Денежный вопрос

Четыре способа найти инвестиции для стартапа

Фото: Depositphotos

Любому стартапу рано или поздно приходится искать внешние источники финансирования. Поиск инвесторов — пожалуй, одна из наиболее сложных задач для инновационного проекта, особенно в кризис. Но где же все-таки взять деньги на реализацию идеи, к кому обратиться? А главное, сколько можно получить и на каких условиях? Независимо от экономической ситуации, есть четыре надежных способа найти финансирование под свою идею. Конечно, у каждого есть свои плюсы и минусы, но многие предприниматели используют комбинированную стратегию для привлечения денег, что позволяет сочетать достоинства и компенсировать недостатки каждого из механизмов по отдельности.

Способ №1. Кредит под бизнес-идею

Банковский кредит — самый понятный, но и самый труднодоступный вариант. Бизнесу, который существует менее трех месяцев, отваживаются давать кредиты далеко не все банки. По данным портала «Банки.ру», есть 29 вариантов кредита для таких проектов. Зато для организаций, которые существуют как минимум год, уже гораздо больше кредитных предложений — 163. В большинстве банков от заемщика потребуют залог в виде имущества, ценных бумаг и других ликвидных активов. Ставки по кредитам без залога варьируются от 15 до 21 процента. По данным «Банки.ру», в среднем ставка по кредитам для малого и среднего бизнеса колеблется в районе 17-18 процентов.

Но и на таких условиях получить кредит смогут далеко не все. Риск-департаменты банков беспощадно отбраковывают заявки бизнесменов. В 2015 году, по данным RAEX, объем кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, упал на 36 процентов. Банки не видят особого смысла кредитовать малый и средний бизнес, о чем недавно заявил глава группы ВТБ Андрей Костин. Причем сложности с получением кредита предприниматели испытывают даже в тех банках, где их компании обслуживаются.

Кредит — это путь для предпринимателей с хорошей кредитной историей и бизнес-идеей, способной генерировать высокий доход, покрывающий большие издержки на обслуживание и погашение долга.

Способ №2. Бизнес-инкубатор

В Москве насчитывается около 40 бизнес-инкубаторов, они оказывают инфраструктурную поддержку начинающим предпринимателям — предоставляют льготную ставку аренды, оказывают юридическую и консультационную поддержку. Их преимущество в том, что они не только помогают привлекать инвестиции, но и позволяют прокачать проект, сделав его более привлекательным и жизнеспособным.

Предприниматель попадает в сообщество таких же молодых и увлеченных бизнесменов, получает полезные советы экспертов. В инкубаторе могут помочь связаться с венчурными фондами или поучаствовать в государственных программах по поддержке инновационного предпринимательства.

Отдельно можно выделить инкубаторы, работающие на базе крупных университетов. Например, бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ, который проводит лекции преподавателей вуза для резидентов и успешно сотрудничает с MIT. Программа включает взаимодействие с бизнес-ангелами, серийными предпринимателями или аналитиками венчурных фондов.

Резиденты с уже прокачанными в инкубаторе проектами могут получить инвестиции от бизнес-ангелов, фондов или «подпитаться» из программ господдержки. Недостаток этого способа — большой временной зазор: от момента «входа» в инкубатор до первых инвестиций может пройти несколько месяцев.

Способ №3. Акселерационные программы

Проекты с высокой степенью проработки могут участвовать в акселерационных программах. Акселераторы предлагают очень активную и насыщенную программу обучения, помогают привлечь инвестиции, сотрудничают с крупными венчурными фондами и технологическими компаниями, заинтересованными в инновациях, способствуют нетворкингу, развитию проекта и команды. В акселератор могут также попасть компании, у которых есть MVP (минимально жизнеспособный продукт), а им нужно, например, повысить продажи или выйти на новый рынок.

Основное отличие от бизнес-инкубатора в том, что акселератор работает интенсивнее и предполагает высокую конкуренцию среди участников. Например, в акселератор ФРИИ проходят только 30 проектов из 500 заявок. В самом крупном акселераторе России и Восточной Европы Generation S ситуация примерно такая же: в 2015 году из 2566 заявок был отобран 141 проект. Также сейчас набирают популярность корпоративные акселераторы.

«Поскольку проекты Generation S находятся в основном на посевной стадии, речь идет о финансировании в миллионы и несколько десятков миллионов рублей. Однако инвестиции являются не единственным результатом участия стартапов в акселераторе, это положительно сказывается и на репутации компании, — отмечает заместитель генерального директора, член правления РВК Гульнара Биккулова. — Для инвестора статус финалиста Generation S — это знак качества проекта и рекомендация РВК. Для стартапа, в свою очередь, акселератор — уникальная по своим возможностям платформа для развития бизнеса».

Из минусов можно назвать высокую конкуренцию и отложенные инвестиции: вначале нужно пройти акселерационную программу и лишь затем успешные участники начинают переговоры с инвестором.

Способ №4. Краудфандинговые площадки

Тем, у кого нет налаженных связей в инвестиционном мире, на помощь приходят краудинвестинговые площадки. За рубежом такие сервисы, как Аngel.co или британский Crowdcube, хорошо известны. В России краудинвестингом в стартапы занимается площадка StartTrack, которая, кстати, прошла акселератор ФРИИ. Там же о возможностях краудфандинга узнал и Алексей Поликарпов из проекта «Нужен ужин», который в итоге успешно привлекает деньги через StartTrack.

Принцип работы краудфандинговых площадок простой: предприниматель заявляет проект и указывает необходимый объем инвестиций, площадка проводит экспертизу и размещает его на своем сайте, а инвесторы изучают. Проекты могут привлекать прямые инвестиции или заем.

Краудинвестинговые площадки помогают инвесторам и стартапам найти друг друга в сжатые сроки. Это относительно новый способ привлечения финансирования для России, сейчас он находится в стадии развития.

Статья подготовлена по материалам StartTrack