Даже самая гениальная идея никогда не воплотится в жизнь, если не удастся найти средства на ее реализацию. Но в период экономической нестабильности потенциальных заемщиков проверяют чуть ли не под микроскопом, а инвесторы не спешат вкладываться в перспективный проект. В итоге перед стартаперами встает непростая задача подготовить правильную презентацию проекта и составить хороший бизнес-план. «Лента.ру» выяснила секреты успешных переговоров с инвесторами.
В роли частных инвесторов часто выступают успешные действующие предприниматели. Они понимают логику молодых и амбициозных бизнесменов, поэтому быстро отбирают перспективные проекты. Еще одна категория частных инвесторов — это топ-менеджеры крупных компаний, в том числе банков. Они получают хорошие бонусы и готовы вкладываться в многообещающие стартапы, рассчитывая на хороший доход.
Одних инвесторов вдохновляет поиск новых быстрорастущих бизнес-идей, способных генерировать высокий доход. Они хотят на старте вложиться в прорывной проект, помочь ему с развитием и в несколько раз приумножить стоимость своей доли. Классическая венчурная история.
Другие инвестируют в простые и понятные начинания с помощью займов. В этом случае инвестор может рассчитывать на фиксированную доходность по инвестициям от 30 процентов годовых (для проектов StartTrack) и снижение возможных рисков.
В мире высоких технологий не обязательно иметь обширные связи, чтобы выйти на бизнес-ангела. Не нужно даже выходить из офиса. Конечно, можно обивать пороги венчурных фондов, потратить много времени и сил на общение с банками. А можно обратиться к краудинвестинговой площадке, такой как StartTrack. Для США и Европы это обычный опыт.
Как она работает? Все довольно просто и прозрачно. Любой частный инвестор может кредитовать понравившийся проект из тех, что представлены на краудинвестинговой площадке. Со своей стороны, компания, которая ищет заемные средства, публикует презентацию своего продукта и основные документы. Потенциальный инвестор оценивает бизнес и может встретиться с его владельцем, чтобы лично все обсудить. Инвесторы таким образом могут вложить в ваш проект от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей на короткий срок под 30 процентов годовых. Такой способ получения денег подходит компаниям, которые имеют постоянный доход и возможность получить средства в срок. При этом частный инвестор не будет требовать от вас залог, но попросит личное поручительство.
Второй вариант — продажа доли компании. В этом случае речь идет уже о вложениях от 1 миллионов рублей, а инвесторы входят непосредственно в капитал компании и становятся полноценными учредителями, акционерами и надежными партнерами. Для стартапа это могут быть «умные» деньги, потому что, войдя в капитал, инвестор поможет компании своими компетенциями и опытом. Чтобы привлечь такое финансирование, проект должен некоторое время просуществовать на рынке, показать определенные результаты своей деятельности и заинтересовать бизнес-ангела перспективами многократного роста.
Краудинвестинговые платформы выполняют несколько важных функций, облегчающих задачу инвестора. С помощью таких площадок потенциальные инвесторы могут наблюдать динамику развития компании, структуру выручки и затрат на ведение бизнеса. Для успешного поиска инвестиций стартапу придется раскрыть максимум информации о себе.
Бизнес делают люди, именно их потенциал определяет будущий успех или провал. Многое зависит от первого впечатления, от «искры», которая пробежит между инвестором и бизнесменом, представляющим свой проект. Отсутствие веры в основателя со стороны инвестора — это верный знак, что ничего не получится. Важно «продать» инвестору свой проект так же, как вы продаете продукт или услугу клиенту. Вам должны поверить, потому что именно вы как предприниматель знаете свой бизнес от и до. Вы должны чувствовать проект, понимать его, уметь ответить на любой вопрос быстро и четко.
Но все же одной идеи мало, ее надо подкрепить качественной бизнес-моделью. Бизнес-модель должна быть работоспособной, апробированной, подкрепленной реальными финансовыми показателями. Инвестор должен ясно видеть и понимать, как вы собираетесь зарабатывать деньги и на что планируете их тратить.
В реальности любой-бизнес план — это гибкая модель. Всегда есть вероятность, что бизнес-процессы пойдут по-другому. Любой профессиональный инвестор готов к тому, что ситуация начнет меняться. Никто не ждет от вас огромного документа с множеством элементов, составленного сторонними консультантами, в котором вы сами не в состоянии разобраться до конца.
Нужна достаточно понятная финансовая модель, которая четко ответит на несколько вопросов: как бизнесмен собирается зарабатывать, какой прогноз роста выручки и клиентской базы, каковы рынки сбыта, маркетинговые акции и их бюджет. Также там должна быть показана динамика затрат по статьям. Оценивая бизнес-план, инвестор проверяет команду на адекватность и бизнес-логику. Важно заранее подготовить все необходимые документы: инвестиционную презентацию компании, финансовую модель, управленческую и бухгалтерскую отчетности, учредительные документы компании, и при этом быть максимально открытыми и подготовленными.