Спорт
16:50, 21 июня 2016

Продолжение банкета МОК отказался окончательно решать судьбу российских легкоатлетов

Михаил Потапов
Алексей Гусев (Редактор отдела «Спорт»)
Томас Бах
Фото: Enrique Marcarian / Reuters

Международный олимпийский комитет (МОК) на очередном заседании 21 июня не стал окончательно решать судьбу российских легкоатлетов. Он оставил в силе решение Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) о дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), но с рядом оговорок. «Лента.ру» рассказывает о решениях высшего олимпийского руководства.

Надежда умирает последней

Главное, что стоит выделить из выступления главы МОК Томаса Баха: олимпийская сборная России не будет отстранена от Игр в полном составе. Бах отметил, что организация поддерживает решение о дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), а значит — и об отстранении российских легкоатлетов от участия в Играх в Рио. Но надежду в сердца болельщиков сборной России вселили следующие слова Баха:

«Каждый российский атлет может получить разрешение на участие в Олимпийских играх только от международных спортивных федераций. Спортсмены из России, допущенные к Играм, будут принимать в них участие как члены российской команды, российского Олимпийского комитета».

Ему тут же задали прямой вопрос: увидят ли болельщики российских легкоатлетов на Играх в Рио. На это глава МОК ответил весьма расплывчато: «Этот вопрос следует адресовать IAAF. Прежде всего нужно выразить полную поддержку ее решению. Мы все еще должны подождать индивидуальных решений от IAAF».

В заключение Бах отметил, что оставляет за Россией право подать апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS) на дисквалификацию ВФЛА.

Искусство разоблачения

IAAF на протяжении полутора лет работала над отстранением российской сборной от Олимпийских игр. Движение в этом направлении началось еще в декабре 2014 года, после выхода первого документального фильма немецкой телекомпании ARD, в котором рассказывалось о систематическом применении допинга в России. Главными действующими лицами ленты стали легкоатлетка Юлия Степанова (в большом спорте известная под фамилией Русанова) и ее муж Виталий, бывший сотрудник Российской антидопинговой организации (РУСАДА).

В фильме Степановы подробно рассказывают автору картины Хайо Зеппельту о том, как подменяются пробы атлетов на допинг и сколько это стоит. Эти слова и стали по сути единственным доказательством преступной системы, якобы существующей в российском спорте и позволяющей спортсменам безнаказанно употреблять запрещенные вещества.

Свидетельств Степановых и еще нескольких людей с размытыми лицами и измененными голосами независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) оказалось достаточно для того, чтобы обвинить Россию в систематических нарушениях антидопинговых правил. Разразился международный скандал.

В феврале 2015 года бывший президент ВФЛА Валентин Балахничев был вынужден подать в отставку. В ноябре того же года комитет по этике IAAF пожизненно отстранил его от деятельности в легкой атлетике. Проблемы это отнюдь не решило, маятник скандала только начал раскачиваться и набирать обороты.

Независимая комиссия WADA в начале 2015 года рекомендовала IAAF отстранить российских легкоатлетов от участия во всех соревнованиях под ее эгидой, включая Олимпийские игры. Чиновники IAAF, разумеется, не возразили своим коллегам из WADA и приостановили членство Всероссийской федерации легкой атлетики в организации на неопределенный срок. По официальной версии — из-за участившихся случаев применения российскими атлетами запрещенных препаратов.

Немецкий журналист Хайо Зеппельт на этом не остановился. В общей сложности он снял и выпустил в эфире телеканала ARD четыре фильма о допинге в России, каждый из которых подливал масла в огонь всеобщей истерии. А история с массовым употреблением россиянами запрещенного с 1 января 2016 года мельдония ситуацию лишь усугубила: о России заговорили как о мировой допинговой державе. Надежды на восстановление отечественных легкоатлетов в IAAF к Олимпийским играм в Рио почти не было.

17 июня IAAF заслушала доклад инспекционной комиссии, которая на протяжении полугода следила за тем, как российская сторона приводила работу своей федерации и антидопинговых служб в соответствие с предъявленными IAAF критериями восстановления членства ВФЛА, и решила оставить дисквалификацию в силе. В заседании совета IAAF принимали участие 24 человека, решение было принято единогласно. Этому предшествовало открытое письмо главы Минспорта России Виталия Мутко, в котором министр заявил о выполнении всех требований и попросил допустить до Олимпийских игр «чистых» спортсменов. Двумя днями ранее с подобной просьбой к президенту МОК Томасу Баху обращались сами атлеты.

Спорт внутри политики

Ни разу в истории олимпийского движения не было такого, чтобы из-за допинговых разоблачений отдельных спортсменов от Игр отстраняли всю команду в определенном виде спорта. Были, однако, случаи, когда от участия в соревнованиях по политическим причинам отказывались сборные стран в полном составе, объявляя бойкот Олимпийским играм.

В 1980 году США и их союзники бойкотировали летние Игры в Москве. Спустя четыре года уже советская команда и страны Варшавского договора не приехали на Олимпиаду в Лос-Анджелес. Идея олимпийского бойкота в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года родилась на встрече НАТО 1 января 1980-го. Главными инициаторами идеи бойкота были Великобритания, Канада и США — о чем правительства этих стран договорились в январе 1980-го.

В общей сложности московскую Олимпиаду-80 в той или иной форме бойкотировали спортсмены из 64 государств — правда, некоторые по экономическим, а не политическим причинам. Правительства Великобритании, Франции, Италии и Испании в итоге разрешили своим Олимпийским комитетам самостоятельно принимать решения об участии в Олимпиаде. Большинство спортсменов из упомянутых стран на Игры все-таки приехали в индивидуальном порядке, но команды этих государств оказались меньшими, чем обычно.

Символичен тот факт, что действующий президент IAAF, англичанин Себастьян Коу, озвучивший роковое решение в отношении российских легкоатлетов, был в числе тех британских спортсменов, кто в частном порядке, вопреки воле высшего руководства Соединенного Королевства, выступил на Олимпиаде-80 в Москве. И не только выступил, но и завоевал золотую медаль в беге на дистанции 1500 метров.

Летние Олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе бойкотировались всеми странами социалистического лагеря (кроме Румынии, Югославии и КНР). Румыния формально тоже присоединилась к бойкоту, но разрешила своим спортсменам поехать в США частным порядком. Спортсменов из этой страны на церемонии открытия встречали бурными овациями.

Официальной причиной ответного бойкота стал отказ организаторов Олимпиады-84 предоставить гарантии безопасности спортсменам из СССР и других стран Варшавского договора. В реальности же все понимали, что то был политический ответ на бойкот московских Игр западным сообществом.

В результате двух взаимных бойкотов по инициативе американского миллиардера, основателя телеканала CNN Теда Тернера возникли Игры доброй воли. А в устав МОК с подачи тогдашнего президента комитета Хуана Антонио Самаранча были внесены дополнительные статьи о серьезных санкциях в отношении НОК страны, которая попытается выступить с бойкотом, вплоть до дисквалификации соответствующей сборной на одну или несколько будущих Олимпиад, приостановки членства или полного исключения страны из Международного олимпийского комитета.

Игры доброй воли по своему масштабу почти не уступали Олимпийским. Проводились они раз в четыре года по инициативе спортивных организаций, деловых кругов и общественности США и стран-участниц. Первые Игры состоялись в Москве в июле 1986 года. В них принимали участие более 3 тысяч спортсменов из 79 стран, которые разыграли 182 золотые медали в 18 видах спорта. По итогам соревнований было побито шесть мировых рекордов.

Игры доброй воли в разгар холодной войны воспринимались как благородная мирная инициатива. Они получили большую популярность, но удерживали ее не слишком долго. С окончанием холодной войны прекратились олимпийские бойкоты, и необходимость в таких соревнованиях отпала. Остается надеяться, что отпала навсегда.

< Назад в рубрику