Сближение России и Израиля получило дополнительный стимул и наглядное подтверждение благодаря официальному визиту Биньямина Нетаньяху в Москву. О том, почему контакты между двумя странами становятся настолько тесными, рассуждает главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт в статье, написанной специально для «Ленты.ру»
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху побывал в Москве с официальным визитом, приуроченным к 25-летию возобновления дипломатических отношений. Я помню еще, как четверть века назад посол Израиля Арье Левин спрашивал, какая молитва подобает такому грандиозному событию, как поднятие государственного флага во вновь открытом посольстве.
Во взаимоотношениях между Израилем и Россией, тогда еще СССР, были и взлеты, и падения. Иосиф Сталин поддержал план создания еврейского государства в ООН, а позже Советский Союз фактически первым де-юре признал существование Израиля в 1948 году и оказывал ему значительную военную поддержку. Но когда выяснилось, что советская политика по отношению к Израилю дала импульс еврейскому национальному движению в СССР, Сталин ответил на это волной репрессий и убийствами еврейских общественных деятелей.
Репрессии в отношении еврейского меньшинства в СССР омрачили официальные дипломатические отношения, постепенно сведя их на нет. А арабо-израильские войны 1956, 1967 и 1973 годов стали игрой в шахматы между США и Советским Союзом. Враждующие сверхдержавы снабжали своих ближневосточных подопечных вооружением и помогали защищаться от их врагов. Только в последний год существования СССР возобновились полные дипломатические отношения с Израилем, и евреям открылись ворота для репатриации в Израиль.
Но отношения между Россией и Израилем никогда не были столь теплыми и близкими, как сегодня, — чему, безусловно, содействуют довольно доверительные личные контакты Биби Нетаньяху с Владимиром Путиным. Это, кстати, сильно контрастирует с той прохладой, которой отмечены взаимоотношения израильского премьера с Бараком Обамой. Несмотря на усилия, прилагаемые израильскими дипломатами в Вашингтоне, разногласия между США и Израилем усиливаются. Хотя можно предположить, что новый американский президент — вне зависимости от своей партийной принадлежности — исправит эту ситуацию.
Бесспорно, Израиль является стратегическим союзником США в регионе. Тем не менее Израиль стал другом и для России, и нынешний уровень отношений Израиля с Россией не имеет примеров за все годы. Израильские интересы во многом совпадают с российскими — главным образом в области сотрудничества в борьбе против исламского терроризма. Израиль и Россия поддерживают мирные светские режимы на Ближнем Востоке и осуждают авторитарные подходы турецкого президента Эрдогана.
Израиль не присоединился к антироссийским санкциям, так же как и не принял участия в соответствующих голосованиях в ООН. В то же время много израильских сельскохозяйственных продуктов из Иудеи и Самарии, которые в странах ЕС подлежат специальной маркировке, успешно продаются в России, заменяя попавшее под контрсанкции европейское продовольствие.
Отношение России к Израилю кардинально отличается от отношения к нему стран Европы. Евросоюз ведет себя по отношению к Израилю, как учитель с трудным студентом, не избегая поучительных интонаций, тогда как Россия старается учитывать политические и экономические интересы еврейского государства. Хотя, конечно, это не отменяет серьезных разногласий.
В то время как Израиль нашел точки соприкосновения со многими своими суннитскими соседями, Россия в своей внешней политике больше ориентирована на страны шиитского ислама. При этом поддержка Москвой ядерной программы Тегерана и продажа ему передовых военных технологий остается серьезным камнем преткновения в российско-израильских отношениях.
В политике российского МИДа сохраняется исторический дисбаланс в сторону арабских стран. Надо сказать, здесь она схожа с позицией Госдепа США, который тоже всегда был относительно более проарабским, нежели Белый дом и Конгресс. Многие кандидаты в президенты США предлагали перемещение посольства США в Израиле в Иерусалим, но Госдеп блокирует это решение.
До какой степени сблизятся Россия и Израиль — зависит от целого ряда различных факторов. Россия вряд ли признает Иерусалим столицей Израиля, а Израиль, в свою очередь, едва ли признает Крым российским. Что абсолютно объяснимо: не стоит требовать от партнера совершать действия, которые могут ослабить его позиции по отношению к третьим странам.
Вместе с тем во время военной операции в Сирии Россия помогла предотвратить столкновения между союзной ей «Хезболлой» и израильскими вооруженными силами, а теперь есть надежда на посредничество Москвы для установления мира между Асадом и Израилем. Точно так же «шиитские» связи России и «суннитские» контакты еврейского государства в перспективе могли бы посодействовать стабилизации ситуации на всем Ближнем Востоке.
Говорят, что у стран нет друзей и врагов, есть только интересы. Эта фраза могла бы стать общим правилом мировой дипломатии. Однако нет никаких сомнений, что схожие интересы двух стран только усиливаются при наличии взаимоуважения и дружеских отношений между их лидерами. Сотрудничеству Путина и Нетаньяху, безусловно, содействует наличие многочисленной русскоязычной общины в Израиле, процветающей еврейской общины в России, а также политика безвизового режима между странами.