Россия
00:05, 10 июня 2016

Повелась как Дума Какие политики понравятся народу на выборах

Виктория Токарева
Юлия Михалкова
Фото: @mihalkova / Instagram

Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. В преддверии очередного избирательного цикла Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил новое исследование, показывающее, чего ждут россияне от народного избранника. Каким основным параметрам должен соответствовать идеальный кандидат в депутаты и существует ли такой человек на самом деле, выяснила «Лента.ру».

«Идеальный кандидат — не всегда тот, за кого у нас голосуют. Знаете, как у женщин есть идеальный образ будущего мужа: чтобы не пил, не курил и цветы всегда дарил… А замуж выходят, и оказывается, что мужья почему-то пьющие и курящие, и не называют тещу мамой. Так и с выборами — в любом случае каждый кандидат найдет своего избирателя», — иронизирует глава Комитета по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Евгений Минченко.

В списке, сформированном по результатам исследования, фигурирует множество качеств, уместных в любом резюме, — честный, работоспособный, ответственный, порядочный. Но кроме общих критериев, нашлись и вполне конкретные пожелания к потенциальным народным избранникам. Так каков же он — политик, о котором мечтают российские избиратели?

Готовый к контакту

По словам Минченко, избиратель действительно позитивно реагирует на активность политика, его готовность идти на контакт, возможность обратной связи. Сам факт коммуникативной активности — уже половина успеха, уверен эксперт.

Открытость, то есть умение слушать, слышать и реагировать — вот что должно быть у кандидата на первом месте, подтверждает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Количество пожатых рук по-прежнему многое определяет. Парламентарию нужно обилие личных контактов, погруженность в проблему, то, что ему предлагают в качестве народной повестки, и готовность это впитывать», — настаивает эксперт.

Он признает, что сегодня между образом депутата-законотворца и чиновником границы размыты. Поэтому нужно, чтобы работала обратная связь. Кандидат должен быть готов к коммуникации. Избирателю хочется выплеснуть все негативное, что у него накопилось, ему надо, чтобы его выслушали, продолжает политолог.

Полезный избирателю

«Избиратели интересуются, чем бы мог им быть полезен конкретный кандидат в депутаты. Что он готов сделать для человека лично? Главное — открытость, даже не определенная оказанная услуга, а готовность ее оказать», — говорит Калачев.

Он отмечает, что для избирателя важны «готовность выступать в роли защитника, быть проводником между конкретным гражданином и властью»,а также приносить пользу людям и стране. Такую «полезность» потенциального кандидата эксперт готов поставить во главе угла.

Безупречный даже на Youtube

В тренде высокие моральные качества, запрос на подлинность. Важна готовность кандидата каждый день подтверждать свои слова делами. То, что было не так принципиально в 90-е, обрело новый смысл, утверждают эксперты. «Сейчас невозможно вылепить образ, не отражающий истинный облик кандидата. Все в перископах, ютюбах, твиттерах и фейсбуках. Любой шаг политика моментально становится известным. Или кандидат постоянно подтверждает свой образ, или на этом ломается», — комментирует Минченко.

Моральные качества, безусловно, имеют важное значение, запрос на репутационно безупречных людей актуален, соглашается Калачев. «Репутация играет ключевую роль. Наши избиратели стали более рациональными. Конечно, они хотят, чтобы политик был морально устойчивый, честный, без криминального прошлого», — объясняет он.

Негативно избирателями воспринимаются популизм, пассивность, несамостоятельность, конъюнктурность, безответственность, агрессивность, нерешительность. И запятнанная репутация.

С программой без приколов...

Исчерпался также общественный запрос на артистов, спортсменов, представителей богемы и шоу-бизнеса в качестве народных избранников. «Избиратель критично относится к имиджевым характеристикам, а больше смотрит на предвыборную программу. Закончилось то время, когда для кандидата было достаточно удачной фотографии с улыбающимся молодым человеком, теперь это не прокатывает», — говорит Калачев.

А как же Юлия Михалкова из юмористического телешоу, проведшая эпатажную кампанию в Свердловской области и заработавшая хорошую рейтинговую позицию? «То, что сработало в Екатеринбурге, — единичный случай, на осенних выборах будет более высокая явка, чем на праймериз "Единой России". Осенью избиратели проявят больше ответственности. За Юлю проголосовали "по приколу", такое голосование в Госдуму уже не пройдет», — считает директор Института социально-экономических и политических исследований (Фонда ИСЭПИ) Александр Пожалов.

...и задатками просветителя

В тщетной погоне за исполнением всех свои предвыборных обещаний депутату необходимо уходить от популизма. Кроме того, стоит работать над политическим сознанием электората, уверен профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. «Чем, собственно, занимаются депутаты, какие у них функции? Им нравится обманывать народ, и им кажется, что они получат от этого дивиденды? Зарплаты, пенсии вам повышу, больницы построю, капремонты все отменю. Это все воспринимается на уровне индейцев: я вам бусы, вы мне голос. Вот с этим надо бороться!» — говорит политолог.

* * *

«Социологический опрос — это лишь диагноз, а как лечить — вопрос к политикам, — резюмирует эксперт. — Мы про спрос, а ведь будет и предложение. Действительно, с выборами происходит как с замужеством: хотим выйти за идеального, а выходим за реального».

< Назад в рубрику