Телевизионная трансляция «королевы гонок» неизменно производит впечатление исполинского события. А вот вживую «Формула-1», наоборот, кажется совсем маленькой: пул журналистов со всего мира, толпа болельщиков, состязание инженеров в области высоких технологий, расходы в сотни миллионов долларов — все крутится вокруг небольшой компании хорошо знакомых между собой людей. Это придает гонкам атмосферу почти что дружеского междусобойчика.
Вот повара из паддок-клуба колдуют над блюдами — повара путешествуют вместе с «Формулой» из страны в страну. А вот команда Ferrari разминается с эластичными лентами около пит-стопа. Механики не производят впечатления спортсменов-профессионалов: кряхтят, пытаясь дотянуться пальцами до пола. Словом, все очень по-домашнему. Даже натянутый через трассу транспарант «Баку приветствует всех нас!» перестает казаться странным (почему «всех нас», а не «вас»?) — просто старые знакомые рады видеть друг друга в чужом городе. Для них тут расстарались.
Владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун заявил, что другим странам, куда приезжает «Ф1», есть чему поучиться у Азербайджана, проделавшего «невероятную работу» и показавшего остальным, как нужно проводить Гран-при Европы. В самом деле, к соревнованиям тут подошли с размахом. Официальные данные скупы на цифры, но одних только волонтеров было привлечено свыше 3500 человек: говорящие по-английски студенты полностью сняли проблему языкового барьера для туристов.
Подготовка трассы Baku City Circuit обошлась городу в 12 миллионов долларов, еще 30 миллионов стоил пит-лейн. Шестикилометровый маршрут включил в себя Старый город — архитектурный ансамбль XII века, охраняемый ЮНЕСКО. И хотя это вызвало ряд проблем, например историческую брусчатку строителям пришлось закатать в асфальт, расчет оправдался: трасса получилась невероятно живописной и запоминающейся.
Чемпион мира Льюис Хэмилтон сравнил Баку с драгоценным камнем, который «был где-то спрятан, и мы о нем не знали». Другой пилот, Даниэль Риккардо, честно признался: раньше он бы не смог найти Азербайджан на карте, а теперь надеется, что «этап закрепится в календаре».
Чего стоило Азербайджану само право принять у себя Гран-при, не раскрывается. Однако источники, близкие к Экклстоуну, утверждают, что речь идет примерно о 34 миллионах долларов в год. Четырехлетний контракт подразумевает повышение этой суммы на 10 процентов ежегодно. Это сопоставимо с расходами на проведение гонки в Сочи: различные источники называли в СМИ цифры от 40 до 59 миллионов долларов.
Спроектированная Германом Тильке трасса задолго до начала гонок приобрела статус одной из самых захватывающих и опасных. Так, например, секция восьмого-девятого поворотов у стен Старого города не превышает в ширину семи с половиной метров, хотя по правилам FIA должно быть не меньше восьми. А главный прямой участок — самый быстрый среди всех городских трасс «Формулы»: финский гонщик Валттери Боттас сумел развить на нем скорость в 366,1 километра в час. Пилот команды Force India Серхио Перес охарактеризовал трассу как самую сложную во всем чемпионате.
Тем удивительнее, что первый блин у азербайджанцев не вышел комом: единственная оплошность — бордюры на трех участках трассы, наносившие повреждения шинам. Проблему оперативно исправили, и нужно заметить, она не идет ни в какое сравнение с открывшимся люком ливневой канализации в Монако, из-за чего чуть было не погиб пилот команды McLaren Дженсон Баттон. Впрочем, Азербайджан не в первый раз проводит мероприятие мирового уровня — в 2012 году здесь состоялось «Евровидение», а в 2015-м — Европейские игры. Опыт сказывается.
В результате гонка прошла спокойно, может быть, даже слишком спокойно для трассы, которую болельщики считали едва ли не экстремальной. Многих это разочаровало. Четырехкратный чемпион мира Ален Прост, например, назвал гонку просто пресной. Кажется, больший ажиотаж на трибунах вызвала не победа Нико Росберга, а информация о том, что владельцы билетов смогут бесплатно посетить концерты Криса Брауна, Энрике Иглесиаса и Фаррела Уильямса. Говорят, там было не протолкнуться, чего не скажешь о трибунах. Они были заполнены процентов на семьдесят.
Пожалуй, если Гран-при в Баку чем и запомнится, так это чарующей пустынностью и расслабленной атмосферой. Почти безлюдная набережная, свободное от судов Каспийское море, заключенное под стражу четырех военных кораблей, полупустая «деревня болельщиков». Отсутствие очередей и давки на мероприятии такого уровня словно придавало ему дополнительное измерение: в перерывах между заездами можно было не спеша прогуляться в Старом городе, где как раз проходил фестиваль азербайджанской культуры. Если такая малолюдность сохранится, Баку станет, безусловно, лучшим местом для истинных фанатов «Формулы».
Однако пустые кресла на трибунах не всем пришлись по душе. Хотя затраты на проведение «Формулы» не кажутся астрономическими, экономика Азербайджана сейчас переживает сильнейший спад — с начала прошлого года национальная валюта, манат, потеряла половину стоимости. Так что миллионные расходы на «Формулу» зачастую вызывают критику у местных жителей, которые воспринимают гонки как праздник для других. Цена билета от 100 долларов большинству из них не по карману.
Шум, перекрытые улицы в центре — бакинцы видят в этом сплошное неудобство, которое можно перетерпеть, если будет возможность заработать. Но, увы, аншлага не наблюдалось даже в кафешках вдоль трассы.
Остается надеяться, что к будущему году инженеры лучше подготовят машины, а пилоты будут смелее атаковать повороты, — и гонка получится зрелищнее. А в город приедет больше иностранных туристов. Потому что в противном случае окажется, что цена, уплаченная за то, чтобы функционеры «Формулы-1» без ошибки находили Азербайджан на карте, и правда высоковата.