Ценности
16:42, 14 июня 2016

Сексуальная плоскость Почему женщины отказываются от высоких каблуков

Владислав Крылов
Фото: Bauer-Griffin / GC Images / Getty Images

Чаще всего их называют «вьетнамками», по-модному — «флип-флопами», совсем просторечно — «шлепками». Их изобрели в незапамятные времена — изображения людей в таких примитивных открытых сандалиях есть на египетских фресках IV тысячелетия до нашей эры, а древнейшая сохранившаяся пара датируется XV столетием — опять же до рождества Христова. Сделана она из кожи и принципиально не отличается по конструкции от современных — хоть копеечных китайских, предназначенных для прогулок от шезлонга до кромки воды, хоть от продукции Chanel или Vivienne Westwood, украшающей изящные ножки кинодив на пути за «оскарами». Подошва, два ремешка с перемычкой между пальцами — проще уже, кажется, некуда.

Преданья старины

Обиход стран Востока — от Ближнего до Дальнего — они не покидали никогда, а в Западный мир вернулись после Второй мировой в вещмешках американских солдат, везших домой в качестве сувениров традиционные японские сандалии «зори». Чуть позже с ними познакомились и в СССР — опять же не без милитаристского привкуса, «вьетнамки» получили свое имя и по стране происхождения (резиновые шлепанцы массово ввозили из СРВ), и как обувь боровшихся с американским агрессором партизан Вьетнама. В братской Болгарии, впрочем, те же сандалии называют «джапанками», а в Польше — «японками». Но военная тематика на этом закончилась: и в «свободном мире», и в странах победившего социализма примитивные сандалии использовались практически исключительно как пляжная обувь.

Небольшая революция наметилась в середине 1990-х, когда вьетнамки (остановимся на самом привычном именовании этой обуви) внезапно вошли в моду как символ свободы и независимости правивших тогда бал в молодежной субкультуре нео-хиппи. Особым шиком считались в этой среде вьетнамки бразильского бренда Havaianas — из грубого и прочного пластика с крошечным бразильским флагом на ремешке. Как водится, спустя совсем немного времени из арсенала уличных музыкантов и завсегдатаев рейвов вьетнамки перекочевали и на подиумы — в рафинированной и облагороженной форме, с декоративными элементами и «архитектурными излишествами». Основа, однако, осталась прежней — все те же подошва и два ремешка.

Пика гламурности вьетнамки традиционной конструкции достигли в 2009 году, когда они вошли в коллекции Chanel и других домов высокой моды, а Хэлли Берри продефилировала в них по красной ковровой дорожке церемонии вручения «Оскара». Удобная обувь без общепринятого для торжественных случаев высокого (собственно, какого бы то ни было) каблука стала и символом вызова «сексизму» мира моды — признаком пренебрежения придуманным мужчинами условностям в отношении женской сексуальности. Тренд не остался без внимания и у создателей шпилек — к примеру, знаменитая модель The Minny от Jimmy Choo явно была вдохновлена сандалиями с их тонкой подошвой, создающей ощущение босых ступней и для стороннего наблюдателя, и для счастливой обладательницы обуви. Как считает основательница бренда Venera Юлия Захаренко, главное при выборе обуви и одежды — это «адаптация модных трендов к своей персоне. И вот тут уже вопрос — идет, не идет, украшает, не украшает. И каждая модница сама должна ответить на этот вопрос». «Ритм большого города диктует свои правила. Неудивительно, что удобство становится на одну ступень со стилем, — считает Ольга Крапивина, российский дизайнер, основатель мраки UONA. — Это хороший тренд, надо лишь научиться правильно ему следовать, подбирая универсальную одежду. Дизайнеры сейчас ориентируются на практичность моды, поэтому и на подиуме все чаще можно встретить именно удобные модели».

Постепенно меняется и отношение сильного пола к тому, какая обувь сексуальна, а какая нет. «Если честно, то подавляющее большинство мужчин, которых еще интересуют женщины, привлекают сами ноги, а не то, что на них надето. Так что носить можно все что угодно, если это, конечно, не угги и кроксы», — не без иронии отмечает главный редактор российского издания Playboy Влад Ковлейский.

Спор о прекрасном

Женщины, однако, смотрят на вопрос под своим углом. Обозревательница The Guardian Джесс Картенр-Мортли считает, что вьетнамки необходимо исключить даже из пляжного гардероба, ибо «в 2016 году фотографии с отдыха стали достоянием общественности. Если вы взяли в отпуск телефон, ваше пляжное одеяние последует за вами в реальный мир».

Подустала от вьетнамок, похоже и модная индустрия. К тому же простенькие сандалии оказались обманчиво удобными и безопасными — количество травм и повреждений стопы, полученных в результате их носки едва ли не больше, чем от неудобной и болезненной обуви на высоком каблуке. Согласно данным Национальной службы здравоохранения Великобритании, приводимым The Daily Mail, ежегодно около 200 тысяч жителей страны получают травмы от ношения вьетнамок, что обходится бюджету в 40 миллионов фунтов стерлингов (около 56 миллионов долларов). Сюда входят и потертости, и грибковые инфекции, и ранения стопы, вызванные посторонними предметами, от которых не в состоянии защитить тонкая подошва. Самым же слабым звеном оказывается та самая перемычка между пальцами, вызывающее раздражение кожи, нередко открывающее дорогу заражению.

Лучшим решением для сезона лета-2016 эксперты мира моды считают легкие сандалии того типа, что в России традиционно называют «сланцами» — с покрывающим свод стопы аркообразным креплением. В самых непритязательных сандалиях такого рода, сделанных известным спортивным брендом, еще десяток лет назад появлялся перед журналистами основатель Facebook Марк Цукерберг, а сейчас дизайн взяли на вооружение и ведущие модные дома. От атласных «тапочек принцессы» со стразами Swarowski от Dolce & Gabbana (ценой более тысячи долларов) до относительно скромных шлепанцев-марракеш от Diane Von Furstenberg за демократичную сотню в той же валюте — все указывает, что обувь, некогда ассоциировавшаяся исключительно с рыночной торговлей и самыми неприхотливыми отдыхающими, может стать одним из главных трендов конца десятилетия.

Другие варианты летней обуви, тем не менее, тоже не сдают свои позиции. «Последние несколько сезонов большинство нашей аудитории отдает предпочтение обуви на плоской подошве. Безусловно, с приходом жаркой погоды сандалии становятся особенно востребованной, но при этом массового отказа от другой летней обуви на каблуке мы не наблюдаем — босоножки и открытые туфли продаются обычным темпом», — отмечает Алеко Илиопуло, основатель и директор обувных брендов Porta 9 и Portal.

< Назад в рубрику