Итак, наступил второй тур. Теперь мы лучше знаем возможности команд, увидели их слабые и сильные стороны. Соперники имеют возможность сделать выводы, что-то исправить и лучше подготовиться к следующему матчу. Но возрастает и ответственность, особенно для тех, кто в первых играх выступил не слишком удачно. Второе поражение на турнире это уже практически клиническая смерть…
Именно в таком положении находятся словаки, с которыми нам предстоит сегодня сыграть в первом матче дня. Для них компромиссов быть не может. Россиянам чуть легче, ничья тоже оставляет шансы. Но играть все равно нужно на победу, чтобы оставаться хозяевами своей судьбы.
В двух других матчах дня встретятся команды группы А. На первый взгляд, в обоих матчах есть явные фавориты и очевидные аутсайдеры, но вряд ли они безропотно согласятся со своей участью. Так что ждем сюрпризов.
Словакам из Лилля отступать некуда. У них ноль очков и матч с Англией на горизонте. Это делает раненого зверя втройне опасным, к тому же первый матч показал, что потенциал у этой команды очень приличный.
С Уэльсом словаки сыграли сильно. Они выглядели лучше соперника практически во всех компонентах: больше владели мячом (56 на 44 процента), были быстрее, агрессивнее и интереснее атаковали, создали больше опасных моментов. Но проиграли. Как справедливо отметил наш старый знакомый Ян Дюрица: «У Уэльса было полтора момента, но они забили два гола». Действительно, голы валлийцев не вытекали из логики игры, скорее, это были какие-то случайности. Великолепный удар Бейла совпал с ошибкой вратаря, а второй гол стал результатом нелепой срезки. Словаки вправе сетовать на судьбу, им действительно крупно не повезло. Но футбольные боги имеют обыкновение отдавать долги. Нам же в первом матче повезло, и вряд ли стоит снова на это рассчитывать.
Главное опасение в игре россиян вызывает выход из обороны в атаку. В матче с Англией мы постоянно видели, как защитники вынуждены были перекатывать мяч, поскольку предложений от игроков атаки не было. Сергей Игнашевич и Василий Березуцкий пытались сыграть в короткий пас, но опорные Роман Нойштедтер и Александр Головин почти всегда возвращали мяч назад. Наверное, это можно объяснить грузом ответственности, ведь оба впервые играли в стартовом составе сборной, да еще на не слишком привычной позиции — тут не до инициативы, лишь бы не «обрезать». А в итоге рискованные длинные передачи от защитников прямо в линию атаки и как результат частые потери мяча. Хорошо еще, что англичане играли довольно глубоко, почти не прессинговали.
А словаки, как раз, любят прессинговать на чужой половине. Вся линия полузащиты у них укомплектована быстрыми, резкими ребятами, которые при потере мяча сразу вступают в отбор. Любое промедление на своей половине может обернуться потерей и опасным моментом. Помните, как Марек Гамшик в начале игры обокрал Гарета Бейла и на скорости обыграл всю оборону валлийцев? Чудо, что защитник тогда выбил мяч из пустых ворот.
Получается, что главная проблемная сторона нашей команды — выход из обороны — накладывается на наиболее сильную сторону игры соперника. Это тревожит. Зато очевидность угрозы — это шанс ее предупредить. Прежде всего за счет игровой дисциплины и концентрации, во-вторых, за счет взаимопомощи. Защитникам было трудно, потому что нападающие явно не дорабатывали, прежде всего, Федор Смолов и Александр Кокорин. Они мало отходили вглубь поля, а предпочитали открываться во фланги и таким образом сами себя отрезали. Приходилось играть длинными пасами на Артема Дзюбу, в надежде что он выиграет верховую борьбу и зацепится за мяч. Кстати, со словаками шансов у него будет немного — центральные защитники Дюрица и Мартин Шкртел нашему гиганту развернуться вряд ли дадут. С другой стороны, словацкие «башни» не очень быстры и мобильны, а это опять шанс для Смолова и Кокорина. Лишь бы они проснулись уже и заиграли так, как умеют.
Из очевидных слабостей словаков выделим две: неровную игру вратаря Матуша Козачека и относительную слабость позиции центрфорварда. Все же ни Михал Дюриш, ни заменивший его Адам Немец до уровня Владимира Вайса, Юрая Куцки, Роберта Мака и, конечно, Гамшика не дотягивают. Но стараются брать трудолюбием. У словаков центрфорвард не главная единица нападения, а вспомогательная, он создает глубину атаки партнерам, старается связать защитников. Ну, а промахи вратаря можно списать на волнение — для него это первый матч на большом турнире.
Словаков мы можем обыгрывать, но нужно лишить их козырей. Прежде всего, пространства в центре поля и перед нашей штрафной. Ни в коем случае нельзя давать им разбегаться, на скорости они очень опасны. Значит, опять возникает проблема опорных полузащитников. Но вроде бы поправился Денис Глушаков, и подтянул кондиции Артур Юсупов, значит, уже будет полегче. А вот кому точно будет тяжело, так это нашим фланговым защитникам. В первом матче Роберт Мак справа и Владимир Вайсс слева буквально затерзали своих опекунов, так что Игорю Смольникову и Георгию Щенникову (или Торбинскому?) потребуется помощь. Тем более что защитник ЦСКА уже «висит» на карточке. Кстати, у словаков таких пятеро, причем четверо — хавбеки. Это в подтверждение того, как агрессивно они играют в прессинге.
Еще один нюанс: наша команда существенно выше ростом. У словаков лишь два игрока выше 185 сантиметров, у нас из тех, кто играл против англичан, — шестеро. То есть при стандартах кого-то из наших гренадеров будут держать уступающие им в росте соперники. Чем не козырь, учитывая, каким образом мы спаслись в первом матче.
В двух вечерних матчах сойдутся представители группы А. В каждом из них есть команда, которой некуда отступать, то есть проигравшая в первом туре.
Это гарантия отчаянной борьбы. Но интрига, по большому счету, есть лишь в одном матче, где румыны могут потягаться со швейцарцами. От встречи же французов с албанцами скорее пахнет разгромом, нежели равным обоюдоострым футболом.
Албанцы со швейцарцами выглядели бледно, да еще потеряли своего лучшего центрального защитника. Чего же от них ждать? Наверное, только упорства, жесткости, может быть, отчаянной страсти. Но все это «работает» до первого гола. А потом команда может рассыпаться, тогда голов будет много. Французы перед своей публикой точно не остановятся, им за первую игру здорово в прессе досталось.
Игра швейцарцев с румынами обещает быть куда интереснее и напряженнее. Румынская сборная достойно сражалась с французами, заслужила самые добрые слова. Правда, говорить можно лишь об игре в обороне и самоотверженности, а вот атакующие возможности команды остались загадкой. Два удара в створ ворот — не бог весть какой материал для анализа. Но это против французов, а против швейцарцев игра румын может быть иной. В любом случае они показали себя боеспособной, обученной и дисциплинированной командой. Теперь понятно, почему эта сборная в десяти матчах отборочного цикла лишь два гола пропустила.
Швейцарцы же хоть и победили албанцев, оставили двойственное впечатление. С одной стороны, нападение команды показало креативность и разнообразие, с другой — КПД его был невысок. Забили лишь раз, и то с углового. Швейцарцам явно не хватало пробивной мощи при завершении достаточно интересных фланговых атак, посему навесы и прострелы шли вхолостую.
Отметим также некоторую авантюрность обороны швейцарцев. Фланговые защитники больше думали об атаке, чем об обороне, а центральные Йохан Джуру и Фабиан Шер часто неоправданно теряли позицию, хотя серьезного давления на них албанцы не оказывали. Спасал очень глубоко игравший опорный хавбек Валон Бехрами, постоянно подчищавший огрехи партнеров. Албанцы так и не смогли наказать швейцарцев за легкомыслие, но вечно везти им не может.
В целом, первый матч для швейцарцев сложился удачно: быстрый гол, быстрое удаление у соперника. Это несколько смазало картину, и не исключено, что мы не совсем точно представляем возможности команды. Пока получается странная картина: швейцарцы запомнились легкомысленностью и авантюризмом, а румыны — дисциплиной и трудолюбием. Все как в жизни, только наоборот. Посмотрим, подтвердит ли эти ощущения вторая игра.