Вести с конца света

Что показывают на фестивале австралийского кино Unlimited Film Festival

Кадр из фильма «Месть от кутюр»

В Москве с 7 по 12 июня под названием Unlimited Film Festival впервые пройдет полноценный фестиваль австралийского кино — со зрительскими хитами и призерами фестивалей в программе, подборкой ведущих местных звезд (Раш, Хемсуорт, Уивинг) в главных ролях и несколькими сквозными темами. Подробнее — в гиде «Ленты.ру».

«Месть от-кутюр» (The Dressmaker)
Режиссер — Джослин Мурхаус

Пожалуй, самый громкий и зрительский фильм фестиваля — большая, полная одновременно национального колорита и универсальных страстей, костюмная мелодрама с приглашенной британской звездой Кейт Уинслет в главной роли. В «Мести от-кутюр» она играет роскошную во всех смыслах портниху трудной судьбы, впервые за 25 лет приезжающую в родное захолустье. Здесь ее ждет профессиональный успех, интересная личная жизнь (в лице фермера Лиама Хемсуорта) — а также кровавая трагедия из прошлого, память о которой никак не дает никому из персонажей покоя. «Месть от-кутюр» укутывает зрителя уютом почти театральной по декоративности мелодрамы, чтобы затем разверзнуть в кадре настоящий местечковый ад: скелеты из шкафа не оставят живым шанса на хеппи-энд, в лучшем случае — на вендетту. Так что крошечный Дангатар, где происходит действие, чем дальше, тем больше напоминает Догвилль — это, в сущности, фон Триер, адаптированный для домохозяек.

«Дочь» (The Daughter)
Режиссер — Саймон Стоун

Вокруг возвращения на малую родину блудного изгоя строится и смурная «Дочь» Саймона Стоуна — где в маленький сталеварский городок впервые после самоубийства матери возвращается сын главного местного воротилы (в благородном исполнении Джеффри Раша). Тот только что закрыл завод и собирается снова жениться — а разражается небольшой, с участием раскрытой тайны из прошлого, скандал на две семьи. В момент наибольшего напряжения Стоун взвинчивает надрыв почти до уровня эмоционального порно — что, наверное, неизбежно, если адаптировать Ибсена (фильм снят по мотивам его «Хромой утки») на противоположном от Дании крае света. За грехи отцов здесь придется расплатиться самому юному из персонажей, 16-летней дочери одного из героев — вместе с которой с иллюзиями и детством здесь расстается вся провинциальная Австралия.

«Дарвин — конечная остановка» (Last Cab to Darwin)
Режиссер — Джереми Симс

Гибель старого, на первый — но только на первый — взгляд, более благополучного порядка служит магистральной темой также роуд-муви «Дарвин — конечная остановка». Но здесь этот процесс разворачивается уже сентиментальной трагикомедией. Смертельно больной таксист (Майкл Кейтон) из городка с говорящим названием Брокен Хилл отправляется, конечно же, в желтом кэбе, в прощальное путешествие через всю страну. Конечной точкой станет не только Дарвин, но и сеанс эвтаназии. Что с этим незримым присутствием попутчика по имени смерть делать, Джереми Симс не очень знает (поэтому «Дарвин» и не добивается тревожности линчевской «Простой истории») — так что старается, в меру успешно, угрюмо шутить.

«Девушка пробуждается» (Girl Asleep)
Режиссер — Розмари Майерс

Как и «Дарвин — конечная остановка», дебют Розмари Майерс поставлен по театральной пьесе — но уже посвященной не окончанию жизни, а ее, как и следует из названия, пробуждению. История 15-летней Греты, девушки слишком эксцентричной, чтобы переживать переходный возраст по шаблону, в теории звучит как хипстерское подражание Уэсу Андерсону — но Майерс в изображении робкого взросления осмеливается зайти куда дальше андерсоновских невинных миниатюр, и кино у нее, при всей театральной родословной, получается не такое наигранное. Даже если для этого приходится пожертвовать некоторым инфантильным очарованием.

«Держи его» (Holding the Man)
Режиссер — Нил Армфилд

В программе Unlimited Film Festival есть и большая любовная сага — причем с сильным историческим фоном. «Держи его» начинается на школьной постановке «Ромео и Джульетты» в 1970-х, и шекспировский романтический накал выдерживается вплоть до финала в середине 1990-х. Эти двадцать лет оказываются, мягко говоря, трудным временем для австралийского гей-коммьюнити, к которому принадлежат Тим и Джон, пара влюбленных героев этого эмоционального фильма: борьба за права, преследование, наконец, эпидемия СПИДа. Единственное, что остается персонажам, чтобы не снесло ветром беспокойного времени, — до последнего держаться друг за друга.

«Страна Чарли» (Charlie's Country)
Режиссер — Рольф де Хир

На фоне остальных, вышедших за последний год картин программы, показ снятой в 2013-м «Страны Чарли» — почти ретроспективный, но более чем оправданный: ни один другой австралийский фильм за последние несколько лет не добивался такого успеха на фестивалях. Например, в Каннах исполнитель главной роли Дэвид Галпилил получил приз за лучшую мужскую роль в программе «Особый взгляд» — вполне объяснимо, учитывая, что на его природном обаянии и магнетизме эта драма в защиту австралийских аборигенов в основном и строится. Режиссер Рольф де Хир в своем заявлении о смерти коренной Австралии склонен прибегать к патетике и упрощениям, но сам образ Чарли, аборигена, решившего вывести себя за пределы лицемерного белого мира, менее убедительным от этого не становится.

См. расписание на официальном сайте фестиваля