При создании МВФ на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году предполагалось, что он станет чем-то вроде ООН от экономики. Но предоставление средств фонда в обмен на реформы, как правило, не приводит к благоденствию стран-заемщиков. Примеры некоторых стран показывают, что помощь иногда может обернуться и разорением.
МВФ выдает кредиты, которые могут быть просто проедены нерадивыми заемщиками. Поэтому, чтобы обеспечить возврат, фонд предлагает заемщикам следовать выработанным рекомендациям, призванным улучшить экономическую ситуацию. В идеальном случае должник встает на ноги и гасит кредит.
Джентльменский набор МВФ содержит три обязательных условия: жесткая денежная и бюджетная политика (сокращение эмиссии и дефицита бюджета); либерализация финрынков, внешней торговли, валютного курса, сокращение ограничений для иностранных инвестиций; обширная приватизация и дерегуляция экономики.
Особенно ярко роль МВФ проявилась в странах Латинской Америки. Их главной болезнью в конце двадцатого века была высокая инфляция. Кроме того, госбюджеты имели огромные дефициты, возникшие во многом благодаря убыткам госкомпаний. При этом прикрытые протекционистскими мерами частные компании были неэффективны. Аналогичная ситуация сейчас складывается на Украине.
Сотворенное в начале 90-х годов прошлого века по рецептам МВФ «аргентинское экономическое чудо» через десять лет обернулось дефолтом. А начиналось все хорошо: под руководством министра экономики и финансов страны, выпускника Гарварда, Доминго Кавальо (Domingo Cavallo) Аргентине на время удалось обеспечить экономический рост и одолеть инфляцию. Действуя по лекалам фонда, Кавальо привязал национальную валюту к доллару в соотношении один к одному, провел приватизацию, гарантировал инвесторам невероятные налоговые льготы.
Но уже в середине 90-х просела торговля, вновь усилилась инфляция, и, самое главное, выяснилось, что внешний долг страны вырос на треть — до 90 миллиардов долларов. Каждый аргентинец (включая стариков и детей) был должен международным кредиторам около трех тысяч долларов. Привязка песо к доллару сделала местные товары неконкурентоспособными, что ударило по промышленности. Положение усугубилось волной кризисов в Азии, а также коррупцией в правительстве самой Аргентины. Но все же, считают многие эксперты, раскрутил маховик кризиса именно МВФ, дававший рекомендации старательному Кавальо.
В памяти аргентинцев он остался как одиозная личность, тот, из-за кого миллионы граждан лишились своих сбережений. В преддверии кризиса Кавальо заморозил банковские вклады и установил жесткий лимит на снятие средств — 250 песо в неделю. В 2001 году Аргентина просрочила платеж по одному из выпусков облигаций на два миллиарда долларов. После этого кредиторы предъявили свои требования по всем бумагам. В результате дефолт пришлось объявить по долгу в 100 миллиардов долларов.
Интересно, что в 1998 году, когда в России разразился кризис, Доминго Кавальо приглашали для консультаций в Москву и даже хотели дать какой-то руководящий пост.
В дальнейшем, после кульбитов политической карьеры, министр попал под следствие. Его обвиняли в том, что он своими действиями сыграл на руку банкам и нанес огромный ущерб государству при реструктуризации госдолга размером 50 миллиардов долларов в 1999-2001 годах. Но в 2014-м суд признал Кавальо невиновным.
«Я делал и все еще делаю ошибки, но всегда из лучших побуждений», — говорил он.
Отношения Аргентины и МВФ испортились. В 2003 году Буэнос-Айрес отказался выполнять рекомендации МВФ, в 2006-м — вернул фонду деньги. Но инвестиционный рейтинг Аргентины до сих пор крайне низкий.
Обвал мировых цен на олово — один из основных экспортных продуктов Боливии в середине 1980-х годов — подорвал стабильность госбюджета страны. Крах горнорудной отрасли вызвал массовые сокращения — работу потеряли пять из шести шахтеров. Боливийское правительство обанкротилось и не могло обслуживать внешние долги.
В 1985 году МВФ разработал первую программу по оздоровлению экономики Боливии: усиление частного сектора, либерализация внешней торговли и введение плавающего курса национальной валюты по отношению к американскому доллару.
Реформы, проведенные под присмотром фонда, дали определенные результаты. В 1987-1988 годах за счет средств, предоставленных странами-донорами, МВФ удалось выкупить почти весь боливийский долг перед международными банками. ВВП страны в 1990-е годы увеличивался ежегодно в среднем на 4,4 процента. В 2005-м МВФ списал долг Боливии. Тем не менее страна остается беднейшей в Южной Америке.
Нынешний президент Боливии Эво Моралес негативно оценивает деятельность международного финансового института в его стране. «МВФ государствам помогать никогда не будет, это инструмент доминирования и интервенции. Страны, которые подчиняются МВФ, продолжат испытывать проблемы», — сказал он. Предложения фонда стоили боливийской экономике значительной части нефтяных доходов — по оценкам Моралеса, 32 миллиарда долларов за 10 лет.
К слову, в 1983-1984 годах бразильские военные, находившиеся у власти, под влиянием рекомендаций МВФ провели реформы, которые в российской публицистике называются «шоковой терапией». Преобразования бразильской экономики стоили военным власти — кампания гражданского неповиновения и массовые беспорядки вынесли наверх противников реформ.
После ряда перипетий, в 2005 году Бразилия объявила о досрочном погашении 15,5 миллиардов долларов перед МВФ. А в 2009-м Бразилия и Аргентина предложили предоставить странам с быстро развивающимися экономиками больше прав и полномочий в МВФ.
Прогнозировать, как именно Украина вернет долг МВФ, сейчас трудно. С учетом массы экономических проблем в стране (в частности, с острой нехваткой средств в пенсионной системе — в МВФ ее считают неэффективной), высок риск невозврата кредита.
Полное списание и бесконечное рефинансирование долга Украины перед МВФ маловероятно, говорит аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. Для контроля над ходом реформ МВФ предоставляет средства не единовременно и в полном объеме, а небольшими траншами. Как только возникает риск невыполнения требований фонда, финансирование приостанавливается. «Собственно, это мы и наблюдаем на текущий момент в случае с Украиной. Ранее утвержденная четырехлетняя программа помощи в объеме 17,5 миллиарда долларов была разбита на множество траншей», — констатирует аналитик. Впоследствии выделение денег приостановили, так как возник риск срыва реформ. «На текущий момент я оцениваю вероятность возврата первых двух траншей МВФ (Украина получила почти семь миллиардов долларов — прим. «Ленты.ру») как высокую. Однако политический кризис и затормозившие экономические реформы создают существенный риск невозврата новых траншей в случае их предоставления», — считает он.
Будущее долга регулируется обычно переговорами, и все зависит от договоренностей с МВФ, уверен советник международной юридической компании Herbet Smith Freehills Станислав Григорьев. «Сомневаюсь, что МВФ нужна какая-то собственность на Украине, часть долга спишут, часть реструктурируют. Это может выразиться в продлении срока погашения или в выпуске облигаций взамен суммы оставшегося долга. Они будут свободно торговаться на вторичном рынке», — говорит он. Фонд также может потребовать, чтобы Украина приватизировала какие-то активы, а вырученные средства пустила на погашение долга, заключил юрист.