Диксон — самый северный населенный пункт России. Расположен на острове в Карском море и материке. Сто лет назад эта местность была практически необитаема, но в XX веке здесь появились порт и поселок. «Лента.ру» рассказывает о том, как это произошло и почему люди продолжают жить в Диксоне и сейчас.
Поморам западный берег полуострова Таймыр был известен еще в XVII веке. Русские путешественники останавливались в этой бухте, пережидая шторм и скрываясь от тяжелых льдов. Они в XVIII веке называли остров Долгим. Участник Великой Северной экспедиции штурман Федор Минин в 1738 году дал ему имя Большой Северо-Восточный.
В XIX веке это место было известно как остров Кузькин, а 1894 году закрепилось название Диксон — в честь предпринимателя, финансировавшего шведскую полярную экспедицию.
В 1901 году на острове построили первое здание — угольный склад. В 1915-м, в разгар Первой мировой войны, тут были созданы запасы угля для экспедиций двух морских судов «Таймыр» и «Вайгач», появились первая радиостанция и еще пара деревянных строений для зимовки. Предполагалось, что здесь смогут жить более 50 человек. Как отмечал летом 1915 года судовой врач ледокольного парохода «Вайгач» Эдуард Арнгольд, Диксон был «угрюмым клочком каменистой почвы, теперь превращенным в удобное пристанище, снабженное всем необходимым для истомившихся полярных путешественников».
В течение августа-сентября на Диксоне проводились наблюдения за погодой. Датой же основания поселка у бухты считается 7 сентября 1915 года, когда впервые в эфире прозвучали позывные одной из арктических радиостанций.
Впрочем, вскоре метеонаблюдения были свернуты, оборудование законсервировано. Но судоходство в этом районе Карского моря стремительно развивалось, постоянно требовались свежие данные о погоде и состоянии льда. Полярная станция была очень нужна. Об этом, в частности, много говорил русский геофизик, князь Борис Голицын.
В результате 22 апреля 1916 года Совет министров Российской империи принял постановление о выделении средств на открытие и обслуживание постоянной гидрометеорологической станции на Диксоне. На остров доставили гидрологические и метеорологические приборы, оборудование для аэрологических наблюдений. Пятого сентября 1916 года порт покинул последний пароход, и на первую зимовку на Диксоне остались восемь полярников.
Благодаря усовершенствованной диксонской радиостанции ежедневно по радиотелеграфу в Петроград передавались результаты гидрометеорологических наблюдений. Они вносились в секретные синоптические карты, использовавшиеся для военных целей. Сама станция находилась в ведении Морского министерства, поскольку решала стратегические задачи.
После падения монархии Диксон остался центром притяжения для всего края. Действовала станция, функционировала радиоточка, регулярно доставлялись продукты и товары первой необходимости. Даже в годы гражданской войны работу на Диксоне не то что не останавливали, но даже поддерживали и развивали правившие в Сибири режимы (Временное сибирское правительство, правительство Колчака, Сибревком).
Остров превратился в крупный промысловый центр. Сначала в ближайших, а потом и дальних его окрестностях оборудовали множество промысловых зимовок и рыботочек. С весны 1917 года в этом районе строили охотничьи избушки, налаживая промысел песца, а с конца 1920-х — белухи. Первые полярники еще в 1916-м завезли на станцию породистых собак, и к 1930-му здесь образовался крупный Диксонский собачий питомник.
В 1924 году было пять постоянных поселений на побережье Енисейского и Пясинского заливов. В 1930-х станция перешла в подчинение недавно созданному Главному управлению Северного морского пути. В довоенные годы Советский Союз активно осваивал этот маршрут, и в Диксоне приступили к строительству первых на Севморпути арктического радиогидрометеорологического центра и геофизической обсерватории.
Основной задачей Главного управления было организовать бесперебойное движение судов и увеличить объем перевозок. Для этого требовались эффективно функционирующие полярные станции, развитая авиация и мощный ледокольный флот. Диксон активно развивался. Сначала полярную станцию просто расширили, потом из нее сделали обсерваторию. Основная ее функция заключалась в информировании судов и самолетов ледовой разведки о погоде и состоянии льдов, помощи в определении точного положения в море и воздухе.
За несколько лет на острове появились радиоцентр, полярная станция Новый Диксон, бюро погоды. Население превысило 200 человек. В 1934 году на материке началось строительство порта. Достроили в канун войны. Диксон к тому времени стал настоящей столицей Арктики.
В годы войны из Диксона осуществлялось авиационное и морское снабжение полярных станций, проводилась ледовая авиаразведка, сопровождающая транспортировку грузов по Северному морскому пути. Местный порт играл важную роль в перевозке енисейского леса и норильских металлов, отсюда в период навигации снабжались северные территории Сибири.
В 1942 году Диксон оказался на линии фронта. Женщины и дети были эвакуированы из поселка, а секретные ледовые коды и другие документы собрали в мешки и подготовили к уничтожению в случае вражеской атаки. Впрочем, остров чувствовал себя в относительной безопасности — туда даже не считали нужным отправлять информацию о проходящих судах.
Немецкое командование проявляло серьезный интерес к Северному морскому пути, в том числе к Диксону. Немцы стремились отрезать СССР от западных поставок, перекрыть транспортное сообщение. Так, 26 августа 1942 года к диксонскому порту приблизился тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» с задачей захватить остров и имеющиеся там климатические и другие карты, а также «закрыть» Карские ворота. Как таковых оборонительных средств, кроме выданных винтовок, у полярников и местных рыбаков не было. На причале стояла орудийная батарея, а в порту — сторожевой катер СКР-19 и пароход «Революционер». Они открыли огонь, но не нанесли противнику серьезного урона.
Высадку немецкого десанта предотвратил лишь возникший на станции пожар. К тому же немцы опасались советской авиации.
Неподалеку от острова периодически всплывали немецкие подлодки. В 1943 году немцы попытались отрезать выход к порту минными заграждениями, выставленными с подлодок. За два месяцев все мины удалось уничтожить, и путь для советских кораблей был открыт.
Вероятно, в этой же зоне у немцев были собственные метеостанции. Местные жители утверждают, что со времен войны в удаленных бухтах остались брошенные суда. Но их не трогают — немцы могли заминировать люки кораблей.
После войны Диксон рос и развивался. В 1950-60-е годы на острове построили аэродром и крупный радиометеорологический центр (РМЦ), а в поселке — причалы морского порта, гидрографическую базу, штаб морских операций, больницу и рыбозавод. В 1960-70-е годы Диксон — научный и культурный центр Таймырского округа, база ледокольно-транспортного флота.
В 1973 году на базе Диксонского РМЦ было создано Управление по гидрометеорологии, объединившее 34 полярные станции. На остров посылали молодых специалистов-полярников, выпускников соответствующих учебных заведений. Через Диксон перегонялись суда из Архангельска на реки Сибири. Остановки речного и морского транспорта в бухте были жизненно необходимы — в порту производили ремонт, пополняли запасы, получали точную ледовую и метеообстановку по трассе.
Расцвет Диксона пришелся на 70-е годы, тогда численность жителей острова и поселка достигла пяти тысяч человек. Сейчас на острове продолжают действовать метеостанция и аэропорт. В поселке есть порт, школа, детский сад, больница, а также Дом культуры, библиотека, филиал Большого Арктического заповедника и даже картинная галерея. Одна из местных достопримечательностей — пятиметровая фигура полярника (в честь известного исследователя Таймыра Никифора Бегичева) советских времен около новой школы. На берегу установлен крест с надписью на табличке: «Вблизи этого места погиб участник экспедиции Руаля Амундсена Петер Тессен».
Хотя из военных частей здесь осталась лишь погранзастава, Диксон считается пограничной зоной со стратегическими объектами. Сюда не попасть без специального допуска или приглашения местных жителей, а для иностранцев разрешения на въезд приходится ждать порой по полгода.