Главная особенность рисунка на теле в том, что он живет вместе со своим обладателем. Татуировки — это способ самовыражения, стиль жизни и, если угодно, вызов обществу. К счастью, отношение к ним изменилось, и они больше не воспринимаются как особая примета, присущая представителям криминального мира.
Художественные татуировки стали одним из видов искусства. Продемонстрировать свои творения в Москву съехались десятки мастеров из разных городов и стран мира, а один из павильонов в Сокольниках на несколько дней превратился в выставку работ, эскизов и оборудования для татуировок. «Лента.ру» побывала на тату-конвенции, которая прошла в столице уже в восьмой раз.
«Чего только люди с собой не делают», — проворчал один из посетителей и грустно вздохнул, дожидаясь очереди на вход. Такой реплики можно было ожидать от сердобольной бабушки у подъезда, но никак не от двухметрового мужчины с внушительными «рукавами». Впрочем, его недовольство можно списать на жару: попав в зал, он сразу же объявил, что пойдет искать мастера и добавит на свое тело пару новых рисунков.
Желающих оказалось немало: со всех сторон раздавалось жужжание тату-машинок, а на стендах стояли, сидели и лежали новоиспеченные модели. Вот одному дородному гражданину на всю спину накалывают огромный череп в дотворке, на следующем лежит миниатюрная девушка с оголенным бедром, на котором мастер прорисовывает детали эскиза, на другом стенде уже готовую работу — Карнажа из комиксов — демонстрирует худой парень с обнаженным торсом.
На людей вокруг можно было откровенно пялиться, и такое внимание только нравилось — ради этого все и устраивалось. Посмотреть было на что: любители татуировок выставили напоказ оголенные спины, плечи, ноги и бока, украшенные самыми разнообразными рисунками всех возможных цветов и размеров.
Тем, кто не решился на новое тату, тоже было чем себя занять: на стендах салонов и отдельных мастеров были вывешены эскизы, продавались краски и тату-машинки, а также средства по уходу за заживающими татуировками. Вечером — конкурсная программа. Соревновались в разных номинациях: орнаментальной татуировке, реализме, портрете, нью-скуле и олд-скуле, дотворке и японской татуировке.
Истинно говорят: одной татуировки мало, хочется еще и еще. Как такового тренда на рисунки нет, тут все зависит от вкусов модели и искусности мастера. Кому-то достаточно небольшой птички, знака бесконечности или жизнеутверждающей надписи на любом иностранном языке, а кто-то хочет набить «Апокалипсис» Дюрера во всю спину. Дело вкуса.
Большинство художников выступают за оригинальность и отказываются копировать чужие работы или делать банальные, по их мнению, рисунки. «По поводу того, что просят набить: да всё просят набить, от надписей и звездочек до масштабных проектов во всю спину совершенно разных сюжетов и направлений», — говорит тату-мастер студии Mad fish tattoo Алексей Тол.
В тренде не само изображение, а стиль, в котором оно выполнено. «Думаю, что реализм, наверное, на первом месте. Хотя я предпочитаю американскую классику, так сказать, начало начал», — добавил Тол. «Сейчас все популярнее реализм и цветные масштабные тату. Но и орнаментал, и традиционная татуировка популярны», — пояснила одна из участниц конвенции, мастер студии Evil tattoo studio Эльвира Флетчер.
Культура татуировки в России охватывает все больше людей. На конвенции были посетители всех возрастов: от пожилых любителей тату, до семей с маленькими детьми. Это показывает, что отношение к рисункам на теле меняется в положительную сторону.
Во времена СССР татуировки воспринимались как атрибут криминального мира. Наколки могли многое рассказать о своем владельце. Например, тигр означает озлобленность и жестокость по отношению к представителям власти, парусник — тягу к свободе, а звезды на ключицах были исключительным отличием воров в законе. Те самые купола, о которых пел Михаил Круг, означают количество «ходок» на зону или лет по приговору. При нанесении татуировок в лучшем случае использовалась тушь, а в худшем «жженка» — краска из смеси жженой резины и мочи.
До 1980-х годов татуировки оставались уделом заключенных, рядовых срочной службы и моряков торгового флота. А потом субкультура пошла в рост — рисунки начали делать себе представители рок-подполья, появился цвет, значительно улучшилась техника исполнения. В стране возникли первые домашние студии, а в середине 1990-х годов была проведена первая тату-конвенция.
Сейчас татуировки — часть массовой культуры. «Взгляды меняются, и в нашей стране татуировки все чаще воспринимают как искусство, а не тюремные отголоски прошлого» — констатировал Тол. И добавил, что мероприятие в Сокольниках по уровню не уступает конвенциям в Европе и США.
В прошлое уходит и мнение о том, что татуировки — мужская прерогатива. Все больше девушек украшают себя рисунками, а некоторые профессионально занимаются татуировками. Пол здесь не имеет значения, главное — мастерство. «Мастер уже необязательно ассоциируется с брутальным мужчиной. Этот такой же стереотип, как про татуировку и тюрьму. Не беру в расчет совсем уж тяжелые случаи советских устоев и нетерпимость к чему-то новому», — говорит Флетчер.
«Культура развивается не так быстро, как хотелось бы, хотя мастера в России могут составить конкуренцию мастерам по всему миру, это точно», — добавила она.