Экономика
14:52, 14 июня 2016

«Существенный плюс в развитии дало импортозамещение» О проблемах российской экономики — президент банка «Югра» Алексей Нефедов

Алексей Нефедов
Фото: пресс-служба банка «Югра»

Российская экономика, по оценкам большинства экспертов, прошла дно и уже в четвертом квартале начнется ее восстановление. Этому способствует как улучшение конъюнктуры на мировых рынках, так и постепенная адаптация экономики страны к сложным условиям.

Изменения экономической ситуации на местах в первую очередь замечают банкиры, традиционно связывающие бизнес своих кредитных учреждений с промышленностью, производством, строительством, малым бизнесом. Судя по динамике открытия новых офисов в регионах России, банк «Югра» делает серьезную ставку на предстоящее восстановление экономики и скорое завершение кризиса. Своими мыслями в преддверии главного экономического события в России — Петербургского международного экономического форума — поделился с редакцией «Ленты.ру» президент банка «Югра» Алексей Нефедов.

Алексей Геннадьевич, делегация банка «Югра» примет участие в работе Санкт-Петербургского международного экономического форума. Какие у вас ожидания от этого мероприятия, какие цели?

Прежде всего это площадка для общения, знакомств. Также — вершина, с которой можно видеть векторы развития экономики России в целом, по регионам и в сочетании с международными тенденциями. На ПМЭФ мы традиционно знакомимся с новыми партнерами и общаемся со старыми коллегами и друзьями из промышленности, с финансовых рынков, из государственного сектора. Практика показывает продуктивность подобных мероприятий. Например, на предыдущем форуме похожего масштаба — в Сочи, мы нашли новых партнеров — два машиностроительных предприятия. Надеемся получить контакты и в Санкт-Петербурге на ПМЭФ. Очень важно участие первых лиц государства в программе, их публичная повестка о векторе развития страны, наборе целевых параметров экономической политики.

По вашему мнению, как обстоят дела в российской экономике на местах, на региональном уровне?

Мы постоянно убеждаемся на опыте регионального развития, что Россия — очень многообразная страна. Даже внутри федеральных округов экономическое положение регионов существенно различается. В значительной степени экономика каждого региона до сих пор определяется потенциалом со времен Советского Союза. Во многих местах за счет грамотного руководства этот потенциал был существенно укреплен за последнее десятилетие. Также остается много «середнячков», где возможности для регионального экономического роста не используются в полной мере. Мы это видим, так сказать, и свежим взглядом при анализе региона — когда принимаем решение об открытии очередного офиса банка, и это подтверждается повесткой федеральной власти с программами поддержки регионального развития.

Недавно банк «Югра» открыл два офиса в Казани. Является ли это показателем того, что банк делает ставку на Татарстан?

Вся приволжская часть России обладает очень большим потенциалом экономического роста. В отраслевом разрезе области и республики Приволжского федерального округа хорошо диверсифицированы, фактически здесь присутствует вся палитра российского хозяйства — начиная от промысловых сборов, лесного и сельского хозяйств, продолжая традиционной для специализации банка нефтедобычей, нефтепереработкой и нефтехимии и далее — машиностроение, автомобильная промышленность. Традиционно в целом в экономике России вклад регионов Приволжского федерального округа от 20 процентов и выше, причем и по промышленности и по сельскому хозяйству. Республика Татарстан, на мой взгляд, тут чемпион по структурному региональному развитию: строятся новые технопарки, привлекаются значительные прямые инвестиции — в том числе иностранные, и так далее. Офисы в Татарстане подчеркивают наше все более тесное погружение в деловую тематику региона, в развитие контактов как с руководством республики, так и с партнерами банка по корпоративному бизнесу на местах. Другие наши клиенты заинтересованы в развитии бизнеса в Приволжском округе.

А на какие экономические стимулы опирается развитие регионов в последние пару лет?

Могу подтвердить, что объективно существенный плюс в развитии некоторых отраслей и секторов дало импортозамещение. Мы видим рост запросов по проектам в сельском хозяйстве, это самое очевидное влияние импортозамещения. По сельскому хозяйству оживление по всем основным видам — как растениеводству, так и животноводству — по их производству, поставкам, продажам. Подчеркну, что агробизнес исторически не являлся специализацией банка — скорее, мы продолжаем внимательно наблюдать за этой отраслью. Динамика очень позитивная. Мы поддерживаем контакт, держим связь со многими агрохолдингами, в частности, Краснодарского края. Посмотрим по итогам этого года на результаты и, вероятно, будем активизировать деятельность банка в части сотрудничества с секторами сельского хозяйства.

На ваш взгляд, удалось ли пищевой перерабатывающей промышленности нарастить динамику за счет тренда на импортозамещение?

В этой сфере также чувствуется положительное влияние факторов импортозамещения. Вообще все, что касается базовых потребностей при потреблении — питания, энергетики, текстиля и так далее — пользуется органическим спросом, на замену рыночных ниш импортных поставок начинают приходить отечественные производители. Важно смотреть на эту тенденцию исходя из адекватных горизонтов инвестиционного планирования. За один, два года сразу и быстро развить производство невозможно. Сейчас мы можем начинать оценивать первые результаты, впереди — долгосрочное развитие, включая и финансирование по «длинным» производственным циклам, в котором участвуем мы, банкиры. Для региональных предприятий, местных властей, и для нас, банкиров, долгосрочные партнерские отношения — самая выгодная стратегия.

Если отвлечься от отраслей, который смогли извлечь результат из последних событий в стране, и переключиться на менее «удачные» сектора, например, строительный сектор, который уже долгое время стагнирует, какой взгляд у банкиров на его перспективы?

Действительно, многие инвестиционные проекты по строительству были заморожены и услуги смежников в производстве строительных материалов заметно пострадали. Сказалось существенное снижение строительства и модернизации дорожной сети, поэтому востребованность строительной продукции упала. В данной ситуации нам необходимо дождаться полной адаптации экономики страны к новым условиям. Прежде всего, ресурс — в возобновлении потребления домашних хозяйств, с него может начаться новый цикл спроса на жилье, соответственно подтянется новое строительство, возобновятся старые проекты, активизируется сектор отделочных материалов.

Но сейчас потребление у населения зажато в рамках расходов на текущие нужды?

Да, это так, к сожалению. Расширенное потребление всегда является ресурсом для развития производства. Однако, думаю, что в этом году заканчивается период адаптации к новым экономическим условиям. Доходная база для сбережений домохозяйств заметно упала, при этом кредитная нагрузка физлиц никуда не делась. Мы, банкиры, это видим очень прозрачно. Причем закредитованность населения во многих регионах существенная. С другой стороны — работа по снижению ставок кредитования осуществляется, и прежде всего банковский рынок тут стимулирует Центробанк через ключевую ставку. Если инфляция будет поменьше и розничные процентные ставки банков будут плавно снижаться, появятся возможности рефинансирования розничных кредитов. Это поможет оздоровить долговую нагрузку населения — риски дефолтов физлиц снизятся, стабилизируется просрочка. В таком случае потребительское кредитование снова будет аккуратно восстанавливаться банками и поддержит потребление.

Местные власти стали более активны в экономическом развитии своих регионов, нет?

Знаете, кто раньше был активен — сохраняют темпы, кто был склонен к инерции — им тяжелее. Не хочу по отдельности называть те или иные регионы, картина неоднородная по всей России. Для преодоления региональной инерции, застойных явлений важна роль федеральных программ. Например, характерный пример Дальневосточного округа с новыми стимулами и ресурсами по специальной федеральной программе развития. Я несколько раз был на Дальнем Востоке России — существенные изменения к лучшему налицо. Начинают создаваться новые предприятия, в том числе с азиатскими партнерами. Мы, со своей стороны, не только на Дальнем Востоке — по всей России — стараемся оказывать поддержку, подавать руку помощи предприятиям, которые стараются развивать бизнес, прежде всего на долгосрочной основе.

< Назад в рубрику