Ряды руководителей российских спецслужб покинул последний динозавр: директор Федеральной службы охраны (ФСО) Евгений Муров ушел со своего поста по собственному желанию, его просьба удовлетворена президентом России. «Лента.ру» разбирается в том, что сопутствовало этому событию.
Генерал армии Евгений Муров, 16 лет возглавлявший ФСО, отправлен в отставку. На его место назначен глава Службы безопасности президента, замдиректора ФСО Дмитрий Кочнев.
Мурову прочили отставку почти два года, причем указывали на различные причины — в диапазоне от достижения пенсионного возраста до «отраслевых» конфликтов.
Мурова среди российских силовиков можно охарактеризовать как «последнего из первых», если смотреть на тех, кого президент Путин, попав в Кремль, привел к руководству спецслужбами. С той поры руководители менялись во всех ведомствах, в некоторых не по одному разу, но директор ФСО сидел в своем кресле с мая 2000 года.
Мурову уже 71-й год, и предельного возраста нахождения на службе он достиг в ноябре 2015 года. В системе госбезопасности он уже 45 лет, причем начинал карьеру в Первом главном управлении (внешняя разведка). В 1990-х годах работал в УФСБ по Петербургу и Ленобласти, дослужился до замначальника управления, откуда ушел в центральный аппарат ФСБ на должность замглавы Департамента экономической безопасности.
Среди руководителей российских спецслужб есть коллега Мурова, это глава ФСБ Александр Бортников, который также служил в 1990-х годах в контрразведке петербургского УФСБ, а в начале 2000-х возглавлял это управление. Кроме того, Муров привел за собой в ФСО ряд офицеров-ленинградцев.
Сын Мурова Андрей с 2013 года возглавляет правление Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) — естественной монополии, к которой после реформы РАО ЕЭС отошли распределительные энергосети.
ФСО — это наследница «девятки» (Девятого управления КГБ при Совмине СССР), занимавшейся охраной высших должностных лиц Советского Союза. В 1991 году в рамках демонтажа системы госбезопасности была переведена под управление аппарата президента, впоследствии существовала в виде Главного управления охраны (ГУО). С 1996 года переименована в ФСО.
Один из важных структурных элементов ФСО, помимо Службы охранных мероприятий, — Служба безопасности президента (СБП). После реформы 2003 года, в ходе которой было ликвидировано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), в составе Спецсвязи ФСО сконцентрировали всю правительственную связь и вопросы ее защиты.
Кроме того, к ФСО относится целый ряд инженерно-технических и вспомогательных подразделений, включая комендатуру московского Кремля и гараж спецназначения.
О подробностях карьеры Дмитрия Кочнева открытой информации нет, что неудивительно для офицера ФСО. Впервые он более-менее широко засветился на публике только в декабре 2015 года, когда сменил на посту главы СБП Олега Климентьева.
После того как Кочнев вошел в состав высшего руководства службы и начал публиковать открытые декларации о доходах и собственности, СМИ обратили внимание на то, что его супруга заработала за 2015 год 58,14 миллиона рублей — больше, чем кто бы то ни было из числа ведущих офицеров российских спецслужб и их ближайших родственников. Сам Кочнев задекларировал 3,26 миллиона рублей.
Наиболее заметные перемещения на высших этажах ФСО случились в 2013 году, когда многолетний глава СБП Виктор Золотов был переведен в систему МВД на должность заместителя главкома Внутренних войск. Формально выглядевшее понижением, это назначение получило дальнейшее развитие. Уже в 2014 году Золотов возглавляет ВВ и занимает пост первого заместителя министра внутренних дел, а в апреле 2016 года назначается руководителем самостоятельной Федеральной службы войск национальной гвардии, объединившей существенный силовой и контрольный ресурс.
Преемник Золотова полковник Олег Климентьев возглавлял СБП с 2013 года (причем несколько месяцев в качестве временно исполняющего обязанности), а с декабря 2015 года работал в должности первого заместителя директора ФСО.
Кроме того, в 2015 году ФСО покинули сразу два заместителя директора: первый зам Мурова Александр Беляков и Александр Лащук.
Название ведомства прозвучало не так давно в скандале, связанном с деловыми интересами петербургского холдинга «Форум». Входящая в «Форум» компания «Балтстрой» засветилась в уголовном деле о хищениях в Минкульте на реставрации ряда исторических объектов, по которому весной 2016 года были арестованы замминистра культуры Григорий Пирумов, глава департамента управления имуществом Минкульта Борис Мазо и его заместитель Вадим Мурадян.
После этого были задержаны глава «Балтстроя» Дмитрий Сергеев и управляющий директор этой компании Александр Коченов, а в самом конце марта 2016 года арестовали и главу «Форума» Дмитрия Михальченко (по делу о контрабанде элитного алкоголя).
Известно также, что совладелец «Форума» Николай Негодов — генерал-майор госбезопасности в отставке, служивший в петербургском УФСБ (уходил с поста замначальника управления, курирующего контрразведывательное обеспечение на транспорте).