В скором времени Юрий Чайка может быть утвержден на посту генерального прокурора России: профильные комитеты Совета Федерации уже одобрили его переназначение. «Лента.ру» вспомнила, как менялось ведомство под его руководством, с какими проблемами сталкивался экс-генпрокурор, и проанализировала, в каком состоянии находится сейчас главная надзирающая структура страны.
Юрий Чайка пришел на высокий пост с должности министра юстиции России в эпоху значительных перемен в структуре Генеральной прокуратуры. Уже спустя год при ведомстве был создан Следственный комитет при прокуратуре (СКП). Это подразделение, призванное обеспечивать исполнение законов об уголовном судопроизводстве, послужило переходной структурой в период формирования нынешнего Следственного комитета России (СКР). В связи с масштабной реорганизацией Генпрокуратура лишилась ряда ключевых функций. В первую очередь — полномочий по расследованию уголовных дел, относившихся ранее к компетенции прокурорских работников.
Тем не менее объем задач по надзору за исполнением законности в России для Генпрокуратуры меньше не стал. Как говорится в научном издании «Правоохранительные органы» под редакцией Константина Гуценко, «поле для деятельности в данной сфере необозримо. Оно безбрежно, поскольку охватывает многие стороны государственной, общественной жизни, личной жизни человека и гражданина».
В период выделения СКР из системы Генеральной прокуратуры остро встал кадровый вопрос — многие опытные прокуроры перешли на следственную работу. В результате «государево око» лишилось искушенных в правовых вопросах служащих, штат пришлось пополнять студентами юридических вузов и обучать молодежь, что называется, без отрыва от производства.
Одной из доктрин государственной политики на рубеже последнего десятилетия стала защита интересов и прав малого, среднего бизнеса путем уменьшения числа проверок. От этих частых ревизий буквально задыхались предприниматели. Бесчисленные проверки становились почвой для коррупции.
Задача по оздоровлению экономики была поставлена в первую очередь перед Генеральной прокуратурой. Ведомство весьма активно взялось за борьбу с излишне пристальным вниманием к бизнесменам со стороны контролирующих органов. По статистике, в 2010 году прокурорские работники отклонили каждое второе предложение различных инстанций о проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Также на сайте Генпрокуратуры стали публиковаться планы проверок, и многие бизнесмены смогли заблаговременно скорректировать свою деятельность.
Итогом пятилетней работы стало ослабление давления со стороны муниципальных и государственных органов на предпринимателей, а также создание в 2015 году Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», оператором которого выступила Генпрокуратура. За успехи на этом направлении Чайка даже удостоился похвалы президента — по его словам, бизнес «стали меньше дергать» необоснованными проверками.
Технический прогресс в последние пять лет добавил забот правоохранительным структурам. С развитием интернета активизировались компьютерные мошенники, пропагандисты экстремистских идей и ксенофобии, виртуальные извращенцы. Генпрокуратуре пришлось включаться в пресечение нарушений в этих сферах.
Всего с момента наделения ведомства полномочиями по внесудебному прекращению доступа к информационным ресурсам заблокировано 1200 страниц, с 9 тысяч сайтов удалена противоправная информация. В частности, прекратили свою работу порталы, действовавшие в интересах запрещенных в России международных террористических организаций — «Исламское государство», «Имарат Кавказ», «Правый сектор». Заблокировано более 350 страниц, созданных для сбора средств в поддержку террористов, действующих на территории Сирии.
Впрочем, по оценкам различных организаций, занимающихся мониторингом социальных сетей и ресурсов, на фоне реального размаха интернет-угроз у прокуратуры довольно большое поле для деятельности, так как новые противоправные тенденции в Сети появляются с завидной регулярностью.
После введения экономических санкций в отношении России летом-осенью 2014 года прокуратуре пришлось вмешаться в ситуацию на внутреннем рынке страны, чтобы обуздать необоснованное повышение цен на некоторые виды товаров. Прокурорам предстояло разобраться в причинах подорожания. Например, неоправданный рост стоимости жизненно необходимых лекарств был вызван повышением производителями предельных отпускных цен, вытеснением дешевых отечественных аналогов и использованием импортных субстанций. А подорожание продовольствия, как установили прокурорские работники, связано не только с тем, что ввоз продукции из еврозоны был ограничен, но и с необоснованным завышением цен оптовиками и торговыми точками.
ГП изобличила несколько случаев ценового сговора в Москве, Санкт-Петербурге, Забайкальском и Приморском краях, Омской, Пензенской, Томской областях и других регионах.
Национальная угроза в лице казнокрадов и любителей откатов, как и прежде, актуальна. Но за последний год, если верить прокурорской статистике, дело сдвинулось с мертвой точки. СКР, МВД, ФСБ и Генпрокуратура привлекли к ответственности 13 тысяч мздоимцев и их сообщников, 800 из них занимали должности в органах государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники продолжают обкатывать новую тактику — привлечение к административной ответственности юридических лиц, виновных в коррупционных правонарушениях. В минувшем году число организаций, наказанных за такие действия, увеличилось в полтора раза.
Знаковым шагом в борьбе с коррупцией стало недавнее судебное решение по делу бывшего сахалинского губернатора Александра Хорошавина. Суд Южно-Сахалинска в полном объеме удовлетворил иск Генпрокуратуры о конфискации имущества семьи Хорошавина и обращении 1,1 миллиарда рублей в доход государства. Основанием для иска стали установленные в рамках расследования дела о взяточничестве факты наличия у Хорошавина и его семьи недвижимости, автомобилей, драгоценностей и безналичных денежных средств, стоимость которых во много раз превышает их совокупный доход.
Фундаментальной функцией прокуратуры, пожалуй, всегда было представление обвинение в суде от лица государства. Ежегодно прокуроры сопровождают в судах в среднем по миллиону уголовных дел. Наиболее заметными эпизодами ведомства на этом поприще при Юрии Чайке стали приговоры убийцам губернатора Магаданской области (фигуранты дела получили от 13 до 19 лет лишения свободы), а также членам тамбовской ОПГ. Генпрокуратура утверждала обвинение в отношении семерых руководителей и инженерно-технических работников Саяно-Шушенской ГЭС, где в результате техногенной катастрофы 17 августа 2009 года погибли 75 человек, и многие другие дела.
При назначении наказания чаще прослеживается единодушие суда и гособвинения, нежели наоборот. Оправдательные приговоры для нашей судебной системы вещь экзотическая — за истекший год всего 901 человек, включая тех, кого следствие отпустило за непричастностью. Хорошо ли это? Да — если считать по умолчанию, что наша следственная система непогрешима.
Но это вовсе не так — сами прокурорские работники в 2015 году выявили почти пять миллионов (!) нарушений со стороны следственных подразделений. Проблема надзора за следствием остается для прокуратуры в числе самых острых.
Еще одной ахиллесовой пятой ведомства в деле уголовного преследования особо опасных преступников остается является взаимодействие с иностранными коллегами по вопросам экстрадиции. К недавним фиаско в этой сфере можно отнести отказ Австрии экстрадировать в Россию экс-главу «Башнефти» Урала Рахимова, обвиняемого по делу о незаконной продаже акций компании АФК «Система». Кроме того, предполагаемый главарь синдиката киллеров Аслан Гагиев, разыскиваемый Россией за совершение нескольких десятков убийств, недавно был отпущен под залог в той же европейской стране, несмотря на имеющееся решение местного суда.
Но справедливости ради стоит отметить, что часто подобные решения носят политическую окраску.
Традиционно, больше всего прокуратуре приходилось иметь дело с социальными проблемами населения. Сотрудники ведомства в прошлом году вернули 25 миллиардов рублей незаконно задержанной заработной платы, а в отношении недобросовестных работодателей инициировали возбуждение более 500 уголовных дел.
По требованиям прокуроров предотвращены случаи превышения предельного размера надбавок на детское питание в Башкирии и Санкт-Петербурге. При участии ведомства удалось восстановить права почти трех тысяч участников долевого строительства и ввести в эксплуатацию 54 долгостроя.
Прокуратурой наши граждане пугали и продолжают пугать зарвавшихся чиновников, хамоватых бюрократов, алчных работодателей и даже драчливых соседей. Закон действительно сделал эту структуру управой на любого нарушителя чужих прав, невзирая на чины и звания. С этим связан и довольно высокий «рейтинг популярности» в народе людей в синей форме. Рост числа обращений в органы прокуратуры за последние 5 лет вырос почти вдвое: в 2011-м зафиксировано три миллиона обращений, а в 2015 году — почти шесть.