Среда обитания
09:36, 22 июня 2016

Поработали одним местом Зачем столичные хипстеры захватывают заводы и фабрики

Мария Перевощикова
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

За последние двадцать лет Москва сильно изменилась — там, где раньше находились промышленные производства, теперь формируются производства интеллектуальные. В эпоху интернета и инноваций в вопросе развития городов и страны на первое место выходит человек, создающий новые технологии. В каких пространствах ему удобнее работать и жить, и что собой представляют «фабрики» XXI века?

В эпоху промышленного переворота главным ресурсом для развития городов было замещение ручного труда машинным. На рубеже XIX-XX веков в Москве возникла необходимость в крупных производственных помещениях — тогда в городе активно строились заводы, на территории которых располагались большие трех- пятиэтажные цеха.

На протяжении большей части XX столетия эти предприятия играли решающую роль в развитии страны — за их счет она превращалась в сельскохозяйственную и промышленную державу. Теперь же, в постиндустриальную эпоху информации, пальма первенства досталась информационным и IT-технологиям.

С 1970-х годов промышленные производства, располагавшиеся в центральных районах Москвы, начали выводить за пределы города — в первую очередь, из-за транспортных проблем. Опустевшие промзоны еще в 1980-х планировали осваивать в новом качестве. Однако этот процесс остановился примерно на два десятилетия в результате распада СССР.

К реновации бывших промзон в столице вернулись в нулевых — тогда началась реконструкция заводских зон в районе «Павелецкой» — они «воскресли» как деловые центры (например, «Новоспасский Двор» и «Аврора Бизнес-Парк»).

Конечно, российские застройщики учились у западных, отметил директор по девелопменту компании KR Properties Александр Подусков в ходе состоявшегося в начале июня пресс-ланча Rambler&Co и KR Properties «Медиа-квартал "Даниловская мануфактура" и IT-квартал "Красная Роза" — фабрики XXI века».

Дело в том, что за границей освоение бывших промзон началось гораздо раньше. В Нью-Йорке еще в 1940-х годах появились лофты — опустевшие промышленные помещения, переделанные в творческие студии и жилье. К 1960-м этот формат недвижимости стал одним из самых модных среди креативных людей. Заводские кирпичные стены, чугунные батареи, трубы, высокие потолки, огромные окна — сама атмосфера лофтов давала неповторимое ощущение свободы, позволяла выходить за рамки правил.

«Сейчас мы тоже занимаемся реновацией таких помещений в Москве — приспосабливаем их для тех арендаторов, которым важны даже не столько физические характеристики бывших промышленных цехов, сколько эта особая креативная атмосфера», — пояснил Александр Подусков.

По его словам, KR Properties, ориентируясь на западные примеры (один из самых ярких — офис Google в Нью-Йорке, который занимает целый квартал — бывший порт), в 2004 году запустила первую очередь одного из первых подобных кварталов в Москве — «Красную Розу», где сегодня один из ключевых арендаторов — «Яндекс».

«На тот момент формат был очень востребован, в основном, западными арендаторами. Примерно в 2007-2008 годах такими офисами стали интересоваться отечественные IT- и медиа компании, такие, как Rambler&Co и "Профмедиа"», — рассказал он.

Именно тогда в России подобные компании начали свое активное развитие. Поскольку основной ресурс их роста — люди, появилась необходимость создания для сотрудников идеальных условий труда. В то же время начали развиваться и креативные арт-кластеры на основе промзон. Например, в 2007 году стартовала реновация бывшей шоколадной фабрики «Красный октябрь». Затем появились Artplay и «Винзавод».

«Мы же сконцентрировались на медиа и IT-формате. Мы решили на территориях, которые исторически являются производственными, создать места для размещения современных производств», — заявил в ходе пресс-ланча генеральный директор компании KR Properties Сергей Матюхин.

По его словам, сегодня бывшая шелкоткацкая фабрика «Даниловская мануфактура» стала медиа-кварталом: здесь снимают офисы компании Rambler&Co, «Профмедиа», «Централ Партнершип», SPN Communications. В IT-кластере «Красная Роза», помимо штаб-квартиры «Яндекса», находятся головные офисы Systematica, JetSmarter, НЛМК, концерна «Калашников».

К подобным кластерам, где арендуют помещения компании этих секторов, можно отнести и «Флакон» (большой популярностью пользуется среди стартапов, поскольку здесь низкие арендные ставки), «Арму», «Новоспасский Двор», считает заместитель директора департамента офисной недвижимости компании Praedium Нелля Имаметдинова.

Компания Rambler&Co впервые сняла для себя несколько офисов в «Даниловской мануфактуре» в 2010 году, рассказала PR-директор компании Rambler&Co Софья Иванова. Сейчас компания арендует здесь около 13 тысяч квадратных метров — все подразделения (около 1,8 тысячи сотрудников) находятся в одном месте.

«У нас нет никаких средств для производства, кроме людей и их таланта. Мы ничего не умеем делать, кроме того, как создавать качественный интересный контент и изобретать сервисы. Для этого нам нужно собирать крутые команды из профессионалов своего дела, людей неравнодушных, людей талантливых — в одном месте. И создавать для них условия, позволяющие развивать свой талант, придумывать, изобретать, писать, сочинять. Именно здесь созданы те самые условия. Поскольку мы конкурируем с другими IT- и медиа-компаниями только своими идеями, командами и людьми, офис — это одно из наших преимуществ», — объяснила Иванова.

Похожими мыслями поделился и генеральный директор IT-компании Systematica Business Software Алексей Курочкин: «Мы переехали в "Красную Розу" в 2010 году. Стиль "лофт" — это не просто стекло и бетон, а в каком-то смысле "тепло" по сравнению со стандартными офисами. Здесь нашим сотрудникам комфортнее, удобнее настраиваться на творческий лад».

А генеральный директор ВКПМ (медиахолдинг «Профмедиа»), «Газпром медиа радио» Юрий Костин отметил, что промзоны — это изначально места созидания, рабочего процесса. Такие фабрики нового формата, как «Даниловская мануфактура», куда уже переехала часть подразделений холдинга и скоро переберется большинство радиостанций, имеют ту самую энергетику, необходимую для творчества и работы, указал он.

«Раньше мы арендовали очень простые офисы: радио можно делать на кухне, и даже, скажу по секрету, просто с помощью айфона. Но здесь, во-первых, все команды объединятся, во-вторых, на базе кластера будут созданы современные высокотехнологичные студии. Сегодня радио — это, как ни странно, не только звук, но и видео — все артисты, которые появляются у нас в эфире, попадают в своеобразную "телестудию". В "Даниловской мануфактуре" у нас будет гораздо больше возможностей для обеспечения всех этих процессов», — пояснил Костин.

Помимо офисов, в составе таких кластеров имеется вся необходимая для комфортной жизни инфраструктура. И в них, и правда, можно оставаться 24 часа в сутки семь дней в неделю — лофты идеально подходят людям, которым удобно совмещать рабочее пространство с жильем.

Жилье в зданиях бывших фабрик выбирают те, кому близка по духу особая атмосфера таких объектов, кто предпочитает эксклюзивность, рассказывает генеральный директор «Хайтэк Девелопмент» Роман Аблаев. Также им удобно, что не приходится тратить время на дорогу до работы

Однако, как отмечает эксперт, в последнее время сторонников лофт-формата становится больше, его целевая аудитория расширяется — в помещениях бывших заводов живут и работают, в том числе, «классические» бизнесмены.

«Причиной этому стал пересмотр традиционного отношения к бизнесу. Во-первых, лофты позволяют экономить на транспортных расходах и на аренде, во-вторых — раскрывать потенциал работников. Иногда компании переселяют в такие проекты некоторых сотрудников или даже целые подразделения», — поясняет эксперт.

Таким образом, с развитием фабрик XXI века наша страна имеет все шансы на то, чтобы занять достойное место в постиндустриальном мире высоких технологий и информации. И возможно, этому будут способствовать не только традиционные в этом процессе медиа и IT, но и компании из других, «приземленных» сфер.

< Назад в рубрику