В конце мая в город Клинцы Брянской области была переброшена 28-я мотострелковая бригада вооруженных сил России из Екатеринбурга. В Белоруссии и на Украине это вызвало очередную вспышку русофобии и волны обвинений в адрес Москвы. «Лента.ру» разбиралась, почему передислокация подразделений российской армии на территории своей же страны столь негативно воспринимается соседями.
Новость о том, что Россия приступила к созданию вдоль своих западных границ новых военных баз, на несколько недель буквально поглотила информационное пространство Белоруссии и, в первую очередь, белорусский сегмент интернета. Поводом для настоящей истерики послужила передислокация части мотострелковой бригады из Екатеринбурга в Брянскую область, граничащую с Гомельской и Могилевской областями Белоруссии, а также Сумской и Черниговской областями Украины. И если реакция Киева, снова обвинившего Москву в подготовке к захвату Украины, была вполне предсказуема, то позиция белорусских СМИ, как оппозиционных, так и прогосударственных, выглядела несколько странно. Практически повсеместно публиковались материалы, посвященные анализу передвижения российских войск, а также возможного развития событий в будущем. На этом фоне в республике вновь активизировались русофобы всех мастей, в один голос заявившие об агрессивных намерениях Москвы по отношению к Минску.
Изначально о передислокации российских частей сообщили в некоем волонтерском сообществе InformNapalm, которое занимается, по собственным формулировкам, «информационным освещением событий, касающихся необъявленной войны России против Украины, оккупации Крыма и террористической деятельности российских спецслужб», а также «фиксирует пребывание российских военнослужащих на Донбассе и в Крыму и отслеживает передислокацию подразделений ВС РФ на всей протяженности границы Украины с Россией» (Москва неоднократно указывала на абсурдность подобных обвинений, подчеркивая, что не является стороной конфликта на юго-востоке Украины — прим. «Ленты.ру»). Именно отсюда пошла информация о том, что «тайно» переброшенная в Клинцы отдельная мотострелковая бригада нацелена именно на Белоруссию, а не на Украину. Аргументы приводились следующие: «уральская бригада имеет значительный боевой опыт, приобретенный в ходе российской военной агрессии против Украины и Сирии», а значит, Москва готовит для Белоруссии повторение сценария Крымской весны.
Столь явный антироссийский вброс не могли упустить местные оппозиционеры, для которых обвинение России в агрессии — единственная возможность напомнить о себе. Москва готовится лишить Белоруссию независимости, так как ни по какой иной причине российские войска не могут появиться на западных границах. Именно такая версия доминировала в белорусских СМИ. Местные «эксперты» как бы забыли о том, что у Москвы и Минска есть достаточно серьезные военно-политические договоренности, Россия и Белоруссия входят в Организацию Договора о коллективной безопасности, а российское командование давно планировало создать на западных границах страны «сверхмощный бронированный кулак» для противодействия странам НАТО.
Об этом, например, заявлял еще 22 января главнокомандующий сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков. «Формирование новых дивизий — это одна из мер в ответ на увеличение интенсивности учений стран НАТО, наблюдаемое в последнее время», — говорил он. Министр обороны России Сергей Шойгу 4 мая сообщил, что группировка войск на западных границах будет усилена, так как «министерством обороны принимается ряд мер с целью противодействия наращиванию сил НАТО в непосредственной близости от российских границ». Российские военные планируют до конца 2016 года сформировать новые дивизии не только в Западном, но и в Южном и Центральном военных округах. Объективно передислокация российских частей никак не выглядит из ряда вон выходящим событием. Но белорусских «патриотов» объективность не интересует.
Развертывание мотострелковой бригады в Брянской области прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В частности, он назвал «сильным преувеличением» информацию о том, что Россия наращивает военную группировку на границе с Белоруссией. Позднее близкий к силовым структурам источник пояснил, что перемещение войск связано исключительно с растущей активностью блока НАТО. «Параллельно с формированием трех новых дивизий (двух в составе Западного военного округа, одной в границах Южного военного округа) дополнительно к западной границе России передислоцируются из центральных районов страны две отдельные мотострелковые бригады», — заявил собеседник «Интерфакса». По его словам, помимо переброски из Екатеринбурга в Клинцы, в Валуйки (Белгородская область) переводится 23-я мотострелковая бригада, ранее развернутая под Самарой.
Реакция белорусской оппозиции на переброску в Клинцы дополнительного воинского контингента вполне ясна и предсказуема. С одной стороны, это прекрасный повод в очередной раз обвинить Россию в агрессии и «имперских амбициях», что необходимо для получения поддержки со стороны западных грантодателей. С другой — попытка отвлечь белорусское общество от происходящего на западных границах республики, из-за чего, собственно, в России и перешли к более активным действиям на своей территории. Стоит напомнить: совсем недавно генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, в преддверии саммита альянса в Варшаве, заявил, что решение разместить четыре натовских батальона в Польше и странах Балтии принято окончательно и остались лишь некоторые технические вопросы.
Плюс к этому белорусские «борцы за независимость» как бы и вовсе забыли о том, что Польша, Украина и Литва создают совместную бригаду в 4 тысячи человек, «для поддержания мира в регионе». Этому подразделению предполагается присвоить имя князя Константина Острожского, поскольку «украинско-польско-литовская армия под предводительством князя Острожского разбила московское войско под Оршей», и это «свидетельствует о том, что когда мы стояли плечом к плечу, мы останавливали агрессора». А планы США развернуть в Восточной Европе систему ПРО? Совершенно понятно, что на Западе об интересах белорусов никто не заботится, и «белорусский вопрос» рассматривается лишь как дополнительный инструмент в общеевропейской антироссийской кампании. Однако об этом местная оппозиция предпочитает молчать.
К обсуждению передислокации российских войск косвенно подключились и белорусские власти (хотя на официальном уровне Минск продолжает хранить молчание, переадресовывая все вопросы Министерству обороны России). В информационных изданиях, которые никак нельзя назвать оппозиционными, публикуются пространные рассуждения о сложившейся ситуации местных политологов и военных экспертов. Их выводы довольно осторожны, но все равно крутятся вокруг возможности «российской агрессии» в отношении Белоруссии. Например, известный в республике военный аналитик Александр Алесин, публикующийся в государственных СМИ, всерьез размышляет о соотношении наступающих и обороняющихся сил, которое «должно составлять четыре к одному»: «Если вдруг на восточном направлении обострится ситуация, то белорусская армия будет готова сразу выставить примерно 20 тысяч человек. Соответственно, для наступления нужно 80-100 тысяч человек». Всех волнует, смогут ли белорусы остановить «агрессию» России или придется просить помощи у кого-то извне.
В конечном счете, несмотря на различия оценок происходящего вблизи белорусско-российской границы, все сводится к неким «планам» России относительно Белоруссии. Власти, формально не участвуя в раздувании шумихи, используют ее в собственных интересах. С одной стороны, сложившаяся ситуация дает Минску возможность изучить мнение своих граждан о белорусско-российских отношениях, в том числе и через призму русофобии. С другой — руководство республики обрело дополнительный инструмент для переговоров с Брюсселем.
Публично отвергая любую возможность какого-либо конфликта между Белоруссией и Россией, Минск уже сегодня намекает своим западным партнерам, что в текущей геополитической обстановке, неплохо было бы сделать дополнительные шаги навстречу друг другу. Неслучайно буквально на днях Александр Лукашенко, принимая верительные грамоты иностранных послов, заверил дипломата из Польши, что у двух стран есть «общая ответственность за безопасность в регионе». Белорусский лидер в очередной раз разграничил военно-политический союз Белоруссии и России и понятие «европейской безопасности». По всей видимости, строить ее в Минске планируют только со странами ЕС, а потому прибытие российских военных в Клинцы руководству республики как плюсик в карму.