье, которые обеспокоены падением цен на квартиры, и, естественно, для строителей. Гораздо сложнее с учеными и студентами. Ведь шанс на обретение долгожданного для многих места жительства рискует почти гарантированно обернуться потерей места работы.

«Как только мы пытаемся дополнительные земельные участки получить, поднимается сразу огромная волна недовольства, жалоб, чтобы мы оставили эти организации в покое и земельные ресурсы их не трогали», — посетовал Шувалов на недавнем заседании Госсовета, явно намекая на историю с Тимирязевской академией.

С появлением новых ипотечных бумаг заинтересованных в освоении «академических» и «институтских» земель будет намного больше. Так что, похоже, отечественной интеллектуальной элите не следует радоваться президентскому вето по поводу Тимирязевки.

Дмитрий Козак

Борьба с хищениями средств налогоплательщиков — традиционно выигрышная предвыборная тема. В гипотетических вице-премьерских праймериз Дмитрий Козак набрал бы немало голосов на заявлениях о триллионах рублей, которые улетают в «черную дыр» из-за ценообразования в строительстве. Тем более что в качестве одного из примеров махинаций Козак привел Керченский мост.

«Там идет масштабная стройка, где все строительные материалы закупаются через посредников, и посреднические цены увеличивают стоимость в три раза», — сообщил вице-премьер на заседании Госсовета. А ведь как известно, генподряд на Керченский мост получил «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. И публичным обнародованием своих подсчетов Козак как минимум вторгается в вотчину влиятельного бизнесмена.

Впрочем, для минимизации злоупотреблений Козак предлагает «радикально обновить застарелые сметные нормативы» и радикально изменить принципы саморегулирования в строительстве. А его оппоненты полагают, что в результате этой реформы отрасль фактически перейдет под контроль другого именитого миллиардера — владельца питерской группы ЛСР Андрея Молчанова, который ныне возглавляет Национальное объединение саморегулируемых организаций.

Аркадий Дворкович

Если руководствоваться принципом, что главный электорат ездит в представительских лимузинах, а не ходит по улицам, — Аркадий Дворкович выбрал верную тактику. Он защитил нефтяников от попыток Минфина обложить налогами их дополнительные доходы. Как дипломатично отметил вице-премьер, налог на финансовый результат (НФР), за который ратуют сами отраслевые лоббисты и Минэнерго, проработан лучше. Так же бережно Дворкович отнесся к «Газпрому», дезавуировав заявления руководителей ФАС о необходимости лишить концерн монополии на экспорт трубного газа.

Показательно, что вице-премьерский консерватизм встретил понимание у одного из главных «газпромовских» конкурентов. «Нужно очень серьезно взвесить наши балансы, «Газпрома», его инфраструктуру, как это все работает. Сложный вопрос. К нему нельзя подходить так: "мы хотим, давайте будем экспортировать". Не так это работает в нашей стране», — утверждает совладелец «Новатэка» Геннадий Тимченко.

А на этой неделе Дворкович может сделать еще один подарок главе «Газпрома» Алексею Миллеру. Тот по совместительству возглавляет совет директоров ОАО «Российские ипподромы», добивающееся, по данным «Коммерсанта», статуса единого национального тотализатора. И соответствующее предложение будет рассматриваться в среду на совещании у вице-премьера. Понятно, что деньги, которые даст «Росипподромам» монополия на скачки, не сравнимы с экспортной выручкой «Газпрома». Но в данном случае речь идет о наличности, а она, в силу специфики бизнеса, не подлежит жесткому учету и контролю. И потому никогда не помешает. Во время предвыборной кампании — особенно.

Ольга Голодец

Лучший кандидат — тот, чью программу претворяют в жизнь даже оппоненты. После того как глава Минфина Антон Силуанов заговорил о «постепенном вхождении» в добровольную накопительную пенсионную систему, Ольга Голодец может считать свою задачу выполненной. Те немногие счастливчики, у кого есть хоть какие-то финансовые излишки, будут сами копить на старость. А обязательные отчисления работодателей в Пенсионный фонд можно без всяких специальных мораториев использовать исключительно для текущих выплат.

Но чем меньше граждан сегодня делают пенсионные накопления, тем больше социальная нагрузка на государство в будущем. В результате, с учетом старения населения, перераспределение национального дохода может стать основным политическим вопросом через 15-20 лет, предупреждает декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.

Впрочем, к тому моменту, когда это произойдет и стране придется предпочесть развитию тотальное закручивание налоговых гаек или даже конфискации, в правительстве будет совсем другой куратор социального блока.

Пока же Голодец зарабатывает голоса не только пенсионеров, но и бюджетников, призывая к стимулированию роста зарплат. «Когда мы изымаем деньги из заработных плат, то, сколько бы мы ни произвели в условиях отсутствия конечного потребителя, ничего не происходит», — уверяет вице-премьер. Правда, не уточняет, каким образом при снижении доходов казны и экономическом спаде стимулировать этот зарплатный рост.

Александр Хлопонин

Для поклонников «чистой» экономики в правительстве тоже нашелся бы свой кандидат. Александр Хлопонин решил ужесточить отечественное законодательство, квалифицирующее парниковые газы и регламентирующее их выброс.

Впрочем, пока «зеленые» и их сторонники получают шанс в буквальном и переносном смысле вздохнуть полной грудью, многие отрасли российской промышленности рискуют вновь уйти на дно. Хотя в апреле впервые с начала года промышленное производство выросло на 0,5 процента, согласно данным Росстата.

Очевидно, что необходимость соответствовать новым экологическим стандартам увеличит издержки угольщиков, металлургов, теплоэнергетиков и т.п. А это чревато возобновлением спада и новыми увольнениями. Притом что, по данным РБК, только в моногородах в ближайшее время лишатся работы около 16 тысяч человек.

Юрий Трутнев

Чиновник, в духе раннего Ельцина искореняющий бюрократизм, наверняка найдет своего избирателя. Особенно среди предпринимателей. Ведь Юрий Трутнев обещает уволить тех коллег, которые препятствуют развитию бизнеса на Дальнем Востоке.

Правда, на контрасте хорошо бы продемонстрировать, как эффективно и без лишней волокиты управляет и решает проблемы компактный госаппарат. А разрешение коллизии вокруг «Русгидро» — чей финансовый коллапс долгое время пытался предотвратить Трутнев — свидетельствует несколько об ином. По данным «Интерфакса», 15 процентов акций «Русгидро» за 55 миллиардов рублей покупает «Роснефтегаз». Если сделка состоится, ключевой дальневосточный энергоактив фактически перейдет в распоряжение Игоря Сечина.

Дмитрий Рогозин

Для избирателей, которые любят эпатаж, Дмитрий Рогозин мог бы стать лучшим кандидатом. Не успели журналисты обсудить историю с вице-премьерским галстуком, ставшим поводом для президентского замечания, как Рогозин вступил в заочную полемику с Сергеем Шнуровым.

Самый скандальный российский рокер не без изящества отверг рогозинское предложение съездить на следующее, украинское, «Евровидение» и «кое-куда их всех послать». Зато теперь и многочисленные поклонники Шнура знают, кто такой Дмитрий Рогозин.

< Назад в рубрику