Один из немногих сегментов рынка, демонстрирующих рост в кризис, — это товары и услуги для детей, ведь на них экономят в последнюю очередь. Но семейный бизнес в России имеет свою специфику. О том, какие уроки нужно усвоить стартапу, планирующему освоить этот непростой рынок, «Ленте.ру» рассказала создательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова.
Если вы работаете для детей, всегда надо думать не только о детях, но и об их родителях. Товар или услуга, которую вы предлагаете, должна нравиться и тем, и другим. Ведь потребители — дети, а покупатели — родители. Мы в «АндерСоне» всегда придерживались выбранной концепции: наше кафе должно быть местом для детей, поэтому здесь можно играть, шуметь и, ведь для детей это нормально. Кому-то из гостей такое положение вещей может не нравиться, значит, это не наши гости. Придерживаясь такой концепции, мы ничего не потеряли, а даже приобрели: мы развиваемся, наша сеть кафе растет.
За семь лет работы мы заметили одну забавную черту, присущую родителям в возрасте около 40. Они привыкли к тому, что в СССР все детские товары дотировались государством и поэтому стоили недорого. Во всем мире ситуация всегда была противоположной: детские вещи, услуги для детей всегда стоили дороже, потому что требовали более тщательной проработки и более качественного сырья. В рецептах нашей кондитерки нет никаких ингредиентов которые даже теоретически могут принести вред ребенку. Срок хранения десертов максимум 72 часа, а чаще всего — 48. И это нужно объяснять родителям. Качество и безопасность - очень затратные статьи.
С годами мы выработали одно очень полезное правило: мы не берем на работу тех, кто не любит детей и не ест сладкого. Если человек не любит детей, работать с детьми ему будет невозможно. Мы не берем в «АндерСон» и тех, кто не любит сладкого. Если человек не любит и не ценит то, что предлагает посетителям, как он сможет работать?
И это, конечно, не все: набирая в штат людей, мы привлекаем психологов, ведь наш персонал должен контактировать с детьми и ни в коем случае не должен вызывать у маленьких посетителей отрицательных эмоций. Главное в бизнесе kids&family — это команда. О том, как построить такую команду, я буду говорить на конференции «Start Track Day: Дети» для инвесторов и предпринимателей, которая состоится 2 июля на площадке ФРИИ Сити Холл. По моим личным наблюдениям, если изначально команда «заточена» только на то, чтобы создать и продать бизнес, у нее вряд ли что-то получится. Дети сразу чувствуют фальшь. Чтобы сделать и вырастить бизнес, особенно в этой нише, в проект надо вкладываться по полной.
Для бизнеса в формате kids&family очень важна локация. Детям и их родителям в детском кафе или магазине должно быть очень удобно. Мы, к примеру, до недавнего времени старались избегать соседства магазинов-дискаунтеров и шумных торговых центров. Но сейчас мы изменили наши требования. Мы понимаем, что главное для семейного кафе — это расположение вблизи или внутри жилых массивов. В «АндерСон» многие ходят каждый день, современная семья меняется: активно проводить время с детьми в последнее время стало даже модно.
Москва постепенно становится городом дружелюбным к детям. И работа в бизнесе kids&family приучила нас следить за всеми проектами и начинаниями, делающими наш город более удобным для маленьких жителей. Например, не так давно бэби-клуб создал движение Kid Friendly, в котором может принять участие любая организация: сделать свое заведение более удобным для детей, дать возможность воспользоваться туалетом или просто предложить стакан воды. И мы поддерживаем такую инициативу.
Мы проводим очень много мероприятий совместно с самыми разными партнерами: начиная от мирового бренда игрушек Хасбро и заканчивая Московским Планетарием. В объединении сила, которая двигает рынок.
Я считаю, прежде чем привлекать инвестиции, идеологи проекта должны вложить в него свои собственные средства — личные или заемные. Об этом я тоже буду говорить на конференции «Start Track Day: Дети». Они должны нести финансовую ответственность за свою идею. Также для проектов важно иметь внятную стратегию развития и тиражирования. Инвестор должен понять, что идея способна не только быть прибыльной в формате одной точки, но и иметь потенциал для роста . Если у стартапа нет стратегии и тактики развития, инвестор будет уверен, что прибыли не получит. Ну и соответственно, прежде чем вкладывать в средства в тот или иной проект после изучения самых благоприятных прогнозов о развитии рынка товаров и услуг для детей, инвесторы должны познакомиться с командой, оценить ее работоспособность, понять, как именно бизнес собирается извлекать прибыль, а команда должна продемонстрировать ощутимые результаты своей работы.