Путешествия
00:15, 3 июня 2016

«Эрдоган не турок вовсе» Репортаж «Ленты.ру» о печальных буднях турецких курортов

Михаил Савельев
Фото: Галина Лукьяненко / Фотобанк Лори

Летний туристический сезон входит в полную силу, но геополитика внесла в него существенные коррективы. Горячо любимая россиянами Турция утратила свое ведущее положение. Корреспондент «Ленты.ру» проехал по нескольким курортам страны, чтобы увидеть все своими глазами.

Думаю, никто сегодня не сможет объяснить действия турецких военных, сбивших российский самолет, но именно с этого момента в жизни страны и ее граждан происходят неприятные перемены. С трагических событий прошло полгода.

Из-за отмены чартерных рейсов я лечу в Турцию из Внуково рейсом «Турецких авиалиний» до Стамбула. Самолет на удивление полон, но это по большей части те, кто живет в Турции, либо турки, возвращающиеся домой. Туристов практически нет. Туриста от нетуриста отличить просто: веселые разговоры, пляжный вид, бутылка алкоголя, торчащая из пакета.

На паспортном контроле ничего не изменилось. Виз для россиян не ввели, разговор короткий: паспорт, штамп, проходи. Выхожу минут на десять покурить на улицу — там привычный гвалт таксистов, сумки, чемоданы. Стамбул с его «легкопромышленным» бизнесом, видимо, пострадал меньше, но заметно, что поток пассажиров не так велик, как раньше. А может быть, просто слишком рано. Пересадка на местные авиалинии в Даламан происходит быстро. Еще час — и вот море под крылом самолета неспешно перекатывает ласковые волны.

В международном аэропорту Даламана нет никого. Можете себе представить аэропорт Внуково, где нет ни одного человека, кроме таможенников? Горит только дежурное освещение. Duty Free закрыт. Полки заполнены алкоголем и шоколадками, но нет ни покупателей, ни продавцов. Даже табло прилетов в зале выключено. Это значит, что главные авиационные ворота юга Турции не работают. На минуту включают ленту транспортера, выдают нам багаж. Под пристальным взглядом таможенников весь багаж пропускается через рентгеновский аппарат, а мы проходим на выход через рамку металлоискателя.

Воздух все так же вкусен и свеж. Цены на такси не изменились, хотя количество таксистов поубавилось. Следует отметить, что с приходом Эрдогана правительству удалось обуздать инфляцию, и теперь курс лиры достаточно стабилен по отношению к мировым валютам. Зато изменилась стоимость продуктов, услуг, проживания, топлива. За последние лет пять туристическая Турция многократно подорожала. В первую очередь из-за стоимости бензина, а во вторую — из-за ежеквартально увеличивающихся налогов на алкоголь, гостиничный бизнес, рестораны и кафе. С другой стороны — получается, что при стабильном курсе цены для туристов растут уже не в лирах, а в евро.

Мы садимся в автобус и через полтора часа добираемся до Мармариса, туристического сердца страны. Что радует, на отшибе, в нетуристических местах, все по-старому: стаканчик ароматного чая обойдется в 50 кюрюш, литр 95-го бензина на заправке — 4,3 лиры, что при курсе 3,2 лиры к 1 евро дает нам 1,34 евро за литр — практически так же, как в Германии.

Если спросить у туроператоров про лучший турецкий курорт, то с вероятностью 75 процентов они назовут именно Мармарис. Здесь и пятизвездочных отелей много, и море, в отличие от Бодрума, теплее на три градуса, масса дискотек, пляжей, мест для отдыха с детьми. Неподалеку расположен греческий Родос, на который в туристический сезон можно попасть на несколько дней без шенгенской визы. Все это здесь и осталось. Нет только туристов. Совсем нет.

Практически для всех жителей юга Турции туристический сезон — единственное время в году, когда можно что-то реально заработать. Огромные по нашим меркам семьи кормятся от туристического потока. В эту работу вовлечены все от мала до велика. Даже школьный год начинается здесь на месяц позже — в октябре, когда поток туристов наконец спадает. Май — начало сезона. На улицах пусто. Рестораны и кафе работают, как и некоторые гостиницы, но истинное положение дел можно понять, пообщавшись с местными жителями.

Подхожу, сажусь за столик. Мустафа, владелец ресторана на первой линии у моря. Я знаю его лет десять, не меньше. Он сам родом оттуда, где сбили наш самолет, и его родители живут там. А он приезжает на полгода в Мармарис, чтобы заработать себе и им на жизнь. Традиционный стакан чая и неторопливая беседа.

— Как дела?

 — Дела-дела, — Мустафа задумчиво смотрит в море. — Говорят, мэр Антальи написал письмо Эрдогану с вопросом, когда это все закончится. Вот, может, Эрдоган все-таки извинится перед Путиным. У нас там (кивает в ту сторону, где живут его родители) мандарины гниют. Мы их раньше поставляли в Россию, а теперь их девать совсем некуда. Раньше контейнерами возили, а теперь контейнерами их давим.

— А как там вообще обстановка — беженцы, военные?

— Все тихо. Беженцев нет. Все как всегда, только вот мандарины...

— А здесь? Чего ждете от сезона?

— Я знаю, — продолжает Мустафа, — что многие владельцы гостиниц их просто закрыли и все. Потому что нерентабельно. А значит — и мы, ресторанщики, пострадаем однозначно. И дело здесь не только в русских, которые перестали ехать. Европейцы тоже не едут. Сам посуди: в январе несколько терактов в Анкаре и Стамбуле. Пострадали немцы и австрийцы. А они для нас, так же как и русские, составляли основу бизнеса. Остались англичане, но, похоже, и они теперь больше любят Родос. Цены растут. Раз в полгода поднимают акцизы на алкоголь. Ну, кто такое выдержит. Поднимают налоги на рестораны. Европейцы видят, что им здесь не особенно рады. Мы изворачиваемся, как можем, но опять, видишь, все выросло в цене — и еда, и вино. И за аренду платить надо больше. Думаю, еще немного так протянем и закроемся.

Мне многие местные говорили, что это сознательная политика Эрдогана. Он, думая о том, как создать истинно мусульманскую страну, пытается снизить поток туристов, которые, по его мнению, разлагают турецкое общество, уводят его от традиций в сторону соблазнов современного мира. Возможно, это и так. А возможно, что независимых малых предпринимателей трудно контролировать, поэтому они представляют опасность для правящей элиты — имеют собственное мнение, отличное от мнения руководства страны. Сделав опорой своей власти неимущие классы из центральной и северной Турции, правительство с упоением громит южан.

Весна в Турции не чета нашей. Рынки завалены свежайшей зеленью, помидорами, огурцами — все только что с грядки. Еще не так жарко, все цветет и благоухает, везде зелень. Нет только туристов. Отели стоят пустые. На крытой улице Мармариса, где расположен туристический базар, нет никого. И это не похоже на затишье перед бурей — скорее наоборот.

Мармарис — это не только место отдыха обычных туристов. Это настоящая Мекка для любителей путешествий под парусом. В самом центре города расположена Нетсел марина — место, откуда начал свою яхтенную жизнь по меньшей мере каждый второй из тех, кто увлекается яхтингом в России. Здесь находятся управляющие компании, которые сдают яхты в аренду и содержат свой флот. Есть несколько очень приличных яхтенных школ, а на регате закрытия сезона Marmaris Race Week более половины экипажей — из России и СНГ. Как известно, море зовет — быть может, хотя бы здесь не так заметно изменение турецкого бизнес-климата.

В ресторане «Пайн эппл», который знаком каждому русскому яхтсмену, пустовато. Цены сохранились на уровне прошлого года, и мой любимый луковый суп все еще стоит 12 лир. Говорю с местными старожилами. За прошедшие полгода несколько крупных компаний увели свои яхты из Турции в Грецию и Хорватию. Две компании обанкротились, остальные на грани выживания. Падение броней достигает 80 процентов. В марине, где раньше не было свободных мест, сегодня видны длинные проплешины возле понтонов. Цены, правда, пока никто снижать не собирается. Возможно, ждут улучшения ситуации, а скорее всего, просто бизнес-машина медленно реагирует на происходящее. По оценке местных, к концу года выживут только компании, работающие с турками, либо те, кому повезет. Скидки на аренду лодок достигают немыслимых прежде 60 процентов. Что будет дальше, пока никто не знает, но этот вопрос скорее должен волновать владельцев яхт, чем управляющие компании.

Проехав за несколько дней вдоль побережья, я убедился, что похожая ситуация везде. Турки, конечно, стараются не унывать и готовятся выживать кто как может. Солнца, моря и оливок у них в достатке, если что — проживут. И все в один голос заявляют, что Эрдоган — зло, но что с ним сделаешь.

После всех путешествий сажусь на паром до Родоса. Час двадцать — и полосатый бело-синий стяг уже над головой. В Греции все отлично. Задавая те же вопросы грекам, получаю ответы: туристов стало больше, и больше с каждым днем. Уже и не знаем, куда всех девать и надо ли нам столько. Вот раньше жили хорошо — тихо. А теперь надо все время что-то делать. Быть может, Эрдоган не турок вовсе, а грек? Так умело направил туристический поток из Турции в Грецию! Есть над чем подумать на досуге…

Москва — Стамбул — Даламан — Мармарис — Родос — Москва

< Назад в рубрику