В преддверии высокого сезона власти Туниса, несмотря на продление на территории всей страны режима чрезвычайного положения, необычайно усилили работу в туристической сфере. Так, по словам министра туризма Сальмы Эллуми Рекик, в 2016 году правительство выделило на обеспечение безопасности путешественников огромный бюджет и нашло авторитетных союзников, помогающих тунисскому руководству оберегать спокойствие отдыхающих. «Лента.ру» отправилась на Джербу — самый южный морской курорт этого североафриканского государства — чтобы спустя год после кровавого теракта в Сусе лично проинспектировать, насколько хорошо тунисцы заботятся о туристах.
По понятным причинам — Джерба является островом — силовикам проще обеспечивать здесь безопасность, отмечает Рекик. Вероятность попадания сюда вооруженных злоумышленников гораздо ниже, чем на континент, даже несмотря на территориальную близость неспокойной Ливии, находящейся всего в 110 километрах от Джербы. «Безопасность туристов — вопрос жизни и смерти для Туниса», — подчеркивает министр, делая акцент на том, что последствия еще одного террористического акта, подобного нападениям в столичном музее «Бардо» и Сусе, будут плачевными для туристической сферы всей страны. Поэтому власти наделены едва ли не исключительными полномочиями: правительство может закрыть любой отель, уличенный в невыполнении предписаний государственных органов.
Слова Рекик подтверждаются действиями различных силовых структур, следящих за порядком как на отельных пляжах, так и на общественных. Вдоль побережья Джербы регулярно курсируют катера береговой охраны, а на суше мимо загорающих путешественников нередко проезжают конные патрули. Службы безопасности отелей постоянно взаимодействуют с правоохранительными органами. Попасть на берег незамеченным условному террористу будет крайне сложно.
Полиция, занимающаяся охраной спокойствия непосредственно на острове, не отстает от коллег. Стражей порядка много везде: их можно заметить возле крупных магазинов и увеселительных заведений, они присматривают за группами туристов и помогают заплутавшим в пыльных переулках самостоятельным путешественникам. Сами отдыхающие, как европейцы, так и россияне, признаются, что такое обилие полицейских больше успокаивает и придает уверенности, чем напрягает.
Активно убеждая всех вокруг в полной безопасности своих курортов, Тунис пытается вернуться к пиковым показателям турпотока из России. Если в 2014 году эту страну посетили 250 тысяч туристов, то в 2015-м на фоне двух крупных терактов — в пять раз меньше. В текущем году тунисские власти рассчитывают откусить свой кусок пирога, образовавшегося после закрытия для россиян Турции и Египта, и принять до полумиллиона путешественников из РФ, утверждает генеральный директор национального офиса по туризму Абделатиф Хмам. Также налаживается сотрудничество с российскими туроператорами: министр Рекик заверяет, что правительство Туниса приняло решение о выделении субсидий в размере четырех тысяч евро на каждый рейс из России.
К слову, на Джербе имеется собственный международный аэропорт, поэтому желающим отдохнуть там нет нужды лететь в отдаленный Монастир и тем более в Тунис-Карфаген, чтобы затем ехать почти через всю страну на юг. Прямые рейсы на остров осуществляет, в частности, Nordwind Airlines: в июле билеты из Москвы на Джербу и обратно обойдутся в 25–26 тысяч рублей. Четыре с половиной часа полета, десять минут на заполнение простенькой миграционной карточки (тунисцы даже стали переводить бланки на русский язык, правда, довольно корявый) — и вы окружены пальмами, пятизвездочными отелями и теплым Средиземным морем.
Но несмотря на все эти плюсы и активную антитеррористическую деятельность, Тунису вряд ли удастся столь быстро выйти на желаемые показатели по турпотоку из России, считает источник «Ленты.ру» в туристической отрасли страны. «Прошло слишком мало времени после атак в "Бардо" и Сусе, к тому же россияне напуганы нестабильным восточным соседом — Ливией, — поясняет он. — Во-вторых, низкий курс рубля. Всем казалось, что после закрытия Египта и особенно Турции сюда хлынет волна российских туристов, однако из-за слабого рубля половина просто предпочла никуда не ехать, еще четверть ограничилась внутренними поездками, остальные выбрали Европу или дешевые варианты в Азии». По его словам, вместо ожидаемых сотен тысяч тунисские отельеры заполучили лишь несколько процентов от числа тех путешественников, которые ранее отдыхали на египетских и турецких курортах.
Это не может не расстраивать гостиничный бизнес, который и без того находится под жестким давлением правительства. На Джербе немало — и руководство страны это даже признает — пяти- и четырехзвездочных отелей, приостановивших свою деятельность, но находящихся в отличном состоянии. Владельцы таких гостиниц испытывают финансовые трудности или не могут договориться с властями о выполнении ряда предписаний.
Крупным игрокам, работающим с состоятельными туристами из Германии и Франции, легче, рассказывает «Ленте.ру» представитель отельного бизнеса на Джербе. «Немцы и французы обеспечивают нам основной доход, на который в принципе можно существовать и даже развиваться», — пояснил он. В то же время резко снизившийся турпоток из России действительно пошатнул позиции многих отельеров, поэтому предприниматели всерьез заинтересованы в возвращении россиян, очень ждут их в своих гостиницах и готовы предоставить им наилучшие условия. «Русские, если можно так выразиться, менее капризны, чем те же европейцы. Мы были бы рады видеть у себя больше гостей из России», — подчеркнул собеседник.
Море — вот ради чего в первую очередь едут в Тунис, а особенно на Джербу. Поскольку это самый южный тунисский средиземный курорт, с температурой воды здесь получше, чем на севере страны: уже в конце мая она достаточно теплая и позволяет комфортно купаться, а в июне и вовсе прогревается до плюс 25 градусов по Цельсию.
Однако море, пусть и главная, но вовсе не единственная фишка Джербы. На острове имеется множество центров талассотерапии, предлагающих клиентам широкий спектр услуг от массажа и обертывания водорослями до водолечения. Здесь можно как единожды получить определенную процедуру, так и выгодно приобрести программу, включающую в себя несколько ежедневных сеансов массажа, гидротерапии, обертывания и чего бог на душу положит. Именно поэтому на Джербе много женщин, желающих привести в порядок свое тело. Хотя как это возможно сделать с окружающим туристов изобилием восточных сладостей — вопрос риторический.
Тунисская кухня, на которую из-за колониального прошлого сильно повлияли французская и турецкая культуры, наверняка придется по душе любителям гастрономического туризма. На Джербе уважают мясные блюда, готовят отменный рис и овощи, а покинуть остров, не отведав рыбу и прочие морепродукты — просто кощунство. Местная халва пусть и манит восточными мотивами, но сулит лишние калории, поэтому временами свою потребность в сладком можно утолять тающими во рту дынями и арбузами.
Свою нишу найдут и фанаты алкогольных напитков. Купить спиртное в Тунисе на каждом шагу за пределами отеля, увы, не получится — страна как-никак мусульманская. Однако ситуация с этим здесь довольно либеральная. На Джербе алкоголь продается в государственных магазинах, расположенных поблизости от большинства гостиниц. Выбор широкий: реализуют как импортные напитки, так и спиртное местного производства. Особой популярностью среди туристов пользуются финиковые ликеры, крепкие, густые и сладкие, но не приторные, идеально подходящие для употребления с чаем, кофе или с десертами. Также внимание путешественников, в особенности россиян, привлекает — не в последнюю очередь благодаря своему названию — буха, или, попросту говоря, инжирная водка.
Приверженцам активного отдыха придется по нраву территориальная близость к крупнейшей жаркой пустыне на Земле. По пути к Сахаре путники могут наведаться в городок Татавин, снискавший популярность благодаря «Звездным войнам». Именно здесь Джордж Лукас снимал виды родины Скайуокеров — планеты Татуин.