Совсем скоро, уже в июне, Госдума шестого созыва отправится на свои последние перед выборной кампанией каникулы. Парламентарии уйдут красиво: каждому не избранному в новый созыв депутату заботливая власть припасла «золотой парашют» — компенсацию за два с лишним месяца, что они не досидели до положенного по закону срока. На это в бюджете зарезервировано около 250 миллионов рублей. «Лента.ру» изучила, какие еще блага дарит сегодня депутатский статус.
Накануне прокуратура Красноярска устроила разнос местным чиновникам, которые шикуют несмотря на кризис и летают в командировки бизнес-классом — причем летают не по важным государственным или региональным делам, а для участия в праздничных мероприятиях. В сумме командировочные расходы красноярских чиновников за прошлый год и начало нынешнего превысили 5,8 миллиона рублей.
В городской прокуратуре подчеркивали, что деньги тратятся в условиях дефицитной казны и многомиллионной задолженности по заключенным контрактам.
Однако на деле российские чиновники живут не так уж и шикарно — по крайней мере, в сравнении с депутатским корпусом. Средняя зарплата российского госслужащего к концу прошлого года составляла около 100 тысяч рублей; в парламенте зарабатывают почти вчетверо больше.
«У нас очень большая зарплата — 360 тысяч рублей», — признавался недавно депутат Госдумы Александр Карелин на встрече с жителями Советского района Новосибирска. Нормативные документы подсказывают, что довольствие народных избранников зарплатами не ограничивается.
И все же самое очевидное — это зарплата. Согласно закону о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации, ежемесячное денежное вознаграждение парламентариев должно быть равно зарплате федерального министра. После того как в марте 2015 года президент на 10 процентов урезал зарплаты членам правительства, соответствующая компенсация для них и для депутатов стала равняться 360 тысячам рублей в месяц. Спикеры обеих палат имеют право на вознаграждение в размере оклада премьер-министра — то есть на 513 тысяч рублей. Их заместители «стоят» как вице-премьеры — 430 тысяч для первых зампредов и по 405 тысяч для обыкновенных. Кроме того, всем членам парламента предусмотрено ежеквартальное поощрение за проделанную работу — 81,5 тысячи рублей.
По данным Росстата, в феврале 2016 года средняя зарплата по стране составила 35,5 тысячи рублей. Таким образом, среднестатистический народный избранник стоит 10 своих среднестатистических избирателей. А жители Дагестана и Калмыкии зарабатывают в среднем менее 20 тысяч рублей, так что одну парламентскую зарплату они могли бы растянуть на полтора года.
Законодатели вправе рассчитывать и на достойную старость: если гражданин России не менее года прозаседал в палатах парламента, он получает право на доплату к пенсии по старости и инвалидности. В случае работы в законодательном органе от года до трех лет ежемесячная доплата к пенсии составит 55 процентов от депутатской зарплаты (196 тысяч рублей), от трех лет — 75 процентов (270 тысяч). Если парламентарий уже достиг пенсионного возраста, то выплаты суммируются. Также в законе прописано обязательное страхование жизни и здоровья избранников на сумму их годового денежного вознаграждения. Правда, с 1 января 2017 года вступят в силу поправки, согласно которым для обретения права на доплату к пенсии нужно будет провести в парламенте уже не менее пяти лет — срока одного созыва.
Естественно, новоявленные депутаты за счет бюджета получают право на служебную квартиру, служебную машину, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, пользование всеми видами транспорта. Даровой служебной квартирой не брезгуют пользоваться даже законодатели-москвичи. Правда, в 2014 году народных избранников лишили права на бесплатное пользование VIP-залами аэропортов, что вызвало волну депутатского негодования.
Больше всех возмущались утратой привилегии коммунисты, обещавшие поставить вопрос об ущемлении своих прав перед председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным. Подали они челобитную или нет — история умалчивает, но допуск в VIP-залы за счет налогоплательщиков депутатам не вернули.
Также государство компенсирует народным избранникам расходы на услуги связи. Однако не бесконечно. В частности, по мобильному телефону депутат, согласно распоряжению Сергея Нарышкина, может наговорить не более чем на 4 тысячи рублей в месяц. Члены нижней палаты имеют право приобрести за казенный счет один ноутбук стоимостью не более 90 тысяч рублей, электронную пишущую машинку не дороже 30 тысяч и мобильные телефоны в неоговоренных количествах, но стоимостью не более 15 тысяч рублей. Всего на обеспечение деятельности седьмого созыва нижней палаты планируется потратить 2 миллиарда 700 миллионов рублей.
Наконец, в случае непереизбрания депутата в новый созыв закон предусматривает для «неудачников» единовременную денежную компенсацию в размере месячной зарплаты. И, естественно, полное покрытие всех расходов, связанных с возвращением на малую родину.
Новый состав Госдумы государство тоже не бросит один на один с тратами. Свежеизбранным парламентариям полагаются подъемные, чтобы они могли обжиться и на том не разориться. Помимо компенсации расходов на переезд им выплачивают половину ежемесячного вознаграждения и по четверти зарплаты на каждого члена семьи — то есть, к примеру, 180 тысяч рублей на себя и по 90 тысяч — на жену и ребенка. По думским меркам, возможно, и немного, но на посуду, салфетки и прочие мелочи для обустройства служебной квартиры должно хватить.