Россия
00:07, 4 июля 2016

«Москве нужна умеренность» Световой дизайнер Наталья Маркевич о функциональности, комфорте и теплых фонарях

Беседовал Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

В настоящее время Москва — это один из самых переосвещенных городов в мире (570 тысяч устройств внешнего освещения). Такова негативная сторона стремительного прогресса в области городского освещения. Теперь столичные власти всерьез озаботились созданием единой гармоничной свето-цветовой среды. Понемногу преобразилось Садовое кольцо, следом — реконструируемые улицы. За помощью обратились к ведущим светодизайнерам мира. На Московском урбанистическом форуме «Лента.ру» побеседовала с одним из таких специалистов, куратором курса «Световой дизайн» в архитектурной школе МАРШ Натальей Маркевич.

«Лента.ру»: Обычному москвичу представляется, что никаких таких проблем с освещением в Москве нет. Горят уличные фонари, подсветка на зданиях. Меняют старые лампы на экономичные светодиоды. Есть что-то, чего мы не видим?

Маркевич: Мы уже достигли той точки, когда количество должно переходить в качество. Светодиоды позволили за ту же мощность получить в разы больше света, причем еще и цветного. В результате город оказался пересвечен, и на самом деле это очень неудобно. Ведь город существует не только для работы и развлечений. Люди должны иметь возможность отдыхать, не зашторивая наглухо окна. Избыток света в ночное время способен всерьез повредить здоровью.

Никто вроде не жалуется?

Может, и так. Но это не значит, что негативного влияния на психофизиологию человека нет. Свет, шум, выхлопные газы — это все загрязняет среду мегаполиса и требует ответных мер. Люди очень адаптивны и не всегда достаточно разборчивы, чтобы ощутить, как на них воздействует то или иное световое решение. Кстати, в этом одна из сложностей развития светового дизайна как профессии. У нас и за рубежом еще мало разборчивых потребителей такого типа услуг. А свет — один из главных и мощных элементов, влияющих как на наше восприятие, так и на наше здоровье.

Наталья Маркевич
Фото: inmyroom.ru

Известный нидерландский художник и дизайнер Даан Розегаарде, а также его коллега из Британии Усман Хак говорили на форуме об интерактивных, персонализированных системах городского освещения, способных взаимодействовать с человеком. Насколько такие вещи применимы у нас?

Всем известно, что Москва и в целом Россия в силу своего географического положения и истории находятся на стыке Востока и Запада. Это касается, видимо, всех сфер. И световой дизайн — не исключение. В отличие от западноевропейских городов с их стремлением к камерности, интимности и индивидуальности, у нас есть восточная тяга к помпезности, внешнему блеску.

В Китае, например, сейчас бум на яркое освещение фасадов. Чтобы все сверкало, искрилось. В Сингапуре, Шанхае, Гонконге иллюминации очень много. И освещение далеко не персонализировано. Тем не менее, полагаю, Москве и вообще России еще предстоит найти свой собственный стиль в освещении.

Долго ли ждать?.

Думаю, нет. Это связано как с быстрым развитием светотехнических технологий, так и с тем, что у нас появилась некоторая свобода в выборе оборудования и проектных решений, и только сегодня наступает насыщение. Стало очевидно, что Таймс-сквер в Нью-Йорке не может служить примером освещения для целого города и быть комфортным. Сейчас мы предпочитаем не самое яркое, но функциональное и комфортное. В Москву возвращается теплый свет фонарей, от которого вроде бы полностью отказались. Есть стандарты, контроль за единообразием, желание устранить свето-цветовую какофонию.

А есть в городе улицы, образцовые по световому дизайну?

Крымская набережная. За счет чего? Качественное и дорогое оборудование применяется на многих улицах, и это уже не экзотика для Москвы. Немало мест, где приложили руку и именитые архитекторы. Многие специалисты сходятся во мнении, что основная причина успеха Крымской набережной в удивительной согласованности проектных решений и процессов всех сторон, принимавших участие в проектировании и реализации проекта. Отмечу, что свет в России традиционно считается инженерной дисциплиной. Из-за чего очень часто наблюдается перекос либо в сторону функциональности, либо, наоборот, в сторону чистой декоративности, в связи с чем и возникает общая визуальная несогласованность.

В Москве вводят стандарты благоустройства. Все движется к строгому порядку: такая-то вывеска на такой-то высоте с такой-то подсветкой. Раньше же вывески и разное световое оформление позволяли каждому предпринимателю выразить свою индивидуальность, а заодно и внести разнообразие в городское оформление. Это было неверно или же сейчас происходит что-то не то?

Город — сложный многоплановый организм. Здесь люди работают, развлекаются, живут. Сюда приезжают туристы. Миллионы людей пользуются городом, и у каждого свои ожидания, возможности, потребности к комфорту и функциональности его ресурсов. Мы хотим воспринимать город как нечто цельное, и очевидно, что свет в данном контексте не может быть «простым» и одинаковым. Отсюда следующая задача: как не превратить свет в нагромождение всего и вся.

Система освещения, как и вся городская среда, должна отвечать в первую очередь насущной функциональной задаче, не упуская из виду комфорт и привлекательность города. У Москвы многовековая история, ее неповторимый стиль складывался столетиями, об этом нельзя забывать, предлагая новые идеи развития города. Функционал и культурную идентичность можно соединить, но только в рамках общей продуманной концепции. Причем нужно учитывать множество внутренних и международных стандартов, которым Москва обязана соответствовать как один из значимых мировых мегаполисов.

Но подчеркну еще раз, концепция должна быть сложной, многоплановой. Нужен баланс между индивидуальностью и общей идеей.

А есть в Москве улицы, где унификация освещения не дала позитивного результата?

Мясницкая улица, на мой взгляд. С архитектурной стороны она просто потрясающая. У каждого дома свой неповторимый архитектурный стиль, каждый отличается от другого. Но для освещения фасадов был выбран один унифицированный световой прием. В начале улицы есть магазин «Чайный дом», который, кстати, выделяется в приятную сторону более сдержанным световым решением. Если вы посмотрите от него на всю улицу, то увидите забор световых линий. Больше ничего. Архитектуры не видно, она утратила свое лицо. Очевидно, что в данном случае нужно было применять не один световой прием, а единую идею, пропустив ее через все дома разными техническими способами. Подчеркнув архитектурные особенности каждого дома. Вообще примеров архитектурного освещения в городе мало.

Но ведь подсвечены тысячи домов.

Еще в советское время было выработано два вида освещения зданий. Собственно само архитектурное освещение, фактически заново формирующее ночью рельефность и особенности здания, подчеркивающее его индивидуальность. И архитектурная подсветка, ориентированная на световое акцентирование здания без учета его особенностей, грубо говоря, чтобы «было поярче». К сожалению, последний прием в последние годы используется все чаще.

Хотя хорошие примеры все же есть. Из последних приятных открытий — фабрика «Большевик» на Ленинградском проспекте. К слову, она также выгодно выделяется деликатными «непересвеченными» решениями, которые не только сохранили форму и архитектурные особенности здания, но и позволяют увидеть структуру, архитектурные элементы фасадов в вечернее время.

Чтобы у нас в будущем было больше зданий с продуманным, сложным освещением, и организовали курс «Световой дизайн» в архитектурной школе МАРШ.

Современные технологии развиваются очень быстро, и светотехника здесь не исключение. Сложно уследить за всеми новинками и тенденциями из смежных областей. С каждым годом наука узнает все больше о влиянии света на организм человека, а мы как потребители становимся более требовательными к окружающей нас среде. Мы стараемся помочь молодым специалистам получить навыки, которые учат их использовать свет в качестве строительного материала наравне с прочими, учитывая все его стороны — функционал, эстетику, комфорт.

Чего же больше всего не хватает московскому освещению?

На мой взгляд, Москве нужна умеренность. И еще надо стремиться к тому, чтобы ночная Москва была столь же неповторимо красивой, как и дневная. В этом простор для работы световых дизайнеров, к которым начали прислушиваться столичные власти.

Мы беседовали об искусственном освещении, но ведь есть еще и проблема использования естественного дневного света. Как к этому относитесь вы и ваши зарубежные коллеги?

Кроме того, что это экология и экономия энергоресурсов, солнечный свет всегда будет нашим эталоном по качеству. Мы еще не нашли ему замену, хотя постоянно к этому стремимся.

Проектирование естественного освещения (Daylight design) у нас сейчас отошло на второй план, а вот в Европе, наоборот, пользуется все большей популярностью. Они сейчас пришли к тем идеям, что воплощались у нас еще в 60-е годы.

В Советском Союзе уделялось много внимания дневному освещению. Это хорошо видно по характеру остекления сохранившихся зданий, в частности заводских цехов того периода. К сожалению, для нас это утраченное искусство.

< Назад в рубрику