Полиэфир вместо хлопка, воздухонепроницаемые рубашки-«скафандры», грубейшие фальсификации и тело цвета ткани — более половины образцов продукции известных и популярных у россиян брендов, по данным исследования Роскачества, нельзя назвать высококачественным товаром. Иностранные производители зачастую нарушают права потребителей, не сообщая никакой информации о товаре, кроме артикула и размера. А это может угрожать здоровью покупателей.
Российская система качества (Роскачество) провела масштабное веерное исследование мужских рубашек — на экспертизу были отправлены товары 29 брендов, как импортных, так и отечественных. Образцы продукции стоимостью от 800 до 4000 рублей закупались как в крупных сетях, так и в отдельных торговых точках, а также интернет-магазинах. Как отметили в Роскачестве, в данной товарной категории высока доля импорта: более половины исследованных образцов произведены на фабриках Китая, Молдавии, Индии, Бангладеш, Белоруссии и Турции. Каждую рубашку анализировали по 12 параметрам качества и безопасности.
Результаты лабораторных исследований свидетельствуют: лишь шесть брендов выпускают действительно высококачественные мужские рубашки. Это O’STIN (сделано в Китае), Greg (Белоруссия), H&M (Бангладеш), Oodji (Китай), Incity (Китай), Chkalov (Молдавия). Качественной и безопасной продукцией признаны рубашки Authentic, Galta, хотя по ряду параметров они не смогли соответствовать «повышенному стандарту» Роскачества, который устанавливает более строгие требования к воздухопроницаемости и гигроскопичности ткани, а также изменению размеров изделия после мокрой обработки.
В 21 образце по итогам исследований были выявлены различные нарушения и несоответствия. У некоторых производителей фактический состав изделия отличался от заявленного незначительно: это бренды Allan Neumann, Dobroshiv, Conti UOMO, VOGEL, Hans Grubber, John Jeniford, Favourite, Tom Farr, Livanso, Bellford. Но были и такие, кто осознанно пошел на грубую фальсификацию: в материале рубашек Fortunato и Brostem вместо 80 процентов хлопка оказалось ровно столько же дешевого полиэфира. Столкнулись эксперты и с курьезными случаями. Так, «бамбуковая» рубашка V.B на самом деле — полностью льняная, а образец SELA — стопроцентно хлопковый при заявленном смешанном составе с 35 процентами полиэфира. Курьез в том, что и хлопок, и лен — натуральные и относительно дорогие материалы, и потому производителям не имело никакого смысла скрывать реальный состав продукции.
Не всегда сырьевой состав фальсифицируют ради экономии. На предприятии кто-то по недосмотру или халатности перепутал маркировку, или поставщик тканей дал неверную информацию — такое тоже случается. В любом случае это создает проблемы, отмечает ведущий специалист Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности Лидия Ветошина. «Во-первых, значительная часть потребителей предпочитает носить сорочки из натурального сырья, обладающие высокими гигиеническими свойствами и обеспечивающие комфорт, — рассказала она «Ленте.ру». — Во-вторых, способы ухода за изделиями (глажение, стирка, химическая чистка) различного сырьевого состава существенно различаются».
А вот четыре образца и вовсе не соответствовали обязательным требованиям безопасности. Так, яркая рубашка марки John Jeniford активно «линяла»: краситель отделялся от ткани под воздействием стирки, пота и сухого трения. У рубашек Zara, MNG, Bellford не все в порядке с гигиеной, констатировали эксперты Роскачества. Образцы продукции этих брендов практически не пропускают воздух, что доставит потребителю-моднику как минимум дискомфорт.
Кстати, один из параметров, по которым оценивается безопасность изделия, это так называемый «индекс токсичности». Он должен находиться в диапазоне 70-120 процентов. Абсолютно безвредный материал — это 100 процентов. «Отклонение в меньшую сторону означает, что в водной вытяжке из изделия присутствуют какие-то вещества, которые снижают активность нервной системы. После 70 процентов материал уже можно назвать токсичным и чрезвычайно опасным для здоровья, — рассказывает замруководителя независимой аккредитованной лаборатории в области текстильной и легкой промышленности «Центр СКС», руководитель научно-испытательного центра «Шелк» Юлия Севостьянова. — Отклонение от 100 процентов в большую сторону свидетельствует о наличии в водной вытяжке опасных веществ, сходных по действию на организм с психотропными препаратами».
Массовая проблема как зарубежных, так и отечественных производителей — нарушение требований, предъявляемых к маркировке. В частности, вне зависимости от страны производства, при реализации товара в России маркировка должна быть информативной, а текст — на русском языке. «На маркировке товара обязательно должна присутствовать информация о производителе, импортере и поставщике. Если такой информации нет, это с большой долей вероятности может говорить о том, что вы столкнулись с контрафактной продукцией, — пояснил «Ленте.ру» руководитель лаборатории «Центр СКС» Виктор Чучаев. — То есть не исключено, что она была пошита в условном "гаражно-строительном кооперативе" в Китае, а не на официальной фабрике производителя, где осуществляется контроль качества продукции. Это, в свою очередь, может означать то, что изделие будет некачественным, а претензии предъявить некому».
В Роскачестве подчеркивают: исследования товаров народного потребления не ограничивается мужскими рубашками. Так, ранее экспертизе подверглись детские товары, продукты питания, а в плане веерных исследований на 2016 год — почти 50 категорий товаров. В том числе — молочная продукция, консервы и школьная форма. Информация обо всех выявленных нарушениях традиционно передается в Роспотребнадзор.