31 мая Надежда Савченко вышла на свою официальную работу в качестве депутата Верховной Рады Украины. Памятуя обо всех громких заявлениях относительно будущей политической карьеры, которые она сделала после возвращения на родину, первый рабочий день Савченко на Украине ждали с большим интересом. «Лента.ру» понаблюдала за тем, как трудилась депутат и оправдала ли возложенные на нее надежды.
О том, что нынешняя пленарная неделя в парламенте Украины откроется именно выступлением Савченко, объявил накануне глава Рады Андрей Парубий на согласительном совете лидеров фракций. Учитывая ажиотаж, который уже несколько дней царит в стране в связи с возвращением «героини», — решение логичное, даже если руководители парламента и фракций в глубине души его не сильно одобряли. Однако статус этой речи внезапно повысился до обращения ко всем украинцам, а не только депутатам, что, вообще-то, прерогатива президента. «Это будет хороший знак», — пообещал Парубий.
Еще 28 мая с Савченко — уже официально как с депутатом Рады и делегатом ПАСЕ от Украины — встретился президент Петр Порошенко. Официально тема переговоров звучала так: «обсуждение сторонами санкционного списка "Савченко-Сенцова" и координация совместных действий по ускорению освобождения украинских заключенных». Известно, что в ходе беседы президент Украины ожидаемо предложил бывшей заключенной посетить ряд европейских стран и провести встречи с европейскими лидерами, а также подумать над перспективами представления позиции Киева в ПАСЕ и Европарламенте.
Это явно было бы на руку и президенту, и лидеру фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко (именно в эту фракцию входит Савченко) — только вот Запад не спешит с приглашениями. Как и в случае с «обращением к украинцам», формат переговоров беспрецедентный — никогда еще отдельно взятый украинский депутат не удостаивался чести координации своей деятельности с президентом. Обращает на себя внимание и то, что Порошенко не стал утруждать себя приглашением на эту встречу Тимошенко и руководства Рады, что было бы правильно по процедуре, ведь без них работа парламентария в любом случае не может быть эффективной.
Зато политсила Тимошенко в этот же день организовала для Савченко первую экскурсию по парламенту. Депутат прогулялась по зданию — вновь босиком и без всяких объяснений по этому поводу, получила общее представление о технической части функционирования украинского законодательного органа. «Я показывал ей зал парламента, кулуары, как записываться на выступление, ее рабочее место. Надю интересовало, какие кнопки для чего нажимать, куда заходить, где давать комментарии. В частности, как пройти к ее рабочему кабинету в комитете. Показал, где находится кабинет председателя Верховной Рады», — пояснил ее экскурсовод и коллега по «Батькивщине» Иван Крулько.
А ранее, на специальной пресс-конференции, Савченко сообщила, что хорошо разбирается в работе двух структур — армии и тюрьмы. Поэтому первоочередная задача — инициировать создание специального парламентского комитета или же комиссии по наведению порядка в ВСУ. На этом фоне логично прозвучала информация и о том, что Савченко намерена стать членом парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, где, кстати, числится и бывший лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. В Министерстве обороны Украины и других околовоенных структурах сразу ощутимо напряглись, хотя на явную критику пока никто не решается.
Как человек военный, Надежда в первый рабочий день прибыла к стенам парламента загодя, за два часа до заседания — около 7 утра, причем на общественном транспорте. Позже депутат пояснила, что хотела проверить, как ее воспримут жители Киева — забросают цветами или камнями. Ни того, ни другого не произошло. «Я удивлена — и приятно, и неприятно», — призналась народная героиня.
Какое-то время она просто бездельничала, курила и пила кофе. Потом — первый, очень краткий брифинг. Савченко подчеркнула, что речь специально не готовила: «Я и так знаю, что хочу сказать, я выйду и скажу». Уточнила, что никто никаких запретов ей не озвучивал: «Я в принципе никогда не дам себе ничего запретить, достаточно уже с меня запретов, натерпелась и до сего момента». Поделилась первыми впечатлениями о коллегах-депутатах: скорее положительные.
Украинские депутаты не скрывали — мол, Савченко сейчас в Раде всерьез «даст жару». Первые минуты — аплодисменты напоказ, но вместе с тем и явно настороженные взгляды. «Только не вздумайте нести цветы и лезть к ней с объятиями», — предупреждали друг друга парламентарии, вспоминая оконфузившуюся на встрече в аэропорту Тимошенко, когда Савченко отказалась принять от нее букет белых роз. В итоге цветов действительно не было, а братских объятий — по минимуму. Собственно, сама речь была краткой и не совсем о политике, и уж явно не для всего народа. Например, депутат заявила, что видит свою цель в том, чтобы не дать забыть коллегам о тех, кто умирает в Донбассе и «не желает ложиться в могилы», а также слегка постращала соратников: «Народ Украины не даст нам сидеть в этих креслах, если мы будем предавать их». Далее последовал символический жест — бывший боец батальона «Айдар» сняла или даже скорее сорвала плакат со своим изображением с трибуны Рады и прикрепила другой, с небольшими рисованными портретами украинских «политзаключенных» и надписью «Свободу узникам Кремля!». Перформанс поддержали бурными аплодисментами. А закончилось выступление хоровым пением гимна Украины и еще одной порцией оваций.
Хотя все прошло довольно гладко, благостное настроение Савченко по дороге куда-то испарилось. Работаем как на базаре, депутаты — как школьники: ленятся, сачкуют, им просто лень работать. Законы принимают некомпетентные люди, не понимающие сути вещей, заявила она прессе. Самим журналистам досталось не меньше, а может, даже и больше: Савченко сравнила их с шакалами и собаками. Поведение прессы в аэропорту при ее встрече она охарактеризовала как «безумное нападение» и пообещала научить журналистов соблюдать «безопасное расстояние», на котором ей будет комфортно общаться.
Само собой, не укрылось от присутствующих то, что Савченко в очередной раз предстала на публике босая. Она разулась прямо в сессионном зале на своем рабочем месте, которое, к слову, находится в первом ряду, перед местом Юлии Тимошенко. После чего залезла с босыми ногами в кресло. Именно в таком виде и в такой необычной позе она внимательно изучала регламент и расписывалась в журнале регистрации.
В перерыве заседания Савченко «пошла в народ», который к тому времени собрался у здания парламента. И там депутата ждал неприятный сюрприз. Вместо ожидаемого восхищения одна из активисток, обращаясь к Савченко, заявила, что хочет «сгноить таких, как она». К счастью, обошлось без рукоприкладства.
Что же касается голосований, проходивших в этот день в Раде, то Савченко без колебаний поддержала закон «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно социальных выплат, решение о праздновании 75-летия со дня рождения Богдана Ступки, внесение изменений в статью 23 закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации», а также решение по резкому снижению акцизов на ранее уже использованные автомобили. Последнее она даже отдельно прокомментировала прессе, отметив, что это «неплохой закон». Никаких технических проблем при голосовании у представительницы «Батькивщины» не возникло.
Какие выводы можно сделать по итогам первого рабочего дня Надежды Савченко в Раде? Пожалуй, только лишь подтвердить уже сказанное: Савченко — это абсолютно непредсказуемое орудие, которое противоборствующие стороны в украинской политике будут использовать, в первую очередь, друг против друга. Основное противостояние уже разворачивается по линии Порошенко — Тимошенко и подогревается как былыми обидами этих политиков, так и нынешними высокими рейтингами лидера «Батькивщины».
Впрочем, с разрешения Запада Савченко все же могут отвлечь на масштабную антироссийскую «пиар-кампанию», и это на время погасит страсти вокруг нее, бушующие сейчас в Киеве. Не исключено, что фактически посвященное ей заседание в Раде было еще и своего рода смотринами, на основании которых «партнеры» Киева определятся с окончательным решением.