Подписанный на днях президентом России закон о системе профилактики правонарушений вступает в силу 23 сентября. Теперь за антиобщественное поведение россиян будут ставить на профилактический учет и отправлять им на работу обязательные для исполнения предписания. Оступившихся граждан обеспечат социальной адаптацией. «Лента.ру» обсудила с экспертами последствия нового закона, оставшегося без должного внимания на фоне «пакета Яровой».
Закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» — рамочный, декларативный документ, отражающий государственное понимание того, как можно приструнить потенциального правонарушителя до того, как он совершит преступление или административный проступок. Также закон регламентирует то, как возвращать к нормальной жизни оступившихся граждан.
Авторы закона явно вдохновлялись советским прошлым. В правовой обиход вводится понятие «антиобщественное поведение». В статье 2 говорится, что под этим следует понимать «не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц».
Профилактикой «антиобщественного поведения» займутся правоохранительные органы, структуры региональных правительств и муниципалитет.
Перечислены «формы профилактического воздействия»: правовое информирование граждан, беседы с теми, кто ходит по грани, и адаптация тех, кто эту грань уже преступил.
Среди интересных нововведений — «объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». Размытость этой формулировки открывает широкий простор для прогнозов и фантазий. Тем не менее, чтобы люди отнеслись к этому серьезно, в конце статьи 20 добавлено, что неисполнение требований, изложенных в «предостережении» влечет ответственность. Какую именно, правда, не уточняется.
Как, кто и каким образом будет предостерегать граждан о недопустимости их действий, определят внутренние нормативные документы государственных структур. Вероятно, некие полномочия делегируют дружинникам и прочим добровольным помощникам, но в законе об этом речи нет.
В российскую действительность вернется советская практика внесения представлений по месту работы правонарушителей. Причем работодатель, будь то частная фирма или государственная организация, обязан в течение месяца принять некие меры к нерадивому сотруднику и отчитаться о них перед правоохранителями.
Отдельные статьи пространно толкуют такие понятия, как ресоциализация, адаптация правонарушителей и судимых граждан, а также помощь лицам, пострадавшим от правонарушений.
Меры адаптации предполагается применять к беспризорникам, осужденным по условным срокам, бродягам, попрошайкам, бомжам. Для этого государственные структуры наделяются правом стимулировать организации, предоставляя им рабочие места. Силовики смогут привлекать для помощи своим подопечным структуры соцобслуживания.
Ажиотаж возник вокруг статей о профилактическом учете и надзоре за теми, кто нарушает «общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы». Что за общепринятые нормы — непонятно.
«Нравственные и моральные категории в России традиционно формулируются в религиозной сфере. Это будет борьба с короткими юбками, что ли? Ведь они, скажут, провоцируют правонарушения и так далее, — комментирует «Ленте.ру» адвокат и бывший следователь Татьяна Прилипко. — Этот совершенно антидемократический закон как будто специально тихо и незаметно провели за ширмой "пакета Яровой". Хотя если разобраться, то он куда сильнее бьет по правам и свободам граждан».
В законе уточняется, что под учетом понимается сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление информации, «в том числе с использованием автоматизированных информационных систем». Выходит, речь идет о слежке?
«Под профилактику правонарушений можно легко закамуфлировать борьбу с инакомыслием, — говорит Прилипко. — Получившие циркуляры полицейские начнут вылавливать на улицах всех, кто выделяется из серой массы. Тех, кто отличается нестандартным поведением и мышлением. По крайней мере, в законе нет барьеров для слишком широкого трактования, и это крайне опасно».
Какие-либо обязанности со стороны «аморальных личностей» — к примеру, являться по вызову надзирающего органа — пока не прописаны. Это будет предусмотрено в других документах.
Еще в нормативном акте говорится, что силовики будут обмениваться собранной о состоящих на учете гражданах информацией в электронной форме через систему межведомственного электронного взаимодействия.
В целом закон о системе профилактики не дает ответа на вопрос о том, какой она в сущности будет. Всю конкретику пропишут в специальных правительственных программах на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Значит, продолжение следует.
«Это хорошо, что такой рамочный закон принят, — говорит «Ленте.ру» Анатолий Кучерена, адвокат, доктор юридических наук и председатель Общественного совета при МВД России. — Подразумевается в том числе правовое просвещение населения. Это, кстати, одна из серьезнейших проблем нашего общества. Много лет занимаюсь правозащитой и постоянно сталкиваюсь с тем, что люди не понимают, как себя правильно защитить».
Кучерена пояснил, что в рамках Общественного совета при МВД создадут рабочую группу. «И мы посмотрим, как в субъектах России подойдут к реализации этого закона», — добавил он.
В сфере соблюдения общественного порядка, по словам Кучерены, действительно многие понятия — оценочные. Но подход здесь достаточно простой: правонарушитель — человек, преступающий права окружающих его людей, наносящий вред общественным интересам.
По мнению Кучерены, принятый закон, конечно, должен был пройти через процедуру общественных слушаний. «Этого бояться не надо, надо узнать, что скажут люди и специалисты», — подчеркнул он. Не было и должного разъяснения принимаемых норм через СМИ в процессе его принятия, чтобы разогнать лишние страхи.
«Тем не менее закон подписан, и надо постараться сделать так, чтобы он применялся как можно более эффективно и служил обществу, — заключил Кучерена. — Если в рамках этого закона мы сможем спасти одну, две, десять, сотни судеб людей — это уже благое дело».
«С моей точки зрения, полицейский на улице — лучшая форма профилактики, — сообщил «Ленте.ру» Антон Цветков, председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и глава общественной организации "Офицеры России". — В законе такие НКО, как наш Центр профилактики правонарушений, не указаны в качестве субъектов профилактики, но они все же ее участники — настоящие, действующие. Почему, к примеру, той же профилактической беседой не может заниматься некоммерческая организация? Я считаю, что может».
По словам Цветкова, важно, что в новом нормативном акте озвучены понятия адаптации и ресоциализации. «Теперь будет легче взаимодействовать по этим вопросам с местными органами власти, устанавливать взаимоотношения, разрабатывать совместные программы», — отмечает он.
Комиссия по безопасности Общественной палаты как раз сейчас проводит всероссийскую перепись организаций, занимающихся ресоциализацией. «Чтобы собраться вместе, изучить позитивный опыт и его мультиплицировать», — поясняет Цветков.
Глава комиссии по безопасности ОПРФ сравнил закон о системе профилактики с законом об участии граждан в охране общественного порядка. Документ закрепил определенные понятия, но сам пока еще сырой, требует доработки.
Относительно профилактического учета, который так обеспокоил граждан, Цветков напомнил, что участковые и сегодня ведут книги, где четко прописано, кто в какой квартире живет и как характеризуется.
«Полиция вне политики. Если человек законы не нарушает, к нему вопросов нет. Но если он хулиганит, оправдывая свои поступки некими политическими взглядами и мировоззрением, то его следует привлечь к ответственности», — подчеркнул он.
За скобками, однако, остается история о том, как постановка на профилактический учет отразится на тех, кого туда поставят. Есть некоторые сомнения в том, что для них это будет благом. Речь, конечно, не идет о запойных пьяницах и убежденных дебоширах. Им терять нечего. На учет легко может попасть любой, чье поведение не вписывается в представления сотрудника «уполномоченного органа» об общепринятых нормах. Например, склонность стоять в одиночных пикетах и непреодолимое желание исполнять свои стихи на улице.
Как в старые и недобрые времена таких граждан обсудят на собрании трудового коллектива, где председатель профкома или парторг расскажет о недостойном и порочащем поведении, а потом коллеги вынесут порицание. Но это полбеды. Хуже, если с этой базой учета начнут сверяться работодатели. Неважно, по собственной инициативе или по указанию сверху. В таком случае человек с «некими политическими взглядами и мировоззрением» получит запрет на профессию. Не всякий сможет устроиться на работу без забытых почти слов в характеристике: «морально устойчив, в быту скромен, с коллегами уважителен».