В Лиссабоне уже месяц сидит в тюрьме российский бизнесмен, президент футбольного клуба «Лейрия» Александр Толстиков. Местные судебные власти обвиняют предпринимателя в отмывании денег, организации криминальной группы и налоговых преступлениях. «Лента.ру» разбиралась, как гражданин России оказался в столь непростой ситуации и как это может аукнуться отечественному футболу.
Португальская жизнь Александра Толстикова началась в сентябре 2014 года, когда российский бизнесмен, президент спортивного агентства D-Sports заключил инвестиционный договор с футбольным клубом «Лейрия». Обратить внимание на эту команду ему порекомендовал известный тренер, лично участвовавший в первичном спортивном аудите португальского клуба.
В процессе переговоров было достигнуто соглашение: Толстиков инвестирует деньги в обмен на контрольный пакет акций, а также берет на себя обязательства по погашению долгов, коих на тот момент накопилось около 400 тысяч евро. Для убедительности далеко идущих планов россиянин переехал в Лейрию, получил вид на жительство и сел за парту, чтобы в кратчайшие сроки освоить португальский язык.
В управление клуба были приглашены два русских партнера и два португальца: Руй Лишбоа — президент клуба (на тот момент) и Витор Силва — вице-президент, занимающийся финансовыми вопросами. Чтобы обеспечить юридическую и финансовую чистоту деятельности клуба, Толстиков нанял для ее сопровождения португальских юристов и португальского финансиста.
В дебютном сезоне 2014/2015 компания Толстикова DS-Investment полностью финансировала деятельность «Лейрии», португальская же сторона не инвестировала ни одного евро. Мало того, за 2015 год DS-Investment погасила многолетние долги футбольного клуба перед муниципалитетом, налоговыми органами и банками. Также российский бизнесмен взял под свое крыло местную футбольную академию, лично посетив большинство матчей.
Обкатав команду в дебютном сезоне, в следующем «Лейрия» до последних туров была претендентом на повышение в классе и лишь в заключительном матче не смогла выйти во второй дивизион, не сумев обыграть прямого конкурента. Встреча против клуба «Каса Пиа» завершилась вничью (1:1), и по итогам отдельного турнира за две вакантные путевки «Лейрия» заняла четвертое место, отстав от второй «Каса Пиа» на два очка. Матчи последних туров совпали с неожиданным арестом Толстикова, который очень сильно ударил по команде: шокированные произошедшим футболисты и тренерский штаб оказались морально не готовы к заключительным встречам, на карту которых было поставлено повышение в классе.
Александра Толстикова арестовали 4 мая местные полицейские по подозрению в отмывании денег, организации преступной группы и налоговых преступлениях вместе с помощником по клубу Сергеем Реницей и португальцем Педро Виоланте — управляющим директором «Лейрии» по финансовым вопросам. Позже португалец был отпущен по решению суда, россияне же, несмотря на ходатайства адвокатов, до сих пор находятся под арестом. За это время судья несколько раз менял свои решения: от ареста до индульгенции в виде домашнего ареста. Однако до сих пор и Толстиков, и Реница находятся за решеткой в ожидании апелляции адвоката, которую суд не торопится рассматривать. Португальская полиция тоже ведет себя на удивление статично: за месяц ни одного, ни другого фигуранта достаточного громкого для Португалии дела ни разу не допросили, притом что португальца Виоланте успели отпустить.
Суть претензий к ответчику довольно расплывчата и никак не конкретизирована, особенно с учетом нестыковок многих рассуждений истца о нелегитимности действий российского бизнесмена. Так, например, обвиняя его в отмывании денег, полиция даже не удосужилась поинтересоваться происхождением инвестированных в «Лейрию» средств. Ответчик, по информации, полученной от адвокатов Толстикова, готов в любой момент предоставить все финансовые документы по запросу, однако таких действий от стороны обвинения до сих пор не последовало, как не последовало и официальных запросов в банк, обладающий всей необходимой информацией. Важно отметить, что европейские банки тщательно проверяют своих клиентов и совершаемые ими операции, и до сегодняшнего дня у банка не возникало вопросов и претензий к компании DS-Investment.
История же с арестом Сергея Реницы вообще попахивает абсурдом, так как он не принимал в клубе никаких управленческих решений и не входил в руководящий состав «Лейрии».
У полиции нет ни одного доказательства, что инвестированные в клуб деньги были получены преступным путем. Позиция обвинения построена лишь на предположениях. Португальский судья, принимавший решение об аресте, забыл о презумпции невиновности, которая, видимо, не действует в Португалии, и заставил адвоката Толстикова доказывать чистоту происхождения денег. Все затребованные документы адвокат предоставил, однако суд не торопится их рассматривать.
Что касается обвинений в создании преступной группы и связях с русской мафией, португальской полиции достаточно было бы сделать запрос российским коллегам и выяснить, находится ли Александр Толстиков в «разработке». Однако и здесь португальцы избрали пассивную тактику, взяв в качестве доказательства дорогой «Мерседес», на котором ездил бизнесмен, и большую квартиру, которую, кстати, предприниматель снимал. Если уж всерьез подозревать россиянина в связях с мафией, было бы трудно понять, почему столь серьезный фигурант не мог себе позволить приобрести жилье, а не арендовать.
Лишены доказательной базы и обвинения в налоговом мошенничестве, так как за финансовые вопросы в «Лейрии» отвечал упомянутый выше Педро Виоланте, который, по странному капризу следствия, уже отпущен на свободу. Российский же предприниматель взял на себя функции спортивного директора клуба, попутно занимаясь поиском спонсоров, маркетингом и даже селекцией.
Ситуация, в которой оказался российский бизнесмен, крайне неприятная и напоминает рейдерский захват отечественных 90-х, когда руководителя крупного завода сажали в тюрьму, завод банкротили, а потом приобретали за бесценок. Удивительно, что это повторяется в XXI веке в цивилизованной европейской стране, удивительно и то, что арест Толстикова совпал с решающими матчами «Лейрии» за выход во второй дивизион, ударив по команде в решающий момент. Дестабилизация ситуации привела к тому, что футболисты в итоге не смогли выполнить задачу.
Главный вопрос, который пока остается без ответа: кому так сильно насолил рядовой российский бизнесмен, который за год с небольшим из клуба-банкрота сделал команду, которая с ходу едва не решила задачу повышения в классе, влюбила в себя местных болельщиков и стала отличной площадкой для обкатки российских футболистов?
Безусловно, недовольных приездом россиянина хватало. Первоначальные переговоры по приобретению контрольного пакета длились несколько месяцев. Португальская сторона долго не хотела отдавать бразды правления, но в итоге все-таки согласилась, однако на протяжении полутора лет серьезной помощи от нее так и не последовало. Как признался в одном из интервью российский бизнесмен, в процессе работы часто приходилось бороться с ветряными мельницами и пытаться пробить стену недоверия, воздвигнутую португальскими властями.
Трудно что-либо утверждать со стопроцентной уверенностью, но со стороны ситуация выглядит так: своей активной деятельностью российский бизнесмен Толстиков перешел дорогу одному из местных влиятельных людей, который, выждав время, нанес удар в самый подходящий момент, сведя на нет полтора года работы. Парадоксален и сам производственный процесс. Предпринимателя сначала арестовали, предъявили массу обвинений, посадили под арест, а потом начали разбираться и искать доказательства его вины. Вот такая удивительная и загадочная судебная практика в Португалии.
В последнее время стало модно искать российский след во всем и везде. Тот же допинг едят все, но ловят только русских. И тут получается, что каждый россиянин, да еще и с деньгами, автоматически подозревается в причастности к мафии. Видимо, про обычные бизнес-процессы португальцы слыхом не слыхивали.
Эта история — еще и удар по российскому футболу. В «Лейрию» поехали за игровой практикой многие молодые спортсмены, лишенные ее на родине. Через «Лейрию» они могут дорасти до больших клубов и до сборной — такие предпосылки уже есть: тот же Виталий Лысцов через «Лейрию» перешел в «Бенфику». Такие молодые ребята могли бы защищать цвета сборной России на домашнем чемпионате мира 2018 года. Смогут ли в нынешних реалиях — вопрос.