Бывший СССР
00:03, 30 июня 2016

Оперный боец Как украинские артисты «воюют» в Донбассе и чем это заканчивается

Николай Подгорный ((Киев))
Василий Слипак
Кадр: видео YouTube / Громадське

В среду, 29 июня, стало известно, что в зоне конфликта в Донбассе выстрелом снайпера был убит украинский оперный певец Василий Слипак, воевавший в рядах «Правого сектора». Другие украинские певцы, популярные как на родине, так и за рубежом, не спешат вступать в ряды бойцов АТО, наоборот — все более скептически относятся к происходящему в стране. Признанные на родине и за ее пределами «сознательные» музыканты, такие как Олег Скрипка («Вопли Видоплясова») и Святослав Вакарчук («Океан Эльзы»), уже начали проговаривать огорчительные для «патриотов» вещи. Как известные украинские артисты относятся к войне в Донбассе и воссоединению Крыма с Россией, проанализировала «Лента.ру».

В образе дьявола

29 июня постоянный представитель Киева при Совете Европы Дмитрий Кулеба в своем микроблоге Twitter подтвердил, что в Донбассе погиб известный оперный певец и член запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Василий Слипак. «Слипак, оперный певец с мировым именем, один из лучших баритонов мира, 19 лет жил и работал во Франции, был солистом Парижской оперы (...), погиб на фронте под Донецком в рядах "Правого сектора"», — написал в социальной сети журналист Юрий Бутусов.

Украинские СМИ спешно опубликовали биографию певца. Василий Слипак родился на западе Украины, был воспитанником Львовской хоровой капеллы «Дударик» и Львовской консерватории, в 1994 году победил на конкурсе во французском городе Клермоне. В 1997-м был приглашен на работу в Парижскую оперу, где и работал 19 лет. Всплыли и старые интервью самого Слипака, в которых он рассказывал журналистам, что сначала просто оказывал помощь боевикам так называемого «Добровольческого украинского корпуса "Правого сектора"» (ДУК ПС) в качестве волонтера. «Мы им помогали всей нашей волонтерской организацией Fraternité Ukrainienne ("Украинское братство"). Первые, кому мы помогли, — это был седьмой батальон ДУК ПС», — привели СМИ слова артиста. Однако в 2015-м Слипак оказался уже на передовой в Донбассе. В интервью он заявлял, что намерен после окончания боевых действий вернуться во Францию.

В биографии оперного певца примечательны два момента. Первый: своим позывным он выбрал имя героя трагедии великого немца Гёте и оперы «Фауст» — Мефистофеля. В эфире Слипака сокращенно звали Миф — сокращение от имени Мефистофеля, воплощения зла в трагедии «Фауст». Как сообщили украинские СМИ, певцу этот сценический образ нравился, удавался, и арию Мефистофеля он исполнял с особенным чувством. Второй: Слипак — едва ли не единственный известный и успешный украинский исполнитель, который действительно вступил в ряды воюющих в Донбассе, а не ограничился словесной поддержкой и благотворительными концертами.

«Я — украинская дивчина»

В связи с этим интересно, насколько отличается отношение других украинских певцов к войне на востоке Украины и воссоединению России и Крыма. Наибольшие симпатии к официальному курсу Киева высказывает певица Анастасия Приходько, некогда подопечная известного композитора и продюсера Константина Меладзе. В 2007 году она стала победительницей в конкурсе «Фабрика звезд» на российском телевидении. Русская по отцу, она представляла Россию на «Евровидении» в 2009 году с песней «Мамо» («мама» — на украинском). Песня на русском и украинском должна была символизировать единство братских славянских народов.

Однако в 2014 году исполнявшая душевные песни дивчина раскрылась с неожиданной стороны. Состоявшаяся именно в России как певица Приходько теперь заговорила о соседней стране и ее жителях столь ядовито, что ее заявления больше напоминали злобную карикатуру на киевскую пропаганду.

В конце июля 2014-го она расплакалась на концерте для бойцов Национальной гвардии Украины. Именно на лето того года пришлись одни из самых жестоких боев войны в Донбассе, а личный состав Нацгвардии приобрел печальную славу среди жителей юго-востока Украины. Далее она последовательно воспроизвела все клише украинских медиа. В сентябре того же года Приходько представила новую песню с оригинальным названием «Герои не умирают». Тогда же она заявила, что у нее «нет друзей на российской эстраде», не стеснялась использовать слова «вата» и «зомби» по отношению к бывшим поклонникам из России.

В декабре 2014-го Приходько отказалась от российских музыкальных наград — такое заявление она сделала на презентации нового видеоклипа. Певица сообщила, что намерена продать свои призы, а деньги пустить на нужды украинской армии. «Если у кого-то еще и были сомнения, надеюсь, их больше нет и не будет», — прокомментировала свой демарш Анастасия. Видимо, сомнения у кого-то все же остались. Поэтому в следующем, 2015 году Приходько сочла нужным разъяснить: «Поскольку я у них (в России — прим. «Ленты.ру») начинала, они почему-то меня считают своей, но я не их, я — украинська дивчина». Более того, Приходько ездила с концертами по расположению украинских частей даже беременной. «Я рада, что ребенок, который жил во мне, со мной пытался быть полезным Украине», — рассказывала певица журналистам.

Конечно, не только Приходько упражнялась в красноречии по поводу событий в Донбассе. Резкие, на грани фола высказывания позволяли себе и другие артисты, яростно отстаивавшие позицию нынешних киевских правителей еще со времен Евромайдана. Однако длилось это недолго — язвительная риторика по поводу конфликта на юго-востоке страны сменилась по большей части призывами к миру.

Мы будем соседями

Олег Скрипка может по праву считаться мэтром и звездой украинской рок-музыки. К слову, он, как и Слипак, жил и работал во Франции, но затем вернулся на Украину. В 2010 году он был награжден Национальным орденом Франции «За заслуги». Как и подобает лидеру «сознательного» украинского фолк-рока, Скрипка поддержал Евромайдан. В декабре 2013-го он вышел к митингующим с баяном, чтобы спеть гимн Украины. При этом фронтмен легендарных «Воплей Видоплясова» сделал удивительно миролюбивое заявление: «Мы не пойдем на провокации и противостояние, нам не нужна кровь».

Кровь, провокации и противостояние все-таки случились. Удивительно в этой истории то, что на общем фоне довольно агрессивных заявлений прочих деятелей Скрипка делал непопулярные в протестующей толпе призывы. «Мы в 2013-м колесим по Украине с альбомом "Чудовий світ" («Чудесный мир» — прим. «Ленты.ру»), и начинаются Майданы — сначала во Львове, потом Черновцы, Ивано-Франковск… И я со своим "Чудовим світом" в противофазе. Мы погружаемся во что-то очень опасное, ужасное», — с горечью рассказывал через год после завершения Евромайдана музыкант.

Нет, Скрипка не изъявлял чрезмерных симпатий к Москве и посещал раненных в Донбассе украинских солдат. Даже рассказывал, что попал под обстрел ополченцев в Дебальцево в начале конфликта. Но при этом он делал на редкость рассудительные для общеукраинского состояния умов заявления: «В любом случае, как бы мы сейчас ни ссорились, ни били тарелки, мы все равно будем близкими и жить вместе, жить рядом», — эти слова Скрипки прямо диссонируют с рефреном «Никогда мы не будем братьями». (Кстати, это стихотворение киевлянки Анастасии Дмитрук действительно положили на музыку!)

Весной 2016 года рокер в интервью изданию «Апостроф» констатировал, что Крым и Донбасс «мертвы для Украины». Скрипка пояснил, что хотел бы возвращения полуострова под контроль Киева, но не видит «объективных причин» для этого.

Не твоя война

Святослав Вакарчук справедливо считается сторонником первого и второго Майданов. Лидер группы «Океан Эльзы» заявлял, что Киеву следует вернуть Крым и Донбасс. Перед митингующими зимой 2013-2014 годов он тоже выступал. Подобно Олегу Скрипке, он делал довольно аполитичные заявления: «Я хочу, чтобы мы дружили со всеми». Дальше — больше. В ноябре 2014-го Вакарчук в эфире украинской радиостанции сказал уж совсем крамольную вещь: «Нельзя строить нацию на языке». Притом что украинский язык как единственный государственный — это основная идеологическая скрепа Киева, от которой он не отказывается даже в условиях явного раскола в обществе.

В декабре того же года Вакарчук сообщил, что поддерживает украинскую армию, в том числе и материально, но выступать с концертами в зоне АТО (антитеррористическая операция — так в Киеве называют боевые действия в Донбассе) не собирается. «А вы себе представляете концерты на передовой? Вы думаете, это то место, где надо давать концерт? Там свистят пули», — объяснил свою позицию певец. А уже в следующем году «Океан Эльзы», фронтменом которой является Вакарчук, представил песню «Не твоя война». «Сколько еще заберет она твоих детей, не твоя война?» — кричал в клипе Вакарчук. Непонятливым фанатам он разъяснил, как война может быть «твоей»: «Твоя война — это борьба с собственными комплексами и страхами».

А весной 2016-го фронтмен «Океана Эльзы» произнес уже совершенно еретические слова: «Государство, которое было создано в 1991 году, (...) не является абсолютно природным образованием. Оно было создано из разных кусочков разных стран, разных частей людей». Рокер поведал собравшимся на Львовском медиафоруме, что граждане Украины «имели разные истории, разное видение будущего, разное происхождение, разный язык, в конце концов, и ходили в разные церкви». Как лидера львовской рок-группы не записали после таких слов в «зрадники» («предатели» — прим. «Ленты.ру») — совершенно непонятно. По-видимому, Вакарчуку такие высказывания позволительны — в силу наработанного годами авторитета.

< Назад в рубрику