Россия
00:31, 5 июня 2016

Шпильки закона Как женщины завоевывают себе место под полицейскими бронежилетами

Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Конкурсная программа II Международного форума женщин-полицейских в Москве

В Москве на минувшей неделе своими успехами и проблемами поделились друг с другом женщины-полицейские из Европы, Израиля, Канады и Казахстана. Под эгидой Международной полицейской ассоциации, в которую входит 66 государств (в том числе Россия), прошел форум. Говорили о работе, красоте и детях. Без политики. Количество стражей порядка в юбках увеличивается повсеместно, но для представителей прекрасного пола в этой профессии все еще есть определенные трудности. «Лента.ру» побывала на форуме и проанализировала опыт внедрения женщин в ряды московского гарнизона МВД.

«Как куклы Барби»

Первый международный семинар для сотрудниц полиции прошел в октябре 2014 года в Греции (в этой стране четверть сотрудников правопорядка — женщины). Москвички там рассказали о возобновлении работы женсовета в московском главке МВД (теперь эта организация именуется Ассоциацией женщин московской полиции).

Принимать второй форум выпало России. Мероприятие превратилось в пятидневный фестиваль. Были, конечно, и доклады, но преобладали всякие конкурсы: кулинарные, танцевальные и вокальные, стрельба по шарикам из пневматики, катание на патрульных машинах. Под бурные аплодисменты мужчин-полицейских и вспышки фотоаппаратов.

«Они желают женщинам всегда быть красивыми, а вокруг сидят некрасивые толстые мужчины, и никто не говорит, что им нужно держать себя в форме, — рассказала координатор Международной ассоциации женщин-полицейских полковник Мей-Бритт Ринальдо, которую огорчили поцелуи на сцене. — Здесь женщины должны выглядеть как куклы Барби и делать то, чего не хотят. Сначала все было хорошо: вышли на сцену, пожали руку. А потом внезапно на них надавили и отправили на кухню. Я очень расстроена».

Большинство участниц форума в кукол превращаться действительно не пожелали и после научно-практической части всячески уклонялись от инициатив гостеприимных хозяев. Лишь перед возможностью прокатиться на служебном авто ГИБДД никто ни устоял.

Наибольший интерес вызывали дискуссии о профилактике преступности среди несовершеннолетних, домашнего насилия и защите подрастающего поколения. Еще обсуждались проблемы влияния женщин в форме на своих коллег-мужчин, психологической адаптации полицейских в юбке и их социальной защиты. И здесь опыт таких стран, как, к примеру, Швеция и Кения, весьма разнится.

«Сорок лет я служу в полиции, и отношение к женщинам менялось на моих глазах, — говорит шведка Мей-Бритт. — Сначала я была единственной девушкой в отделе, меня брали третьей в патруль, я всегда сидела на заднем сиденье. Относились как к человеку второго сорта. Но потом я доказала, что не хуже их».

В Кении право женщины носить форму и находиться на госслужбе защищает недавно принятая конституция. Определен даже минимальный процент девушек в рядах стражей порядка.

«Тем не менее женщины занимаются только бумажной работой, к оперативной их не допускают, — отмечает Эмили, служащая в полиции уже 12 лет. — Например, я занималась делом пиратов, но в захватившую их группу задержания меня не взяли».

Ее коллега и землячка Ирене Карубо в разговоре с журналистами пошутила, что коллеги-мужчины перестали над ними смеяться, когда девушки получили табельное оружие — автоматы Калашникова.

«Есть страны, где до половины личного состава подразделений полиции — женщины, — рассказал руководитель российского отделения Международной полицейской ассоциации (Всероссийской полицейской ассоциации) Алексей Ганькин. — Они все более востребованы в различных службах. Например, в правовых, финансовых, психологических, кадровых. Да и в оперативных тоже. Много женщин среди следователей, дознавателей. Есть они и в уголовном розыске, и в патрульно-постовой службе».

Президент Международной полицейской ассоциации Пьер-Мартен Мулен открывал форум в галстуке со слонами и леопардами. Он буквально лучился дружелюбием и неустанно благодарил людей в полицейских мундирах за стремление сделать мир лучше.

«Мы все понимаем сложность политической ситуации, — рассказала «Ленте.ру» одна из европейских участниц форума на условиях анонимности. — Отношения с Россией сейчас очень напряженные, поэтому ни у кого из нас нет даже желания об этом говорить. Не из-за запрета, а просто чтобы не портить настроения. Но сюда приехали только те, кто этого хотел, кто не боится Москвы, а наоборот — интересуется. У нас миллион общих тем: грабители, мигранты и насильники везде одни и те же. Как и проблема сексизма в рядах полиции».

Офицер и офицерская вдова

Россию на форуме представляли женщины-полицейские из Петербурга, Подмосковья и целое отделение ослепительных красавиц из Москвы — лауреатов конкурса «Гордость полиции». Эти девушки ни на что не жаловались и с легкостью перевоплощались из амазонок в эстрадных певиц и хранительниц домашнего очага. Трудятся они в самых разных подразделениях, и некоторые даже на «передовой»: в патрульных и оперативных службах.

Майор Юлия Мильшина — помощник начальника по работе с личным составом ОМВД России по району Марфино. Опытный офицер с 15-летним стажем и вдова офицера. Ее муж, оперуполномоченный Вячеслав Мильшин, погиб в 2004 году при исполнении служебного долга. Юлия одна воспитывает дочь Злату и учится на вечернем отделении театрального факультета университета культуры.

Яркая и боевая блондинка, 26-летняя Юлия Беляева патрулирует центральные улицы Москвы в подразделении туристической полиции. Чемпион главка МВД по самбо и призер мировых первенств по карате. В третий день фестиваля Беляева с легкостью исполняла роль синхронного переводчика с английского и разбила ударом кулака доску на сцене полицейского ДК во время показательного выступления (правда, не с первой попытки).

Ольга Биркина из Санкт-Петербурга пришла в милицию в 1987-м и теперь развивает международное сотрудничество полицейских. На форуме она представила свою книгу «Полиция мира» — об истории служб правопорядка в разных странах.

Художественные выступления русских девушек отличались особым патриотизмом с военным уклоном. Иностранные конкурсантки все же предпочли проверенные годами и абсолютно аполитичные народные танцы.

«Вот у Коли, например, мама — милиционер!»

По словам начальника главка МВД России Москвы Анатолия Якунина, сегодня доля женщин в рядах столичной полиции достигает 20 процентов. Причем служат дамы в самых разных подразделениях.

До 2000-х годов женщины в милиции занимали в основном сугубо тыловые должности: паспортисток, кадровиков, секретарей. Работали с детьми в инспекции по делам несовершеннолетних. Но всегда были женщины-следователи.

В пример можно привести Нину Титовну Ковалеву, вошедшую в историю столичной милиции как «бабушка московского следствия». Она проработала следователем на востоке Москвы полвека, с 1951 года. Успешно довела до суда великое множество самых запутанных и тяжелых в производстве дел, с ней советовались генералы и прокуроры.

Долгое время девочек не принимали на учебу в столичный колледж милиции №2. Ситуация изменилась, когда он утратил свою официальную принадлежность к главку: теперь курсанток там почти половина.

В Высшей школе милиции (ныне Московский университет МВД) девушек к началу 2000-х тоже было немного, но затем открылся психологический факультет, на поток из ста человек — не больше пятнадцати парней. И им приходилось несладко — в суточные наряды девушек не ставили. В 2007-м курсанток, едва окончивших первый год обучения, направили обеспечивать порядок при «Марше несогласных» на Тверской площади. Там они едва не угодили в эпицентр уличных беспорядков. А после выпуска выяснилось, что столько психологов соответствующей службе МВД не требуется. Пришлось переучиваться после распределения в обычные подразделения.

Решительные женщины в погонах благодаря своему обаянию не раз пресекали серьезные конфликты. К примеру, в 2010-м одна из руководительниц отдела полиции, обслуживающего Российский университет дружбы народов, предотвратила резню между армянами и азербайджанцами на празднике «Планета РУДН». Она смело вмешалась в спор и силой вывела из разъяренной толпы молодежи зачинщика. Ее открытая, широкая улыбка в сочетании с типичной интонацией учителя младших классов повергли всех в замешательство.

Служит в московской полиции удостоенная ордена Мужества многодетная мама Вера Магомедова. Летом 2006 года, на седьмом месяце беременности, она погналась за барсеточниками на машине, и злоумышленники в результате были задержаны.

В 2000-х появились первые женщины-участковые. На первых порах их было всего несколько человек на всю Москву. Теперь намного больше.

Красивых спортивных девушек, помимо пресс-службы, охотно принимают в отделы по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД. Они выступают перед детьми в школах, участвуют в съемках на телевидении.

В 2014-м женщины пополнили ряды туристической полиции. Это удачный эксперимент по созданию престижного патрульного подразделения. Там владение иностранным языком дает прибавку к зарплате, а главный смысл работы — в помощи гражданам и туристам, у которых возникают проблемы в центре города.

В уголовном розыске тоже немало представительниц прекрасного пола. Чаще, конечно, им доверяют писарскую работу, но есть исключения. Так, в засекреченном отделе по поимке воров-карманников в нулевые годы весьма эффективно действовала женщина-психолог, умевшая разглядеть в уличной толпе матерых воров по едва уловимым специфическим признакам.

Много женщин в дознании и следствии. Тут они даже, пожалуй, опережают мужчин по качеству и аккуратности подготовки материалов. Правда, представители сильного пола связывают это с тем, что большинство судей, к которым и попадают в конечном счете все дела, тоже женщины. Мол, им понять друг друга проще.

< Назад в рубрику