Новости партнеров

«Вкладывать в стартапы сейчас модно»

Инвестор Алексей Менн о выборе прибыльных проектов и самых привлекательных сферах бизнеса

Фото: Depositphotos

В кризис традиционные инвестиции часто приносят лишь одни убытки. Это заставляет искать новые возможности сохранить и приумножить свои сбережения, и поэтому все больше инвесторов обращают внимание на стартапы, ведь вложения в начинающий бизнес могут принести десятки и даже сотни процентов прибыли. Сегодня инвестировать в начинающий бизнес на краудинвестинговой площадке StartTrack может любой желающий, а прибыль составляет до 35 процентов в год. Однако вложения в стартапы несут в себе и риски, ведь не каждая молодая команда добивается успеха. О том, как выбрать стартап, который принесет прибыль, и какие проекты сегодня наиболее инвестиционно привлекательны «Ленте.ру» рассказал известный российский венчурный инвестор, партнер фонда Sun Capital Алексей Менн.

Лента.ру: Алексей, вы один из самых активных инвесторов в российские стартапы. Какие ниши на российском рынке сейчас наиболее интересны для инвестора с точки зрения роста и доходности?

Алексей Менн: Одна из самых инвестиционно-привлекательных ниш сегодня — это высокотехнологичные сервисы в сегменте B2B. Я говорю об IT-стартапах, которые предлагают традиционному бизнесу сервисы для увеличения прямых продаж, вовлечения потенциальных покупателей в процесс покупки, сокращения затрат и делают работу компании более эффективной. За последние пару лет в мире появился удивительный тренд. Любой младший менеджер, продавец или официантка активно используют различные технологии и инновации в повседневной жизни. Например, мобильные приложения и гаджеты.

При этом компании, в которых они работают, скорее всего, далеки от каких-либо технологических новшеств и инноваций. Стандартный супермаркет, ресторан или магазин одежды выглядят так же, как и 10—30 лет назад. Какие-то инновации, конечно, внедряются, но очень медленно и цикл их внедрения составляет 7—10 лет. Но сейчас руководство крупных традиционных компаний понимает, что время для изменений пришло, и чтобы быть конкурентными в среднесрочной перспективе, необходимо внедрять или создавать новую технологию.

Как правило, сначала компания пытается создать IT-продукт своими силами, но скоро (за редким исключением) приходит осознание того, что это дорого, долго, сложно и совершенно непонятно, каким получится продукт, созданный своими силами. Затем компания думает о том, чтобы заказать IT-решение у лидеров рынка, таких как SAP, Oracle и IBM, но такой подход может оказаться еще более дорогим и долгим.

Здесь-то и кроются уникальные возможности для стартапа. Маленькая технологическая компания может не просто попасть за стол переговоров с крупной организацией, чей оборот составляет миллиарды долларов, но и «получить» ее в качестве клиента. Пять-шесть лет назад в мире, и особенно в России, такая ситуация была бы скорее всего невозможна, крупные компании не стали бы общаться с маленьким стартапом, тем более становиться его клиентами, доверив значительную часть своего бизнеса.

Благодаря идеальному времени для развития ITB2B-стартапов даже совсем небольшие компании, обладающие уникальной технологией, могут подписывать огромных клиентов. Так, компания Mercaux, основанная Ольгой Коцур (предлагает IT-решения для продавцов в магазинах одежды и косметики), подписала международный бренд Benetton и сразу же стала интересна большому числу международных ритейлеров. А компания SailPlay, основанная Леонидом Шангиным, заключила контракты с международной сетью Papa John’s и автоконцерном Volkswagen, а в последствии привлекла многих знаковых инвесторов. И таких примеров только за последние месяцы сотни.

В IT-сервисы вкладываются очень многие венчурные фонды. И перспективы качественных разработок в этой сфере, конечно же, впечатляют. Но вот на одной из конференций StartTrack вы говорили о том, что интересуетесь инвестициями в food-стартапы. Чем может быть привлекателен для инвестора это сегмент?

Да, стартапы в области питания — это очень интересная ниша. Во всем мире, в том числе и в России, в ближайшие пять-семь лет будет настоящий инвестиционный бум в этой отрасли. Собственно, он уже начался. Речь идет об инновациях в сфере питания, о новых подходах к нему, вроде подписки на доставку еды, новых технологий выращивания продуктов и их приготовления. Эта ниша получила название foodtech. Классический ее представитель в России — проект Elementaree, конструктор здорового питания. В течение месяца по подписке курьеры сервиса доставляют клиентам специальное меню (здоровое и вкусное питание) на неделю, полностью заменяя необходимость похода в супермаркет.

Или, например, Uberchef позволяет с помощью мобильного приложения вызвать на праздник или семейный ужин шеф-повара, который приобретет продукты, привезет их и приготовит для вас ужин (экономия времени и новые впечатления). Представители нескольких крупных западных венчурных фондов не так давно говорили мне о том, что не рассматривают в России никаких проектов, кроме foodtech.

Но еда и разного рода инновации с ней — это вечная тема. По крайней мере, какие-то новые блюда и ресторанные концепции появлялись и раньше. В чем же новизна и актуальность? Почему о foodtech заговорили только сейчас?

За последние пару лет инвестиции в foodtech-стартапы сделали сразу несколько очень крупных западных фондов. Большинство проектов оказались удачными. И сейчас многие инвесторы активно интересуются инновациями в сфере еды. Бывает и так, что проект делает первые успехи и благодаря ажиотажу в foodtech получает значительную венчурную наценку (например, инвесторы оценивают его в 10—20 годовых выручек), а потом оказывается, что, по сути, никакой инновационной составляющей у проекта нет. Инвесторы получают убытки и хватаются за голову: «Где же мы тут венчурную наценку нашли!?»

То есть у венчурных инвесторов тоже есть своя мода?

Можно и так сказать. Да, сейчас модно инвестировать в food-стартапы. Кстати говоря, сейчас модно инвестировать в стартапы вообще и создавать их сейчас тоже очень модно. Если честно, это немного пугает. И похоже на золотую лихорадку: многие рассчитывают заработать легкие деньги, не прикладывая серьезных усилий.

Поэтому я рекомендую очень тщательно выбирать проект для инвестиций. Но если после тщательного анализа вы видите, что у foodtech-стартапа есть сильная команда, заинтересованная в средне- и долгосрочном результате, инновационная составляющая и проект способен масштабироваться и развиваться не только на российском рынке, у инвестора есть хороший шанс получить доход.

Тот же Elementaree предлагает клиенту подписку, то есть договор на поставку продуктов в течение определенного времени. Вероятно, такая схема работы является инновационной для данного рынка и выгодна бизнесу и клиенту?

Подписка на что-либо экономит наше время и деньги. Food-проекты хотят, чтобы вы не ходили в магазин, а получали еду на дом, подписаться сегодня можно на самые разные сервисы: на химчистку, проживание в отеле, конфеты и даже на сюрприз из секс-шопа. Даже Apple теперь предлагает подписку: каждый месяц платишь взносы, а в конце года получаешь новый айфон.

Сервисы, связанные с подпиской, — это интересный бизнес. Но я бы рекомендовал стартаперам задуматься также на тему создания сервиса, который позволяет отменять подписки, которыми вы не пользуетесь. Многие друзья и коллеги жаловались мне, что сразу несколько компаний ежемесячно снимают с них небольшие суммы, но сами они уже не помнят, на что подписались и как эту подписку отменить, в результате деньги уходят впустую.

Какие еще ниши вы можете назвать инвестиционно привлекательными?

К примеру, «умные города». Речь идет об инновациях в городском пространстве. Вот Россия, например, — один из лучших в мире рынков для развития парковочных сервисов. Наша страна только недавно занялась вопросом платных парковок, и парковочная система здесь одна из самых инновационных в мире.

У наших стартапов есть возможность предложить городским властям и жителям удобные сервисы для оплаты парковки, например мобильные приложения. Очень интересный проект в этом плане ParkApp, компания стремится рассказать пользователям о свободной парковке в любом городе России в реальном времени, а также предоставить возможность оплаты не только открытой городской парковки, но и многих частных парковок со шлагбаумом (водителю не нужно выходить из машины, чтобы заплатить, или прикладывать специальную карточку). Женя Либерманн, основатель проекта, придумал уникальный алгоритм, который позволит водителям сэкономить кучу времени на поисках свободной парковки и способах ее оплаты

Как опытный инвестор, что бы вы посоветовали инвестору начинающему? Многие хотели бы вложиться в стартапы (как вы сами сказали, это даже модно), но ведь это несет в себе определенные риски. Как обезопасить себя от неудачи?

Если речь идет о серьезных вложениях, начинающему инвестору важно ознакомиться с другими проектами из этой отрасли, посетить отраслевые конференции, узнать, какие новые продукты возникают в этой сфере. Например, за последний месяц мне предложили шесть-семь очень похожих друг на друга проектов по доставке продуктов из супермаркетов или с рынков. Если бы я пообщался лишь с одной командой, то, возможно, остался бы уверен, что это очень перспективный проект для венчурного инвестора. Шутка ли — этакий Uber по доставке продуктов на дом! Однако, зная уровень конкуренции в этой нише, я не стал вкладываться ни в один из них.

За последний год я просмотрел порядка 1,5 тысяч стартапов (я не призываю других делать то же самое, так как времени на такого рода исследования уходит очень много), но такое масштабное исследование дает глубокое понимание трендов. Ты постепенно начинаешь понимать, что в данный момент большинство стартаперов на самом деле запускают похожие проекты только в разных отраслях. И ошибки молодых команд тоже бывают типовыми. Когда ты инвестируешь в один проект, он кажется тебе уникальным, если же твой опыт в области инвестиций гораздо больше, ты понимаешь, что это не так. Изучая аналогичные проекты, можно уберечь свою команду от различных промахов и избежать ошибок.

Главное для начинающего инвестора — не быть азартным. Первые успехи стартапа всегда пьянят, а инвестор должен иметь холодную голову на плечах.

И последнее. Чем больше я смотрю на стартапы, тем больше понимаю, что успех начинающего бизнеса в большей степени зависит от команды, чем от продукта. Можно иметь уникальный и востребованный рынком продукт, однако без сильной команды на нем никак не заработать. А иной раз продукт кажется не таким уж особенным, но сильная команда творит чудеса.

Если вы хотите вложить средства или привлечь инвестиции в свой проект через StartTrack, то вы можете зарегистрироваться и подать заявку на официальном сайте площадки.