Президент Украины Петр Порошенко недвусмысленно дал понять, что так называемая реформа децентрализации в стране, столь ожидаемая на региональном уровне, в ближайшее время проводиться не будет. В частности, он заявил, что власти вернутся к рассмотрению соответствующих изменений в конституцию только после создания «условий в сфере безопасности» в Донбассе — чего в краткосрочной перспективе явно не предвидится. Но в условиях экономического кризиса регионы Украины все настойчивее требуют от центра особых отношений и специальных статусов для элементарного выживания, угрожая «парадом суверенитетов». В ситуации разбиралась «Лента.ру».
Децентрализация — то есть передача властных полномочий и бюджетных средств из столицы Украины на местный уровень — одно из ключевых требований западных партнеров к постмайданной власти в Киеве. С другой стороны, лидеры Украины сами всячески педалировали эту тему еще до начала полномасштабных боевых действий в Донбассе, пытаясь таким образом «заболтать» проблемы, которые в итоге привели к военному конфликту. Когда же в Киеве поняли, что попытка не удалась, просто так отказаться от децентрализации уже было нельзя: слишком многие включились в процесс — и на Западе Украины, и в мятежном Донбассе, и в других регионах страны.
Сразу же после подписания так называемого «Минска-2», в котором децентрализация значилась среди ключевых пунктов мирного урегулирования, Владимир Гройсман, ныне премьер-министр Украины, а в то время спикер Верховной Рады, клятвенно обещал, что передача полномочий завершится уже до октября 2015 года. «Модель децентрализации, которую мы предлагаем, устроит все регионы Украины, в том числе Донецкую и Луганскую области», — отмечал он.
Но в Киеве не были заинтересованы в оперативном решении проблемы, и это можно понять. Легко рассуждать о децентрализации, когда ты в оппозиции или на Майдане, другое дело — реально отдать деньги и полномочия, когда ты при власти. В столице Украины придумали хитрый план, сделав ставку на торпедирование так называемого «особого статуса» Донбасса, а ведь это важнейший элемент реформы. Вокруг него ведутся столь ожесточенные дебаты, тут столкнулись столь разные геополитические интересы, что достичь какого-либо соглашения почти невозможно. В Киеве к этому и не стремятся. 31 августа 2015-го Верховная Рада приняла «децентрализацию Украины» и «особый статус Донбасса» в первом чтении. Этот день запомнился стране взрывом гранаты в потасовке возле здания парламента, в результате чего погибли четыре силовика из Национальной гвардии. Драки и скандалы сопровождали процесс голосования и в стенах законодательного органа. Увиденное тогда произвело сильное впечатление на многих, в том числе и на Западе. В результате властям Украины позволили отложить реализацию реформы в очень долгий ящик.
И вот 28 июня 2016 года во время торжественного заседания в Верховной Раде по случаю 20-й годовщины Конституции Украины Порошенко заявил: «Изменения в конституцию во втором чтении будут приняты не сегодня и не завтра (...). Для внесения изменений в конституцию в этой части [децентрализации] есть четкие предварительные условия, прежде всего — в сфере безопасности в Донбассе». Конечно, «четкие условия» Киева не имеют шансов быть воспринятыми в Донбассе, то есть по сути проект закрывается. Отдельно Порошенко подчеркнул, что такая позиция Украины относительно децентрализации «находит полное понимание со стороны европейских партнеров». Однако президент не стал рассуждать, найдется ли такое понимание у сограждан.
Решительно непонятно, что мешает властям Украины децентрализовать отношения с подконтрольными регионами страны, не привязываясь к Донбассу. На местах всеми силами пытаются обратить на себя внимание Киева, пока мирными петициями и законодательными инициативами. Например, в середине июня в Раде зарегистрирован законопроект о специальном статусе Запорожской области. Народный депутат Украины Евгений Балицкий объяснил его необходимость тяжелой экологической и социальной ситуацией в регионе.
Промышленное Запорожье действительно едва ли не больше всего страдает от политики нынешних властей Украины. Ключевые предприятия в городе — на грани закрытия и разорения. Некогда флагман украинского автомобилестроения «АвтоЗАЗ» выпускает всего по несколько машин в месяц. Те заводы, что еще работают, не выдерживают никакой критики с точки зрения экологических стандартов, и заявления о том, что местные жители должны получать специальные «экологические» доплаты, звучат все чаще. «Своих» олигархов, способных вложиться в развитие области — как тот же Игорь Коломойский на соседней Днепропетровщине, в Запорожье нет.
В прошлом году и горсовет, и облсовет Запорожья поддержали обращение к парламенту и президенту о предоставлении региону специального статуса. Разработанный законопроект предусматривает расширение административных и бюджетных полномочий местных советов и комплексную социальную поддержку жителей Запорожской области. В случае его принятия, отмечают в Запорожье, социально-экономическая ситуация улучшится за счет перераспределения налоговых сборов в пользу местных бюджетов. Средства предполагается вкладывать в медицинские, экологические, образовательные проекты, а также социальную сферу. В Киев передали десятки тысяч подписей горожан в поддержку спецстатуса, однако это никакого эффекта не произвело. Хотя очевидно, что речь идет о достаточно большом количестве людей, готовых в нужный момент поддержать уже не мирное восстание.
Власти Украины применяют свою излюбленную тактику: прямо не отказывают, чтобы не спровоцировать уличные протесты, но и ничего не разрешают, потому как льгот сразу попросят и другие. И попросту тянут резину. Так, в июне в Раде прошло первое заседание рабочей группы по изучению и выработке предложений по развитию приоритетных отраслей Запорожской области и приданию ей специального экономического статуса. В состав рабочей группы вошли 5 народных депутатов из разных фракций, депутаты Запорожского областного совета и эксперты, которые теперь очень долго могут обсуждать насущные проблемы.
Но проблема Киева в том, что Запорожье далеко не одиноко в своем стремлении к спецстатусу. Более того, количество просителей скоро явно станет критическим. В Одессе депутаты местного областного совета обратились к Порошенко и премьер-министру Владимиру Гройсману с призывом заключить договор о разграничении полномочий между правительством страны и региональными органами власти, поскольку это «наиболее эффективная модель взаимодействия между правительством и областями». Это «обеспечит четкое разделение полномочий и сформирует новую, динамичную и эффективную региональную политику, а также позволит решить глобальные вопросы, характерные для всех областей, и специфические проблемы каждой отдельной области», — отмечают депутаты.
В городе действует и общественное движение «Одесса — за порто-франко» (то есть за особый экономический режим, предполагающий, что порт или его определенная часть пользуется правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров). Регулярно проводятся форумы, конференции и акции в его поддержку. В прошлом году движение вышло на европейский уровень, что создает Киеву новые проблемы — теперь так просто отмахнуться от предложений не получится. «Статус порто-франко для Одессы даст большие возможности в сфере экономики нашего региона, привлечет миллиардные инвестиции, улучшит инфраструктуру региона и поможет решить проблему с безработицей. Это не повредит единству страны, поскольку мы видим примеры такого статуса во многих европейских странах. Европейский опыт дает ясное представление о том, что централизация — это неэффективно», — заявил лидер движения Алексей Цветков на конференции в штаб-квартире Европейского парламента в Брюсселе.
В мае-июне с разной степенью настойчивости потребовали от Киева договорных отношений также Житомирский, Кировоградский, Хмельницкий, Ивано-Франковский облсоветы. Причем на местном уровне уже не особо стесняются в выражениях. «Мы, депутаты Ивано-Франковского областного совета, полномочные представители территориальных общин Прикарпатья, возмущены непоследовательностью и низкими темпами реформирования местного самоуправления (...). Фактически не начата реформа бюджетной системы, не стартовали изменения в земельной, образовательной и медицинской отраслях. Отсутствует система взаимоотношений между центральными органами власти и органами местного самоуправления», — говорится в обращении из Ивано-Франковска. Там вообще сложился любопытный политический казус: инициативу о договорных отношениях поддержали 75 местных депутатов из 84, причем 22 голоса дал... «Блок Петра Порошенко».
Власть, которой полностью не доверяет более 80 процентов населения Украины, не имеет права решать за всю страну. Необходимо смещать акценты в сторону регионов, комментирует действия облсоветов депутат Рады Евгений Мураев. «Многие регионы находятся не в равном положении. У нас часть регионов — доноры, часть — реципиенты, поэтому должны быть созданы неодинаковые условия, должен быть стимул. У глав нет никакой мотивации заниматься ростом доходов. Нужно все отдавать на места. У каждого региона должны быть свои отношения с властью. (...) Мы должны выстраивать совершенно новую систему. Роль центральной власти должна быть жестко минимизирована», — объяснил парламентарий. У сторонников договорных отношений есть весомые аргументы и некоторое лобби в парламенте. Что уже немало для начала политической борьбы.
Сложнейшая экономическая ситуация на Украине заставляет регионы искать способы выживания. Пока ничто не указывает на готовность Киева в ближайшее время пойти на реальную финансовую децентрализацию и поделиться финансами. Значит, уровень напряжения по линии «столица — регионы» будет только усиливаться. Если центр не найдет механизмы решения этой проблемы, рано или поздно какой-нибудь голодающий регион Украины просто откажется перечислять деньги в госбюджет. Вот тогда в столице поймут, что такое настоящий сепаратизм.