Украинские спецслужбы задерживают потенциального террориста, организаторы Евро-2016 дают большую пресс-конференцию, а сборная России жертвует своими болельщиками в угоду французским детям. Специальный корреспондент «Ленты.ру» — с последними новостями накануне старта чемпионата Европы по футболу.
Подготовка к Евро-2016 продолжает преподносить сюрпризы. Одним из главных ньюсмейкеров последних дней неожиданно стала Служба безопасности Украины (СБУ), разразившаяся сенсацией. Силовики отрапортовали о задержании на украинско-польской границе гражданина Франции по имени Грегуар, который мог планировать теракты на чемпионате Европы.
В его машине был найден целый арсенал: три гранатомета, более 100 килограммов взрывчатки, детонаторы, несколько автоматов Калашникова. Задержанный арестован, ему предъявлены обвинения по трем статьям — «контрабанда», «террористический акт» и «незаконное обращение с оружием». По данным СБУ, готовилась серия из 15 терактов, в том числе в синагогах, мечетях и важнейших административных зданиях. Уже по традиции отметили «русский след» — по словам главы СБУ Василия Грицака, акция может быть провокацией российских спецслужб.
Поначалу власти Франции отнеслись к жовто-блакитной сенсации скептически, посчитав арестованного не потенциальным террористом, а банальным контрабандистом. Впрочем, накануне местные силовики все же выразили заинтересованность в сотрудничестве с СБУ по данному делу. И дело здесь даже не в том, что, несмотря на свой сомнительный статус, подозреваемый — гражданин Франции. За считаные часы до старта Евро-2016 любая информация о террористической угрозе воспринимается органами правопорядка со всей серьезностью.
Именно о безопасности больше всего говорили на пресс-конференции, которую в среду вечером провел оргкомитет турнира. Операционный директор Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) отметил, что вокруг усиленно охраняемых стадионов пока не зафиксировано ни одного происшествия.
«Информации о каких-либо инцидентах у нас нет. Настоятельно рекомендуем болельщикам приходить на стадион не в последнюю минуту, а заранее, чтобы не создавать большие очереди во время процедуры досмотра. Шесть тысяч волонтеров уже работают и всячески готовы помочь нашим гостям. Спешу напомнить, что порядка восьми тысяч билетов еще находятся в продаже, болельщики могут приобрести их в любое время», — сообщил Каллен.
Глава оргкомитета Евро-2016 Жак Ламбер рассказал, как функционирует система безопасности на стадионах, подчеркнув, что охрана стадионов и фан-зон организована по единому принципу.
«Будет двойная система контроля. Болельщик, который направится на стадион или в фан-зону, сначала пройдет предварительную проверку — охранники должны убедиться, что у него нет запрещенных предметов. Затем, уже на входе — металлодетектор и проверка билетов. Процедура может занять чуть больше времени, но все мы понимаем, что это необходимо», — пояснил Ламбер.
Особое внимание органов охраны правопорядка приковано к Парижу, в частности, к аренам «Стад де Франс» и «Парк де Пренс», а также разместившейся на Марсовом поле самой большой фан-зоне страны. Вдобавок к десяти тысячам полицейских, которых уже мобилизовали для охраны правопорядка, власти столицы планируют вывести на улицы еще три тысячи людей в форме.
Ощутить все прелести более чем тщательного досмотра пришлось и вашему корреспонденту при получении аккредитации на домашнюю арену чемпиона Франции «Пари Сен-Жермен» в Булони. Обретя заветный бейджик, я отправился отметить это дело в медиацентр. И тут началось. Имея за плечами опыт проверок в олимпийском Сочи-2014, собиравшем приличные очереди, могу с уверенностью сказать: болельщиков на Евро-2016, помимо двух игровых, ждет еще один тайм — инспекционный.
Чтобы пройти два круга ада, то есть две зоны досмотра, я потратил минут десять. И это без всякой очереди. Из моего рюкзака выпотрошили буквально все, даже салфетки. Еще пару минут отняла возня с ноутбуком — местным секьюрити он показался подозрительным. Сразу за рамкой металлодетектора я подвергся мануальной терапии, в ходе которой мне пришлось даже разуться.
Той же самой процедуре я едва не подвергся возле отеля сборной России в парижском пригороде Рюэй-Мальмезон. Едва я достал из широких штанин свой мобильный телефон и сделал пару снимков, как ко мне со скоростью звука подбежал охранник и затараторил о разрешении на съемку. На ломаном французском я ему объяснил, что перед ним — российский журналист, подкрепив свою не слишком убедительную риторику демонстрацией аккредитации. Секьюрити заметно расслабился, но все же попросил покинуть территорию, поскольку в противном случае у меня могут возникнуть проблемы. Проблем не хотелось, и я спешно ретировался.
Зато у сборной России проблем хоть отбавляй. К уже покинувшему Францию Игорю Денисову добавились неприятности с Василием Березуцким, у которого выявили загадочное мышечное повреждение. Степень его серьезности пока неясна, но тот факт, что на последней тренировке Леонид Слуцкий наигрывал в паре с Сергеем Игнашевичем «нового русского» Романа Нойштедтера, честно говоря, озадачил. Впрочем, далеко идущие выводы делать пока рано.
На занятие футболисты сборной вышли в майках с надписью «Гарик, мы с тобой!» — акция в поддержку травмированного Денисова. К слову, тренировка оказалась одним сплошным пиар-мероприятием, гостями которого стали порядка 400 болельщиков, едва ли не треть из них — местные школьники. «Рад, что у нас появились персональные поклонники во Франции. Спасибо за теплый прием и поддержку», — поблагодарил растроганный Слуцкий.
Трибуны крохотного стадиончика спорткомплекса Parc Omnisports были заполнены практически под завязку. Вот только места для добрых двух десятков болельщиков из России там не нашлось. Сама-то тренировка была объявлена, но вход — по предварительной записи, о чем некоторые узнали только на месте. «Очередной бардак. А еще хотят, чтобы за них болели», — болельщик из Ростова Степан был сильно расстроен.
Оправдываться пришлось мэру местной коммуны Круасси-сюр-Сен Жану-Роже Давэ. По его словам, секьюрити не имели права пускать на тренировку людей с улицы, даже если те говорят по-русски. Получены четкие распоряжения по поводу безопасности, суть которых — для доступа на мероприятия требуется аккредитация.
Кстати, Давэ оказался ярым ненавистником сборной Англии — первого соперника россиян на групповом этапе чемпионата. «Мечтаю, чтобы русские выиграли. Так сложилось, что англичане — наши злейшие враги. А сборная России — приятный гость. Посмотрите, как радуются дети. Но если вы встретитесь с Францией, то я буду болеть за наших», — заметил мэр. Дружба дружбой, а...