Еще одним громким коррупционным делом пополнилась в среду, 1 июня, новейшая политическая история России: мэр Владивостока Игорь Пушкарев, дольше всех в истории города занимавший кресло градоначальника, задержан по подозрению в злоупотреблении полномочиями и подкупе. «Лента.ру» разбиралась в подробностях.
Первый «звоночек» прозвучал в 8 утра по московскому времени: агентство «Интерфакс» со ссылкой на свои источники сообщило, что Пушкарев задержан и этапирован в Москву. О причинах не говорилось, официального подтверждения информации тоже не было.
Мэрия Владивостока стоически опровергала утреннее известие. Тому же «Интерфаксу» первый вице-мэр города Алексей Литвинов на вопрос о происходящем ответил: «У нас все хорошо». После чего, отмечает агентство, «сел в свой внедорожник и покинул парковку горадминистрации». А пресс-служба мэрии и вовсе утверждала, что градоначальник находится на рабочем месте.
Трудно объяснить такую позицию, ведь задержание в качестве подозреваемого ― не то шило, которое в наш информационный век можно утаить в мешке. Не исключено, что у команды Пушкарева до последнего сохранялась надежда, что ситуация «рассосется». На что опиралась эта надежда ― не менее любопытно, чем причина задержания.
Как бы то ни было, к полудню по московскому времени официальный спикер СК Владимир Маркин расставил точки над i: да, задержан, находится в статусе подозреваемого по уголовному делу о злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе. Через пару часов «Единая Россия» приостановила членство Пушкарева в партии. Буквально десять дней назад градоначальник стал одним из победителей праймериз 22 мая: он подавал заявку на участие в предварительном голосовании, намереваясь войти в число кандидатов от партии на сентябрьских выборах в заксобрание Приморского края.
Вместе с Пушкаревым под следствием оказался директор муниципального унитарного предприятия города «Дороги Владивостока» Андрей Лушников. По версии следствия, мотивом совершения преступления были корысть и «иная личная заинтересованность» соучастников. Мэр в течение пяти лет способствовал закупке предприятием «Дороги Владивостока», владельцем которого является город, строительных материалов у компании «Востокцемент», подконтрольной его близким родственникам.
Сделка была кабальной для казны Владивостока: материалы приобретались в большом объеме и по завышенной цене. По оценкам правоохранителей, казенному предприятию был нанесен ущерб на сумму более 158 миллионов рублей; кроме того, у фирмы образовалась кредиторская задолженность в 800 миллионов.
Зато весьма прибыльными эти сделки оказались для градоначальника и его родственников. Он лично, по данным следствия, получил 45 миллионов рублей в качестве так называемого отката.
Что касается предполагаемого сообщника Пушкарева Андрея Лушникова, следователи располагают доказательствами о факте коммерческого подкупа главы компании. Как сообщается на сайте СКР, градоначальник передал главе «Дорог Владивостока» 1,4 миллиона рублей в период с 2012 по 2014 год. За это вознаграждение Лушников подписывал невыгодные городу контракты.
«Вседозволенность, безнаказанность и размах Пушкарева характеризует лишь одна маленькая деталь: в водоохранной зоне озера Ханка специально для его отдыха была построена база с вертолетной площадкой», — резюмирует автор официального сообщения СКР Владимир Маркин.
При этом в мае заместитель главы администрации Владивостока Леонид Вильчинский в ходе брифинга, посвященного состоянию дорожного хозяйства в Приморье, заявил, что на надлежащий ремонт магистралей в городе не хватает средств, и отметил, что руководство края «не изъявляет энтузиазма выделять миллиардные средства на идеальные дороги города».
Кроме прочего, в начале года Приморский край укрепил свое лидерство среди субъектов с наибольшей задолженностью по выплатам зарплат бюджетникам. В январе долг достиг 400 миллионов рублей против декабрьских 275 миллионов, это сопровождалось протестными акциями работников региональных предприятий, требующих погашения задолженности по заработной плате.
В качестве «вишенки на торте» весной в регионе случился настоящий мостопад, ясно обозначивший серьезность проблем в краевом дорожном хозяйстве.
Если предположения следователей верны, Пушкарев и его сообщник выбрали для реализации коррупционных схем золотую жилу в самом отдаленном регионе страны. Несмотря на удаленность, «поляна» получилась хлебной: генеральный план развития Владивостока предусматривает бурный рост в сфере строительства улично-дорожных сетей. Их протяженность должна составить к 2018 году 795,62 километров. Владивосток, по данным «Автостата», уже занимает лидирующие позиции по автомобилизации населения: в городе зарегистрировано более 420 тысяч машин.
Кроме экономической стороны вопроса стоит иметь в виду еще и политическое измерение, а также бэкграунд самого Пушкарева. Он выходец из бизнес-среды: был генеральным директором и соучредителем (с долей 25 процентов) концерна «Парк Групп», объединявшего три цементных завода в Приморье и Амурской области, а также Владивостокский бутощебеночный и Первомайский судоремонтный заводы.
Рост цен на цемент сделал будущего главу Владивостока миллионером и одним из самых молодых сенаторов России: кресло представителя от Приморского края в Совфеде Пушкарев занял в 2002 году, в неполные 28 лет. Однако этот почетный пост, больше подходящий для политических пенсионеров, не устраивал молодого и амбициозного политика. По некоторым сведениям, в 2016 году он шел на выборы в региональное Законодательное собрание с далеко идущей целью: стать спикером областного собрания и использовать эту площадку как трамплин для избрания на губернаторский пост. А это позволяет посмотреть на ситуацию как на очередной аккорд российской политической драмы под названием «мэр областного центра против губернатора».
Многое говорит о том, что произошедшее — прямой результат столкновения Пушкарева с главой Приморья Владимиром Миклушевским. Эту версию подтверждает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев: «У Пушкарева действительно был с Миклушевским серьезный конфликт, который затих в публичной плоскости с приближением выборной кампании. К примеру, прекратились публичные нападки на губернатора на ресурсах, сочувствующих мэру. А ведь у него была выстроена целая коалиция против Миклушевского, материалы выходили в том числе и в федеральных СМИ».
Одна из историй, порочащих репутацию губернатора, к которой, по мнению политолога, имели прямое отношение люди Пушкарева, произошла в конце января этого года: знаменитый полет приморского губернатора в кругу друзей на вертолете Robinson R-66, груженном элитным алкоголем. Фактами, изложенными в публикациях СМИ, заинтересовалась Приморская транспортная прокуратура, а депутаты Госдумы от КПРФ Сергей Обухов и Валерий Рашкин направили запросы в Генпрокуратуру и управление президента по противодействию коррупции — попросили проверить информацию на предмет возможных нарушений закона.
По словам Калачева, глава Приморья видел в градоначальнике политического оппонента. «Полагаю, Миклушевский подозревал Пушкарева в том, что он хочет занять его место. Но не сразу, естественно, а постепенно — через областное Заксобрание, через пост председателя и так далее. Поэтому здесь губернатор однозначно выгодоприобретатель». В то же время, считает политолог, вовсе не обязательно Миклушевский организовал эти проблемы мэру — возможно, градоначальник сам где-то «перегнул палку». В любом случае сейчас губернатор сможет усилить свое влияние: подобное публичное избавление от политического соперника — демонстрация для всех. «Имел ли он отношение к этой истории или нет, но трактовать это будут именно так», — подытоживает Калачев.
После возбуждения уголовного дела Пушкарев рискует повторить судьбу всех бывших мэров Владивостока за последние 20 с небольшим лет: уголовного преследования не избежал ни один из градоначальников, не считая нескольких исполняющих обязанности.
Главу города Виктора Черепкова обвиняли во взяточничестве в 1994 году, в разгар конфликта с губернатором Евгением Наздратенко. Конфликт разрешался с применением силовых методов: ОМОН взял здание мэрии штурмом, вынес Черепкова на руках. Градоначальника лишили должности, но упрямый политик восстановился на этом посту, чтобы после очередного отстранения снова попасть под уголовное дело о самоуправстве. По этому поводу Черепкова даже признали виновным, но в 1995 году амнистировали по случаю 50-летия Победы.
Всего на месяц настойчивого Черепкова сменил Александр Фильков, успевший за это недолгое время попасть в поле зрение правоохранительных органов. Краевая прокуратура возбудила против него уголовное дело за превышение должностных полномочий. Затем на пост мэра был избран бывший заместитель Черепкова Юрий Копылов, который после окончания своих полномочий получил условный срок за нецелевое использование бюджетных средств: по версии следствия, в 2003 году он нарушил закон при выделении из бюджета 28 миллионов рублей на постройку колумбария для участников Великой Отечественной войны. Условный приговор Копылову был вынесен в мае 2007 года, а уже в июле он снова попал под следствие ― его обвинили в превышении должностных полномочий: он обеспечил себе милицейское сопровождение за счет городской казны.
Наконец, очередной мэр города Владимир Николаев, поддержанный губернатором Сергеем Дарькиным, в узких кругах более известный под кличкой Винни-Пух, был уличен в незаконном выделении в аренду муниципальной земли. Николаева приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы условно, после чего он уехал в Таиланд (официально ― на лечение) и на родину не вернулся. За это условный срок заменили реальным, Николаева объявили в розыск, в том числе по линии Интерпола. А в 2012 году Приморский краевой суд пересмотрел дело и неожиданно снял с экс-мэра все обвинения.
* * *
«Вся эта ситуация означает, что политическая карьера Пушкарева катится в тартарары. Он получил нокдаун, который может обернуться для него нокаутом: есть ситуация, когда человек просто падает, а есть такая, когда он уже не встает», — рассуждает Калачев. В то же время он признает, что Пушкарев — не самый плохой мэр, но, по всей видимости, где-то перешел черту. Не стоит забывать и о том, что в стране идет полномасштабная работа по искоренению коррупции и злоупотребления должностным положением. «Но это уже работа правоохранительных органов, и следствие разберется в этой ситуации самостоятельно», — резюмирует эксперт.
Похоже, в сентябре в Приморье будет новый мэр краевой столицы. Кто рискнет претендовать на кресло градоначальника, из которого вот уже 22 года все регулярно пересаживаются на скамью подсудимых?