На референдуме 5 июня граждане Швейцарии отклонили предложение о введении в стране всеобщего базового дохода в размере 2500 франков (около 2650 долларов, более 173 тысяч рублей по текущему курсу). Сторонники «социалистического» новшества потерпели сокрушительное поражение, набрав всего 22 процента голосов. И все же есть серьезные основания полагать, что для идеи раздачи денег «за просто так» этот плебисцит — начало, а не конец.
Мысль о том, что людям можно обеспечить минимальный доход, чтобы ликвидировать нужду в принципе, отнюдь не нова. Ее считают марксистской, хотя на самом деле она практиковалась еще в античности (вспомним хлебные раздачи в Древнем Риме), а в Новое Время ее развил в своей «Утопии» Томас Мор. Позднее другой Томас — Пейн, один из отцов-основателей США, описал концепцию базового дохода в статье «Аграрная справедливость».
Со временем, когда суммарное богатство в развитых странах многократно увеличилось, идея снова стала востребованной — и, что характерно, среди всего политического спектра — как левых, так и правых. Первые видели в нем освобождение человека от «трудового рабства» и нужды, надежную гарантию того, что у каждого будет кусок хлеба. Вторые жестко критикуют систему социального государства, которая плодит бюрократию в беспрецедентных масштабах: универсальный базовый доход, достающийся безо всяких условий как ленивым, так и трудолюбивым, снижает потребность в армии чиновников, управляющих распределяющим аппаратом.
Все эти соображения были приняты во внимание организаторами швейцарского референдума. Вся их кампания строилась на сочетании левых и правых лозунгов, чтобы привлечь людей разных политических взглядов. И тем не менее она потерпела поражение, причем серьезное.
Тут сразу стоит сказать, что организаторы особо и не надеялись на успех. По словам Ральфа Кундига, одного из ведущих идеологов кампании, задача состояла лишь в привлечении внимания людей к данному вопросу. Несмотря на древность идеи, она все-таки является революционной для сознания большинства граждан, особенно в зажиточной и консервативной Швейцарии, где население всегда скептически относилось к любым популистским экономическим инициативам.
Кроме того, организаторы совершили ключевую ошибку, открыв возможность распределения универсального дохода среди слишком широких слоев населения. Среди них оказались и дети (правда, им полагалась значительно меньшая сумма — 625 франков, или более 40 тысяч рублей), а также иностранцы — те, кто живет в Швейцарии более пяти лет. Все это породило известные опасения. Швейцарцы решили, что такое пособие на детей стимулирует людей бесконтрольно плодиться, а выплаты иностранным гражданам привлекут в страну массы мигрантов. Если бы выплаты распространялись только на взрослых полноправных граждан страны, результат мог бы быть совершенно другим.
Были и другие предостережения. Дело в том, что Швейцария — очень дорогая страна, и существовала немалая вероятность, что многие граждане просто уедут жить за рубеж, где 2500 франков имеют более высокую покупательскую способность. Фактически это убивало центральную идею предложения: стимулирование национального спроса и поддержку местной экономики.
Наконец, введение базового дохода на таком уровне потребовало бы увеличения расходов государства на социалку до трети ВВП (ведь «бесплатные деньги» все равно выделяются из бюджета). На сегодняшний день они составляют в Швейцарии 20 процентов — существенно меньше, чем во многих других странах Европы. А это означало бы неизбежное повышение налогов. Так что сэкономить бы не получилось, тем более что ряд «традиционных» социальных субсидий, как, например, траты на здравоохранение для инвалидов и пенсионеров, отменить бы не вышло.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод: неудивительно, что замысел провалился. Однако даже при оглушительной победе противников безусловного дохода говорить о том, что перспектив у этой идеи нет, пока рановато. Швейцария — лишь одна из стран, где эту идею вознамерились применить на практике. Ее призрак бродит по Европе, ровно как призрак коммунизма 150 лет назад. И шансов у базового дохода куда больше.
Судите сами: в 2017 году аналогичный проект может быть запущен в Финляндии. Пока — пилотный и не общенациональный, да и сумма предлагается куда как более скромная — 550 евро (почти 41 тысяча рублей). Однако, в отличие от Швейцарии, идея базового дохода поддерживается в стране почти всеми политическими партиями и подавляющим большинством (68 процентов) граждан страны. Если эксперимент, в котором будут участвовать 10 тысяч человек, окажется успешным, финские власти обещают через два года распространить инициативу на остальное население. Предполагается, что в результате Финляндия, которая сейчас тратит на социалку 31 процент ВВП, сумеет сократить эту категорию расходов (в основном за счет отмены различных пособий) и сэкономить значительные средства в бюджете благодаря уменьшению бюрократического аппарата.
Нечто подобное планируется и в Нидерландах — на уровне муниципалитетов. Первым городом, который решил ввести у себя эксперимент с базовым доходом, стал Утрехт. Там планируют разделить получателей на несколько категорий. Некоторые будут получать дополнительные деньги за участие в волонтерской работе. Таким образом местные власти хотят понять, насколько всеобщий доход способствует развитию гражданской активности, поскольку считается, что социально защищенные слои населения склонны участвовать в общественно полезной деятельности.
По данным исследования берлинской социологической службы Dalia Research, 64 процента европейцев сегодня поддерживают идею всеобщего базового дохода, и лишь 24 процента высказываются против. Понятно, что опрос — это одно, а реальное голосование — совсем другое (можно абстрактно поддерживать какую-то идею, но быть против ее применения на практике). И все же результаты впечатляющие. Так что можно предположить, что «деньги за просто так» в Европе будут раздаваться уже в ближайшие пять-десять лет.
Что, по мнению сторонников базового дохода, сейчас объективно назрело как никогда раньше. Автоматизация и роботизация идут полным ходом, и впервые за долгое время может оказаться так, что рабочие места будут быстрее исчезать, чем появляться. Это значит, что миллионы людей окажутся без каких-либо перспектив трудовой деятельности. Мало того что это означает обеднение и маргинализацию огромных групп населения, так еще и подрывает платежеспособный спрос. Что, в свою очередь, грозит масштабным экономическим кризисом и последующей депрессией, в сравнении с которыми обвал 2008 года покажется мелким недоразумением.
На данном этапе универсальный базовый доход — своего рода игрушка, эксперимент для богатых стран. Однако постепенно к этой идее приходят и другие государства. Аналогичные пилотные проекты в ближайшие годы запустят в Индии и Бразилии (конечно, речь о сотнях и тысячах евро там не идет).
В России тоже можно было бы обкатать эту идею. Если в нашей стране применить швейцарское соотношение универсального дохода и ВВП на душу населения, то выплаты составили бы около 20 тысяч рублей в месяц. Кто из россиян отказался бы от гарантированных денег, если бы их кто-то об этом спросил?