Культура
08:53, 8 июня 2016

Директор школу пропил Конкурс «Кинотавра» открылся первым в этом году хорошим российским фильмом

Денис Рузаев
Кадр: фильм «Хороший мальчик»

На «Кинотавре» начали показывать конкурсную программу — причем ударно: «Хороший мальчик» Оксаны Карас, история одной сложной недели в жизни московского девятиклассника Коли, метко шутит о трудностях подросткового возраста и русском бытии как таковом. Кажется, это пока лучшее отечественное кино в 2016 году.

«Тяжело тебе будет в жизни, сынок», — произносит на первой минуте фильма, открывшего конкурсную программу «Кинотавра» герой Константина Хабенского. Самого Хабенского таким мы не видели давно — отца главного героя, хорошего мальчика Коли (Семен Трескунов), он играет с редким сочетанием безжалостной самоиронии и несгибаемого благородства. Лузер в советском спортивном костюме, который не выходит из дома и работает не то над биодобавками, не то над системой правильного жизнеобеспечения, этот персонаж смехотворен — но не кажется ни пошлым, ни жалким. Просто вот так бывает, просто хорошему актеру для того, чтобы ударно отыграть сцену, иногда хватает одного финта выдающимися ушами (их комический потенциал Оксана Карас выжимает насухо).

Важнее, впрочем, что Хабенский — лишь один из десятка элементов этой бронебойной в своем обаянии комедии взросления: особенно выразительны, традиционно, Михаил Ефремов в роли директора-лудомана и Александр Паль, робкий учитель информатики. Но главный здесь — конечно, сам Коля, неуклюжий, но принципиальный девятиклассник, которому, как и было сказано, в жизни придется непросто; вот только Коле все нипочем. Первые сердечные метания и повышенное потоотделение, эксперименты по изменению сознания зверобоем и «Девять с половиной недель» дома у юной учительницы английского, сгоревший школьный корпус, наконец, — Коля разрулит более-менее все, что попадет в орбиту его пытливой подростковости, да еще и в чужие жизни залезет с ногами.

Фильмов о первом взрослении неловких очаровательных подростков снимается на этой планете едва ли не больше, чем любых других. Надо ли напоминать, что нередко эти сюжеты, сколь стильно и красочно они бы ни были сняты, сами провоцируют у зрителя прежде всего неловкость? «Хороший мальчик» (к слову, невероятно стильный — московские школьники редко выглядят на экране столь же нарядно, но и правдоподобно), напротив, дает мастер-класс по тому, как ненавязчиво завоевывать доверие аудитории. Оказывается, достаточно меткого чувства юмора — а шутит это кино о робких мальчиках и нетерпеливых девочках, отцах и детях, особенностях современной российской педагогики («Какой дансхолл? Будете танцевать польку. Наш танец») и вечных превратностях столкновения подростка с миром взрослых. Что важнее, в этой комедийности «Хорошего мальчика» никогда не проступают клоунада и самодовольство — фильм иронизирует над русской жизнью и школой, но не делает вид, будто познал их до дна и теперь может шутить о них свысока. Здесь, в сущности, даже нет отрицательных героев (редкое, кстати, для комедии качество) — лишь, словами Коли, «хорошие люди, которых так сложно понять». И распространяется эта мысль как на детей, так и на взрослых.

«Хорошим мальчиком» на «Кинотавре» открылся основной конкурс — примечательный даже статистически: здесь еще никогда не было так много дебютов (сразу девять) и так много фильмов, снятых женщинами (пять). Впереди хватает интересного: первый режиссерский опыт Гоши Куценко «Врач» и почти сольный выход того же Хабенского в поднимающем злободневную тему «Коллекторе», новая провокация Ивана И. Твердовского «Зоология» и уже съездивший в Канны «Ученик» Кирилла Серебренникова, размывающий границы между реальностью и вымыслом «Год литературы» Ольги Столповской и отправляющие Дмитрия Дюжева, актера и персонажа, на село «Огни большой деревни». Обо всем этом мы в свое время тоже расскажем.

< Назад в рубрику