Можно ли путешествовать по России на обычном седане? Каково качество асфальта на российских федеральных трассах? Как правильно общаться с сотрудниками ДПС и таможенниками? Об этом и многом другом рассказали географы Сергей Пищулов и Никита Жоров из команды путешественников «Градусы открытий» на встрече, состоявшейся в летнем кинотеатре московского парка искусств «Музеон». «Лента.ру» записала основные тезисы их выступления.
Многие не хотят путешествовать по России на автомобиле, опасаясь поборов со стороны гаишников. Но отправляться в путь, считая всех сотрудников ДПС нехорошими людьми, не стоит.
Отношения со стражами правопорядка строятся достаточно просто. Прежде всего мы призываем соблюдать правила дорожного движения. Но бывает, что сотрудники ДПС вас все же останавливают. Приведем пример — как-то мы ехали из Казахстана и пошли на обгон на тяжелой машине. Мы не собирались нарушать правила, но обгоняемый нами автомобиль не только не сбрасывал скорость, он увеличивал ее, в результате чего обгон был завершен под сплошную линию, а сверху на горе стояли гаишники. Нас остановили.
Как поступить в такой ситуации? Не качайте права, не грубите. Когда к нам подошли гаишники, мы начали с уверенностью объяснять происходящее, говорить, что мы не могли обратно перестроиться, что это создало бы аварийную ситуацию. В результате они сказали, что все понимают, и порекомендовали больше не совершать таких обгонов, с чем мы охотно согласились.
Полезно знать, что все сотрудники ДПС должны выполнять план по штрафам, и им важно дать понять, что вы не в первый раз выехали на трассу. Как-то нас остановили в Саратове, и произошел такой диалог:
— Ты же вчера пил.
— Нет, не пил.
— Но вчера же было 9 мая, ну-ка, дыхни мне!
— Куда тебе дыхнуть?
— Вот сюда, в шапку дыхни.
Водитель дыхнул, и гаишник говорит:
— Пахнет! Ну признайся, что ты пил!
— Да ничего я не пил.
— Ты в Саратове ночевал?
— Да.
— А у кого?
— У друзей.
— Так выпивали же!
— Я пил максимум морс вчера вечером.
— А сегодня?
— Ничего не пил.
В результате он отпустил нас (кстати, вид у этого товарища был такой, как будто он сам вчера как следует заложил за воротник).
Поэтому первый момент — вежливость, второй — уверенность в себе. Своих — путешественников, дальнобойщиков — они чувствуют сразу и знают, что с такими людьми их метод не прокатит. Знайте свои права и демонстрируйте уверенность в себе.
Начнем с Востока. Если вы захотите поехать в Китай, то придется заплатить кучу денег за китайские права, порядка 50-60 тысяч рублей.
Дальше — Казахстан, недавно мы там побывали. Перед поездкой спросили в своем блоге о том, какие трудности могут подстерегать нас на границе, и нам ответили, что это же Таможенный союз — никаких проблем не будет.
Поехали. Перед границей поставили палаточку, шашлычки пожарили. Выезжаем из приграничной полосы, и нас тормозит вроде как таможенник, причем таким вальяжным взмахом жезла. Мы подумали, мало ли чего, может, он нам объезд показывает, но остановились. Говорит:
— Здравствуйте, сержант такой-то, погранслужба Российской Федерации. Выложите все вещи из машины. Где ваше разрешение на пребывание в приграничной полосе?
— Мы и не знали, что оно необходимо, — отвечаем мы.
— Так, езжайте в ближайший город (который в пятидесяти километрах отсюда) и получайте его.
Запомните: чтобы находиться в пятикилометровой приграничной полосе, нужно получить разрешение — это совершенно спокойно делается заранее в Москве.
Российско-казахстанскую границу можно пересечь по российскому паспорту. Но готовьтесь к тому, что почти на каждом посту вас будут останавливать и досматривать все ваши вещи, поскольку через эту границу идет самый крупный трафик наркотиков.
Грузинская и абхазская границы пересекаются спокойно, но таможенники там любят пообщаться. С Украиной тоже никаких сложностей. Вы проезжаете по российскому паспорту, без визы, но очереди зачастую очень большие. Белоруссия — подъезжаете и проезжаете, иногда можно даже и не заметить, что страна уже другая. Есть один важный момент для этих стран: для въезда в них нужно оформить так называемые грин-карты — страховку на автомобиль. В зависимости от того, куда вы едете, они стоят по-разному, но в среднем где-то 1500 рублей.
Прибалтийские страны. Мы переезжали границу с Латвией и Эстонией. Латвийцы очень долго досматривают. При мне задержали человека с двумя детьми из Воронежа и сказали: «Идите на штрафстоянку». С Эстонией все великолепно, но там всегда огромные очереди, так как питерцы едут в Эстонию погулять.
В Финляндию тоже всегда очередь. Из Ленинградской области и Петербурга ездят туда на шопинг и просто отдохнуть. Сами финны — добродушные ребята, никаких с ними сложностей. А вот норвежцы хоть добродушные, но педантичные, могут потребовать остановиться и рассказать, что вы везете.
Если вы оказались в машине и она куда-то едет, то у вас несколько вариантов. Например, от Москвы можно доехать до Питера. Ничего интересного по пути нет, а вот после Петербурга начинается федеральная трасса Р-21 «Кола», которая идет аж до Мурманска. На ее протяжении вы можете посмотреть на несколько природных зон: это и тайга, и лесотундра, и тундра. Дорога проходит через Карелию — можно подъехать к Онежскому озеру, а также посмотреть на церкви, представленные в фильме «Атлантида Русского Севера». Дальше — тундровые горы Хибины, на склонах которых вообще нет растительности.
Мало кто знает, но после Мурманска трасса в замечательном состоянии — 250 километров идеального асфальта. У границы с Норвегией я показывал людям фотографии и спрашивал, где, по их мнению, это находится. Говорили: «Это, наверно, либо на севере Швеции, либо в Норвегии». Настоящий автобан.
Второе направление — на юг. Обязательно доберитесь до Кавказа. Бытует мнение, что там зверствуют гаишники, что могут возникнуть какие-то сложности с местными, но это не так. Мы не были в Ингушетии, Чечне и Дагестане, но были в Краснодарском крае, где прекрасные горы, и в Адыгее, где в районе города Майкоп просто фантастические ландшафты.
Чтобы добраться до них, нужно доехать до Краснодара, потом поворот, и через 200 километров вы оказываетесь в настоящем сырно-горном раю. В Майкопе обязательно зайдите на городской рынок: отличные овощи и сыры, а также другая молочная продукция. Наберите всего этого и езжайте по идеальному асфальту дальше в горы. Обязательно устройте пикник на свежем горном воздухе. Кстати, до Краснодара ведет широкая трасса (четыре полосы минимум), то есть не придется совершать обгон по встречной полосе.
Если говорить о восточном направлении, до Урала, то мы рекомендуем отправиться в Йошкар-Олу, город неоренессанса. Здесь можно прогуляться по набережной Брюгге, посмотреть на фламандскую и голландскую архитектуру, на копию Московского Кремля, а также на памятники Людовику XIV и принцу Монако Ренье III. Думаете, мы сошли с ума? Все это действительно там есть. Построили за пять лет и собрали все в одном месте. Оттуда — в Нижний Новгород и Казань, один из крупнейших городов России с богатым историко-культурным наследием.
Еще есть трасса М-6, ответвление трассы «Дон», идущей в Ростов-на-Дону, в сторону Тамбовской области. Однозначно рекомендуем туда отправиться, если вы любите рыбалку.
Проехав через Тамбовскую область, попадаете в Волгоградскую, в которой есть несколько интересных достопримечательностей. Посмотрите на подземный трамвай (представьте себе метро, в котором ходят трамваи). Конечно, памятник Родина-мать. В 300 километрах от Волгограда есть озеро Эльтон — к нему ведет хорошая дорога. Это аналог солончака Уюни в Боливии — один в один, только гор нет. Когда вы идете по воде, по абсолютно белым кристалликам соли на дне, если повезет с погодой, покажется, будто вы идете по небу, отражающемуся в них.
Наконец, Астраханская область. Это классические полупустыни. Вы едете на машине, а слева и справа — верблюды, пасущиеся, словно коровы. Путешественника там везде сопровождает запах ковыля, особенно в апреле-мае, когда степь цветет.
Рядом находится Калмыкия, одна из трех российских республик, в которых основная религия — буддизм. Там огромные буддистские храмы, а еще, поскольку бывший глава республики Кирсан Илюмжинов большой поклонник шахмат, в Калмыкии есть Шахматный городок, уставленный изваяниями в виде шахматных фигур. Он не достроен (деньги закончились), и есть впечатление разрухи.
Но если ходить по центральной части, то там очень интересно. Есть Музей шахмат, в котором проводятся бесплатные экскурсии. Местные очень дружелюбны, они открыты людям, проявляющим интерес к их региону. Мы приехали в этот музей за пять минут до закрытия, когда персонал уже собирался домой с работы, и нас провели по нему без билетов, да еще и сувениры подарили.
Часто спрашивают, мол, вот вы съездили в Зауралье — наверное, там ничего нет? Возможно, там нет «Макдоналдса» дальше Красноярска, но это далеко не пустыня. Прежде всего сам Урал — это и Башкирия, и Оренбургская область, и Северный Урал (если вы поедете через Киров). Места очень красивые.
Но где-то между Екатеринбургом и Новосибирском действительно начнется плоскость, тянущаяся на протяжении двух тысяч километров. Это Западно-Сибирская равнина, очень много комаров и мошки, поэтому ее лучше побыстрее проехать. Там вас может заинтересовать разве что самое крупное озеро в Западной Сибири — Чаны.
Отсюда вы попадете в Абакан (Хакасия), находящийся примерно в 150-200 километрах от Красноярска. В Хакасии есть горы, есть степь и исторические достопримечательности. Какие? Например, древние изваяния — менгиры. Они похожи на Стоунхендж, только поменьше — прямо в степи стоят вертикальные камни. Кроме того, можно полетать на параплане с гор, похожих на Крымские.
Затем можно доехать до Байкала, где вас будут звать посетить остров Ольхон на западной стороне озера. Не ведитесь на эти предложения. С нашей точки зрения гораздо круче проехать по восточному берегу Байкала, по бурятской стороне. Там сейчас построили идеальную асфальтированную дорогу до Баргузинской долины (километров 200-300 от Улан-Удэ), по которой тоже можно проехаться на автомобиле, так как тут недавно был построен мост через реку Баргузин. Совершенно потрясающие места, и это прежде всего закаты над Байкалом, потому что вы не увидите закаты над озером с запада, со стороны Иркутска. Единственный минус — вдоль водоема тянется охранная зона. Доехать до Байкала от Москвы можно без проблем за неделю.
За озером начинается пустота. Вдоль трассы нет населенных пунктов — они все в стороне. Места там шальные, потому мы не рекомендуем там задерживаться надолго. Хотя здесь расположен Нерчинск, где была каторга декабристов, и в этом городе есть самое большое в мире зеркало. Его привезли из Парижа для местного промышленника Михаила Бутина в XIX веке.
По этой трассе можно доехать до Хабаровска, который расположен в двух тысячах километрах от Читы. На этом участке тоже ничего нет. Останавливаться и ночевать не стоит — тут много зон и бывших заключенных. Если вы едете с семьей, тем более не стоит рисковать.
Хабаровск мы проезжаем и оказываемся в Приморье — закончим путешествие во Владивостоке. Там к саммиту АТЭС возвели два огромных моста, а на острове Русский — Дальневосточный федеральный университет с территорией больше территории МГУ, напоминает американские студенческие городки. Вышел — и прямо перед тобой море. Ну и, конечно, остров Сахалин. Мы, правда, пока не рекомендуем туда ехать, потому что дорога до порта еще строится и на обычной машине проехать вряд ли удастся, да и паром стоит дорого.
В целом наши федеральные трассы находятся в хорошем состоянии, и по ним можно много путешествовать. Естественно, если мы берем какие-нибудь дороги регионального значения, они далеко не всегда пристойного качества. Но, например, трасса между Красноярском и Абаканом — не федеральная, также есть и отличная дорога, сворачивающая от М-2 до Старого Оскола. Не бойтесь российских дорог, езжайте на том, что у вас есть, и вы непременно доберетесь до пункта назначения.