Некоторое время назад в СМИ появилась информация, что экскурсии по главной улице Санкт-Петербурга устраивает бомж — ничуть не скрывая своего социального статуса. Корреспондент «Ленты.ру» Анастасия Федорова погуляла по Невскому с необычным гидом.
Перед самой глубокой в Петербурге станцией метро «Адмиралтейская» стоит пожилой мужчина с затертым бейджем на шее: «Невский проспект. Дом за домом». По внешнему виду он неотличим от других бездомных, разве что чуть более опрятная одежда, чистая борода да отсутствие характерного запаха перегара. «Я не понимаю, почему я отдуваюсь за всех питерских бомжей. Я не Филипп Киркоров, не Максим Галкин или Ален Делон. Я просто рассказываю про Невский — и все», — то ли кокетливо, то ли с раздражением говорит сам герой — Вячеслав Романович Раснер, живущий на улице уже шесть лет и с весны этого года ставший одним из самых популярных городских экскурсоводов.
Каждое утро бывший учитель географии встает в четыре часа на кухне временно приютившей его пенсионерки. Он идет пешком через Неву к Александро-Невской лавре, чтобы, доехав до станции «Горьковская», начать там день: «Если я не появляюсь — случается переполох, все ищут, спрашивают», — говорит Вячеслав.
Дел не очень много: покормить собак, поздороваться со спешащими на работу людьми (некоторые периодически угощают его горячим завтраком или кофе), посидеть пару часов на парапете с замызганным бумажным стаканчиком, в котором плещутся бронзовые десятки, и почитать очередную книгу по истории города, чтобы лучше подготовиться к экскурсии. Книги он покупает, как говорит сам, на «деньги с пожертвований», а также пользуется услугами фондов библиотеки имени Маяковского. Все это нужно для точности знаний и чистоты речи: «Я не могу позволить себе "эканье" и "мэканье", говорить надо как по писаному!» — объясняет экскурсовод.
Самый ранний из трех маршрутов стартует в 9 утра. В 8:45 Раснер уже у станции метро «Адмиралтейская». Приходят в основном петербуржцы, было несколько московских групп, из Ярославля приезжала большая компания путешественников из сообщества A-Trip, чтобы лично познакомиться с гидом-достопримечательностью.
Среди толкучки из представителей турфирм с яркими плакатами он выделяется несколько экстравагантным видом: штаны в пятнах, стоптанные ботинки, старые пакеты в руках, мятая табличка на шее, повешенная на простую серую веревку, которая постоянно перекручивается. Пока желающих записаться на экскурсию с бомжом не очень много. Правда, некоторые присоединяются по ходу маршрута, услышав интересный рассказ. Но в большинстве своем почти все находят информацию о нем через группу «Прогулки с Раснером» в соцсети «ВКонтакте». Ее ведет волонтер социальной организации «Ночлежка» Светлана Котина, которая год назад познакомилась с Вячеславом Романовичем, угостив его кофе на «Горьковской». Именно у нее появилась идея предложить бездомному делать авторские прогулки, которая в полной мере воплотилась этой весной.
Сейчас Раснер водит три экскурсии в день исключительно по Невскому проспекту, самая поздняя из которых начинается в 15:00. После 19:00 экскурсовод, по его выражению, уже «спать отходит» — вставать рано.
В «прошлой жизни» он некоторое время был экскурсоводом Петропавловской крепости и, даже потеряв жилье, продолжал регулярно ходить на собрания Клуба знатоков города, членом которого является уже более 35 лет.
Проблемы у Вячеслава начались в 2005 году, когда соседи написали на него жалобу за содержание в двух комнатах коммунальной квартиры шести кошек и 18 собак, которые периодически свободно гуляли по двору, сопровождая хозяина в магазин. Через пару лет в конфликт вмешался Ленинский районный суд, который обязал его пристроить животных в приют, но увы — ситуация до конца так и не решилась.
Волонтеры-зоозащитники предлагали свою помощь по переезду за город, однако Вячеслав отказался. Тут же возникли мошенники, которые предложили учителю географии отдельную квартиру в обмен на комнату. Впрочем, оттуда он в скором времени был выселен или ушел сам — подробности неизвестны. В итоге 59-летний мужчина оказался на улице, где провел шесть долгих зим, ночуя прямо на тротуаре или на закрытых стройках, где его согревали собаки, о которых он продолжает заботиться. После знакомства с сотрудниками социальной организации «Ночлежка» началась его постепенная социализация и попытки вернуться к обычной жизни — в первую очередь обрести жилье: этим сейчас занимаются юристы.
Как экскурсовод он дебютировал в конце марта в рамках проекта «Открытая карта» — местные жители рассказывают петербуржцам о своем видении города. Тогда же к нему пришла слава: повышенная академичность, уникальная память и четкая дикция на контрасте с непростой историей и непрезентабельной внешностью обеспечили большую популярность — на все три экскурсии «Открытой карты» к Вячеславу выстраивались очереди желающих послушать историю города. Позже лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Михаил Патласов пригласил его играть самого себя в документальном спектакле о бездомных «НеПРИКАСАЕМЫЕ», премьера которого состоялась в мае этого года.
В поисках жилья и вдохновения гиду помогает давняя подруга Людмила, бывший экскурсовод Исаакиевского собора. Она познакомила Вячеслава с женщиной, которая приютила его некоторое время назад.
Людмила хорошо понимает Вячеслава: несколько лет назад она тоже оказалась на улице, став жертвой «черных риелторов», которые лишили ее квартиры на столь любимом Невском проспекте. Но, в отличие от Вячеслава, ее история скитаний была недолгой: три месяца она ночевала в Петропавловской крепости, по друзьям и знакомым. Сейчас она на пенсии, живет с сыном, но планирует в скором времени начать водить экскурсии вдвоем с Вячеславом, а пока просто оказывает ему посильную помощь: «По Невскому пешеходных экскурсий не так много, а туристов хватает. Хочется придумать что-то, по таким местам, по которым еще не водили, но это в будущем. Мы вместе с Вячеславом будем думать, по существующему маршруту тоже надо редактировать текст, там слишком много фактической информации, мелких деталей».
«Средний стаж бездомности в России составляет семь лет, и тут два пути — либо смерть, либо возвращение к нормальному существованию не на улице, — комментирует Павел Лякс, специалист по социальной работе «Ночлежки». — Случай Вячеслава Раснера уникален. Тут совпало много факторов: его вовремя нашла Светлана, у нее хватило сил и энергии ему помочь, ему помогает и его прошлая специальность, и повышенная общительность, поэтому неожиданно получился такой эффектный проект. Но это нетипичное развитие событий — ставить на поток обучение бездомных на экскурсоводов нет смысла для нашей организации, это тупиковый путь. Мы в "Ночлежке" занимаемся социальной реабилитацией, но в первую очередь ищем простые специальности, чтобы люди как можно скорее вернулись к обычной жизни, нашли жилье и забыли о бродяжничестве».
К бомжу подходят две улыбающиеся женщины, протягивают бутерброд и деньги, встают рядом и ждут. Через десять минут начнется прогулка по одной из сторон Невского — от Адмиралтейского проспекта до Мойки, по настроению экскурсовода.
«Сначала я рассказывал про весь проспект — от и до. Подходит дама, спрашивает, почем. Я ей — 250 рублей! С мужчины взял полтыщи, повел его одного, как VIP-персону, хотел дойти до Лавры, до Троицкого собора, но добрались лишь до площади Восстания, уж больно долго получилось. Там меня поблагодарили — мол, коренные петербуржцы, а столького о родном городе не знали, да еще сверху денег дали», — рассказывает Раснер.
Сейчас маршрут сокращен, но даже такая небольшая прогулка занимает около полутора часов. Про каждый дом у автора заготовлена детальная история: когда построен, наращивали ли дополнительный этаж, что тут находилось — от царских времен до современного «Буквоеда» напротив арки Главного штаба, кому принадлежал, где подавали первый бифштекс и когда же наконец дом номер 9, в котором раньше были кассы «Аэрофлота», превратят в фешенебельную гостиницу.
«С Петропавловской крепости пошел сам город, а Невский проспект — главная его магистраль, — начинает хорошо поставленным громким голосом Вячеслав Романович. — Про каждый дом у меня заготовлена своя история, но сначала послушайте, откуда есть пошел сам Невский. Два ключевых дома на маршруте (в зависимости от того, на какую сторону попадете) — это дом 15/59 и 18/57, углы Невского и набережной реки Мойка. Первый дом — Чичерина, полицмейстера Петербурга, второй — дом Котомина, где сейчас находится пафосная гостиница с настоящим бассейном на крыше, а когда там был ДИСК — Дом искусства, выступал Герберт Уэллс. Потом пойдете гулять — дойдите до Пассажа, Гостиного двора и Аничкова дворца. Там я уже 25 лет сижу в жюри конкурса "Юный экскурсовод", и садик рядом красивый».
«Как, по-вашему, должен ли меняться город? Надо ли новые дома в центре строить?» — обращается к нему одна из экскурсанток.
«Я отношусь лично к Петербургу. Город называется Санкт-Петербург, Ленинград — ложное имя. Что такое Ленин? Ленин — это же не имя было, а псевдоним. Значит, и название ложное, поэтому я голосовал за Петербург, за возвращение. Территорию города 300 лет не попирал ни один вражеский сапог. В 1917 году большевики назвали Большой проспект Васильевского острова проспектом Фридриха Адлера, в честь убийцы — крупнейший проспект города! — сетует экскурсовод. — Хорошо, что обратно переименовали. А что касается новодела — пусть строят, но только чтобы как под старину, в том же стиле. И вот хорошо было бы, если б рекламные щиты убрали, сильно вид портят».