В женской моде случаются вещи, которые становятся воплощением стиля эпохи. Между мировыми войнами таким символом стало «маленькое черное платье» Коко Шанель; 1960-е прошли под знаком мини-юбки как инструмента освобождения женщины, а агрессивная сексуальность 1990-х ассоциируется не только с girl power! и чередой каминг-аутов, но и с платьем-комбинацией. Для 2010-х таким предметом имеет все шансы стать простое, но изящное кружевное платье, получившее название Azaelea. «Лента.ру» разбиралась в его популярности.
Платье-миди из синтетического кружева было представлено небольшим лондонским брендом Self Portrait около двух лет назад и стало невероятно популярным — настолько, что в этом сезоне газета The Guardian объявила его «главным платьем лета». При цене в 240 фунтов стерлингов (около 23 тысяч рублей) Azaelea слишком дешева для подиума, но чересчур дорога для повседневной носки (по крайней мере для рядовой покупательницы). Возможно, именно эта неопределенность статуса и стала одним из факторов успеха: платья от Self Portrait охотно носят звезды — от супермодели Джиджи Хадид до актрисы Мэйси Уильямс (Ария Старк из «Игры престолов»), которые способны позволить себе и куда более дорогие наряды.
Обычные женщины приобретают оригинал Azaelea для особых случаев — например, как свадебное платье, а на каждый день покупают более дешевые копии, доступные, например, в Marks & Spencer, Oasis или у поспевающих за всеми веяниями китайских торговцев с AliExpress. Удивительно, но в эпоху всеобщей мании защиты авторских прав создатели Azaelea относятся к копированию своей модели крайне спокойно. «Красота не должна быть доступна немногим избранным, — считает главный дизайнер Self Portrait Хань Чонг, уроженец Малайзии, закончивший престижную лондонскую школу дизайна Сент-Мартинс. — Очень важно, чтобы женщина чувствовала себя особой, не испытывая при этом необходимости грабить банк».
Для малоизвестного прежде нишевого бренда платье Azaelea стало настоящим прорывом в мир большого бизнеса: после первого успеха фирме пришлось срочно дошивать новые заказы и вводить дополнительные цвета. Платье оказалось мультисезонным бестселлером: продажи не показывали тенденции к заметному снижению в осенне-зимний период. Вдохновившись успехом, Self Portrait предложил покупательницам еще несколько вариантов полупрозрачных кружевных платьев — из синтетического гипюра, из смесовых и полностью натуральных тканей, но ни одно из них пока не сумело повторить феноменального успеха Azaelea.
Платье с открытым лифом и — благодаря кружеву — почти прозрачной фактурой откровенно сексуально, и в то же время служит удобным «камуфляжем» для нестандартной фигуры. Простота фасона удачно сочетается в Azaelea с декоративными вставками на лифе и поясе, которые, помимо сугубо эстетической функции, поддерживают грудь и скрадывают талию. Собственно, именно поэтому некоторые фэшн-обозреватели провозгласили Azaelea платьем «посткардашьяновской» эпохи: в таком наряде практически любая женщина выглядит стройной и соблазнительной.
«Для многих современных девушек это отличный выход, когда нужно собраться быстро и выглядеть стильно, — считает российский модельер Медея Марис. — Но действительно ли это must have независимо от фигуры? Must have — это вообще выдумка маркетологов; действительный must have — понимание того, что идет именно вам, и чувство стиля».
Несмотря на отсылающий к моде 1950-х силуэт, при производстве Azaelea используются самые современные технологии: строго говоря, гипюр, из которого сшито платье, это не настоящее кружево — он изготавливается не плетением, а при помощи лазера. «В этом платье видна интересная комбинация трендов, — считает канадская писательница и фэшн-блогер Кейт Макдоналд. — гипюровое кружево, женственный, структурированный вырез, наконец, прозрачная подкладка, как отсылка к нижнему белью как элементу высокой моды. Главное, что на основе Azaelea можно создать сотни вариаций. Все же, как мне кажется, у большинства женщин это платье проводит больше времени в шкафу, чем на теле. Откровенная женственность и сексуальность делают его абсолютно неприемлемым для офиса — да и для прохладной погоды оно никак не подходит».
Фасон этот известен в соцсетях как «платье для селфи» — открытые плечи, тонкие бретельки и высокий пояс выглядят на «автопортрете» особенно эффектно. Стоит признать, что успех Azaelea во многом сопряжен с развитием социального интернета — мало какое платье может похвастать собственным тэгом, по которому находят друг друга в Instagram счастливые обладательницы наряда. Появление же экранных знаменитостей на фестивальных вечеринках и красных дорожках в платье модного фасона, безусловно, сделало ему дополнительную рекламу.