В воскресенье, 3 июля, завершился XIX съезд партии «Яблоко». Трехдневное мероприятие финишировало выдвижением избирательного списка и презентацией партийной программы. Главным своим достижением участники съезда единодушно провозгласили формирование реальной демократической коалиции. Как это выглядело, подсмотрела «Лента.ру».
Два дня в Новой Москве делегаты предвыборного «яблочного» съезда обсуждали и утверждали избирательные списки и пункты программы. Дискуссии и процедурные вопросы затягивались за полночь, поэтому на третий день участники живо интересовались друг у друга, удалось ли отдохнуть. В предвкушении сравнительно недолгой заключительной части съезда они старались выглядеть бодро.
Но началось все на минорной ноте. Делегаты почтили память члена партии Юрия Щекочихина. Зампред комитета по безопасности от фракции «Яблока» в Госдуме третьего созыва Юрий Щекочихин скоропостижно скончался 3 июля 2003 года в возрасте 53 лет. Он занимался расследованием резонансных коррупционных дел, в причастности к которым подозревались видные представители силовых структур. Высказывались версии, что его отравили.
Отдав дань погибшему соратнику, «яблочники» перешли к повестке дня. На сцену, украшенную российским триколором и слоганом «Свобода, уважение, ответственность», вышла глава счетной комиссии съезда Ольга Штанникова и добросовестно перечислила тех 185 одномандатников, которых собирается выдвинуть партия.
Всего же в предвыборном списке — 331 человек в региональных группах и федеральная десятка. В нее вошли лидер партии Эмилия Слабунова, отец-основатель Григорий Явлинский, бывший глава и руководитель московского отделения Сергей Митрохин, зампреды партии Александр Гнездилов и Николай Рыбаков. Там же — недавно уволенный мэр Петрозаводска Галина Ширшина, бывший депутат псковского заксобрания Лев Шлосберг, изгнанный из «Справедливой России» депутат Госдумы Дмитрий Гудков, глава общественного движения «Выбор России» Владимир Рыжков и совершенно неизвестный широкой публике, да и многим соратникам, партийный политтехнолог Марк Гейликман.
В кулуарах форума «Ленте.ру» пояснили, что списки кандидатов подадут в ЦИК в пятницу, 8 июля. Не исключено, что реальное число кандидатов окажется меньше утвержденного съездом.
«Нужно собрать все документы. Пакет довольно большой. Кто-то может и не успеть», — пояснили «Ленте.ру».
Руководитель партии Эмилия Слабунова, кратко поздравляя делегатов с завершением работы, выражала уверенность, что с такой командой можно двигаться «только к победе». В ее голосе чувствовались усталость и облегчение, вероятно, из-за двух суток напряженной работы. Ведь партийная команда могла быть и другой: на съезде говорили, что Шлосберга и Гудкова в федеральном списке никак не хотел видеть реальный лидер партии Григорий Явлинский. И лишь потребность в ярких и узнаваемых кандидатах будто бы заставила его пойти на уступки.
Выступлением Шлосберга началась презентация предвыборной программы. «Яблочник» из Пскова, получивший известность благодаря расследованию о том, как тамошние десантники якобы погибли в Донбассе, высказался в защиту мирных инициатив, против конфликтов и военной агрессии.
«Свобода и мир нужны сегодня России как воздух, как жизнь», — подчеркнул он.
Зампред Гнездилов рассказал, что в основе европейской политической культуры, разделяемой партией, лежит сомнение в возможности единственно верной точки зрения, которое ведет «к отказу от пещерного подхода, когда прав тот, кто ударит первым». Заслуженный учитель России Слабунова говорила о социальном измерении общественной жизни, Рыбаков — о защите окружающей среды, Ширшина — о развитии городских пространств и муниципальном самоуправлении.
Бывший лидер партии Сергей Митрохин упирал на коррупционную культуру в стране.
«Коррупция — не болезнь государственного механизма, она смысл его существования, — заявил он, сорвав первые на съезде аплодисменты за долгое время. — На Западе это нарушение закона, в России — искусное использование возможностей, которые закон предоставляет».
Митрохин выразил уверенность, что партия обязательно придет в Госдуму и начнет «прикрывать кормушки». «Или по крайней мере разоблачать», — уточнил он, стараясь придать своей речи больше реализма. Уделил несколько минут и популярной лексикографии: «Знаете самое коррумпированние слово русского языка? "Может". В законе, например, сказано, что региональный парламент может контролировать расходы бюджета. Может контролировать, а может и не контролировать».
Совершенно незнакомый публике Гейликман говорил совершенно правильные вещи о предстоящей кампании совершенно бесцветным языком. Зато сменивший его Гудков сразу показал, чем отличается публичный политик от кабинетного политтехнолога.
Словно диспутируя с Митрохиным, он объявил, что все украденные властью деньги необязательно требовать обратно. «Деньги можно простить, посадить всех коррупционеров на яхту и выслать. Но власть ворует наше время», — объяснил бывший эсер.
«Не забудем, не простим!» — напомнил он один из лозунгов протеста 2011-2012 годов, говоря об убийстве Бориса Немцова. Похожих исторических реминисценций разной степени свежести по ходу заседания звучало немало. Тот же Митрохин в своем выступлении вспомнил даже «Повесть временных лет», где была сформулирована вековая проблема российской государственности — отсутствие порядка.
«Мы не позволим больше красть наше время», — продолжил Гудков и предложил «простой план» действий. «В 16-м году берем Думу, в 18-м — берем Кремль. Простой план, думаю, никто не будет возражать», — завершил он речь под овации зала и призвал на сцену Рыжкова.
Бывший лидер Республиканской партии, превратившейся ныне в ПАРНАС, из которой сам он ушел еще два года назад, подвел логическую черту под выступлениями соратников. По его мнению, участники съезда «Яблока», в сравнении с Госдумой шестого созыва, все равно что остров «посреди зловонного болота» российской политической системы.
«Теперь вам есть за кого голосовать!» — заявил он участникам съезда и потенциальным избирателям. И провозгласил «Яблоко» объединением демократов, способным победить.
Здесь он очевидно бросал камень в огород бывших соратников по ПАРНАС, у которых так ничего с демократической коалицией и не вышло. Их предвыборный съезд прошел параллельно «яблочному», 2 июля. И завершился очередным скандалом из-за фигуры блогера-националиста Вячеслава Мальцева, уделяющего большое внимание раскрытию в стране «еврейско-масонского заговора».
О фактическом провале конкурентов свидетельствовало и присутствие на съезде «Яблока» зампреда ПАРНАС Владимира Кара-Мурзы — младшего. По слухам, он будто бы заверял, что чуть ли не половина его партии намерена голосовать за Явлинского и его соратников.
Под занавес вышел сам основатель партии. Он снова проговорил все основные демократические тезисы: разделение властей, необходимость политической альтернативы
«Рейтинги 89, 90, 146 процентов являются следствием отсутствия альтернативы. Люди не видят возможности другого подхода», — пояснил он, выразив уверенность, что с «Яблоком» люди увидят, что «есть из чего выбирать, и выборы обретут смысл».
«Вы же знаете, что мы единственная партия, которая у вас ничего не украла. Вы нас хорошо знаете, мы вас ни разу не обманули», — убеждал потенциального избирателя Явлинский. Все, о чем он просил, это «один раз в воскресенье прийти и проголосовать».
В кулуарах тем временем говорили, что помешать попаданию в Госдуму партии способна банальная неявка избирателей. По мнению политологов, партии придется очень постараться, чтобы преодолеть пятипроцентный барьер. Основные возможности, считают эксперты, для партии открываются в одномандатных округах.
«Я горячо приветствую тех политиков, которые приняли решение идти вместе с нами», — завершил он речь.
Когда на сцену вышла вся федеральная десятка, Эмилия Слабунова сравнила политическую организацию с самолетом на взлетной полосе, а завершившийся съезд — с точкой отрыва от земли. В зале грянули такты We Аre the Сhampions. «Вперед, к победе!» — воскликнула лидер «Яблока».