Европейские эксперты на все лады комментируют итоги нашумевшего Brexit, гадая, как выход Великобритании из ЕС скажется на жизни Европы, в том числе и на европейском туризме. Общий тон оценок практически совпадает: от расставания Соединенного Королевства с Евросоюзом пострадают обе стороны. «Лента.ру» разбиралась с подробностями.
Во-первых, в будущем у граждан Великобритании возникнут некоторые трудности с пересечением границ ЕС: скорее всего, при въезде-выезде их ожидает общая очередь, куда обычно стоят неграждане ЕС, например россияне и китайцы. Что точно маловероятно, так это введение шенгенской визы для британцев. По крайней мере, при сохранении нынешних границ ЕС и общем статусе британского паспорта эксперты не считают такой шаг необходимым.
Во-вторых, для жителей Туманного Альбиона, привыкших к лоукостерам, подорожают авиабилеты. Низкобюджетные перевозчики, такие как Ryanair или EasyJet, благодаря снятию двусторонних ограничений в рамках воздушного пространства ЕС и введению более открытой конкуренции на маршрутах между странами Евросоюза, сделали себе имя, увеличили пассажиропоток и выстроили успешный бизнес на открытии новых маршрутов в Европу и низких тарифах на них.
Теперь, когда Британия покидает ЕС, эти европейские механизмы и соглашения будут пересмотрены, и вряд ли британским авиакомпаниям разрешат летать из Великобритании в страны Евросоюза без ограничений, а также открывать новые авиамаршруты, оттесняя от выгодного трафика авиаперевозчиков Евросоюза.
В-третьих, изменения затронут и права британских авиапассажиров: им будет сложнее получить компенсации в случае опоздания или отмены рейса европейских авиакомпаний. Придется обращаться в суд по месту его «прописки» — а это уже в другой стране, относящейся к ЕС. Отсюда и соответствующие расходы — на оформление документов, их пересылку и т.д.
Также эксперты обращают внимание на сложности со страховкой при путешествии британцев по Европе. Сегодня для граждан ЕС действует единая европейская карточка медицинского страхования (EHIC), которая дает право, в том числе и туристам из Великобритании, на бесплатное или льготное лечение во всех странах ЕС. Велика вероятность пересмотра и этого соглашения Лондона с Брюсселем, и не факт, что британцам сохранят бесплатный доступ к службам здравоохранения Евросоюза.
Также непонятна ситуация с роумингом в Европе. Как известно, в соответствии с правилами ЕС, роуминг в рамках Евросоюза должен быть полностью отменен в июне 2017 года. Как это в итоге реализуется с учетом Brexit и в каком формате, пока неясно. Но если роуминг отменят, британцам при поездке в Европу звонки обойдутся дороже.
На чем еще потеряют британцы, так это на ввозе в страну товаров из ЕС. Если сегодня жители Соединенного Королевства могут неограниченно ввозить-вывозить товары, произведенные внутри союза, то в новых условиях им придется быть скромнее. Правила примерно такие же, как сегодня для россиян при въезде в Великобританию или страны ЕС: до 200 сигарет, 4 литра вина,16 литров пива или 1 литр крепкого алкоголя.
Из-за падения фунта по отношению к евро и ожидаемой в дальнейшем волатильности британской валюты туристов из Британии на европейских курортах и в отелях станет меньше: британцам придется платить за услуги, еду и выпивку несколько дороже. По прогнозам авторитетного банка Goldman Sachs, фунт стерлингов может «похудеть» к евро на 20 процентов. А ведь британский рынок — один из самых выездных: ежегодно граждане Великобритании совершали в страны ЕС более 29 миллионов поездок, что составляло 76 процентов от общего числа их международных визитов. Были активны британцы и в деловом туризме: 68 процентов всех бизнес-поездок (4,6 миллиона визитов) из Великобритании приходилось как раз на страны ЕС.
О возможных потерях из-за Brexit уже заговорили в тех странах, где британских туристов традиционно много, — например, в Греции и Испании. Глава туристической конфедерации Греции (SETE) Андреас Андреадис заявил о непредвиденных последствиях, которые Brexit несет греческому туризму, ведь из-за ослабления фунта стерлингов Эллада станет более дорогим местом отдыха для британцев.
Такой же точки зрения придерживаются и в Испании. Как отмечают испанские отельеры, уменьшение количества британских бронирований на испанских курортах неизбежно.
Правда, все же возможные и предполагаемые изменения произойдут нескоро: развод Британии и Евросоюза окончательно состоится только через два года. Именно такой срок предусмотрен для подписания новых торговых и иных основополагающих соглашений. Причем, как отмечается в комментарии Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), двухлетний срок может быть продлен по согласию всех сторон. И в этот период туристическое законодательство, регулирующее отношения Британии и ЕС, останется неизменным.
Так что в ближайшие два года как минимум британские туристы могут спокойно ехать в Европу. Об этом сообщает и Британская ассоциация туристических агентств (ABTA), подчеркивая, впрочем, что падение стоимости фунта «непосредственно скажется на отдыхающих и на их покупательной способности за рубежом».
Для кого Brexit не будет иметь существенного значения, так это для российского туристического рынка. Для отечественных путешественников мало что изменится. Во-первых, Великобритания не входит в Шенгенскую зону, и визы в эту страну россияне всегда получали отдельно. В прошлом году гражданам России было выдано 122 тысячи виз, что составляет 96 процентов от общего числа обращений.
Во-вторых, британское направление всегда было для россиян одним из наиболее дорогих, а с падением рубля — тем более. Сегодня, по оценкам туроператоров, в Британию едут в основном в рамках индивидуальных туров, и, как правило, достаточно состоятельные люди.
Представители среднего класса отправляются за британскими красотами в составе групповых туров или в рамках самостоятельных поездок с проживанием в бюджетных отелях. Снизился спрос и на образовательные туры в Британию: английский все чаще едут изучать на Кипр, Мальту или даже в Чехию.
Некоторого ослабления фунта к евро россияне на фоне дешевеющей нефти и слабого рубля практически не заметят. Хотя известный пиар британскому направлению на российском рынке «слабый» фунт все-таки сделает.