На этой неделе исполнилось 100 дней с момента назначения Эллы Памфиловой главой Центризбиркома. Когда она только вступила в должность, коллеги и эксперты говорили, что у нового председателя ЦИК неограниченный мандат от президента. Некоторые новации действительно сложно было представить при ее предшественнике, «волшебнике» Владимире Чурове. «Лента.ру» изучила, что позволено Памфиловой ради проведения прозрачных и честных выборов.
В конце июня глава ЦИК раскритиковала действия Московской областной избирательной комиссии. Все закончилось официальной отставкой председателя Мособлизбиркома Ирека Вильданова.
Депутат Госдумы и глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев считает снятие Вильданова важным поступком. «Это знаковый шаг, потому что предыдущая команда не отличалась проверкой работы муниципальных комиссий, даже если они грубо проводили избирательную кампанию, — говорит Соловьев. — Здесь же были приняты очень жесткие меры, адекватные сложившейся ситуации, и это в определенной степени повлияло на умонастроения многих председателей и территориальных, и областных комиссий».
С представителем КПРФ согласен политолог Леонид Поляков из Высшей школы экономики. «Там проблема действительно была серьезная, системная, потому что все закончилось отставкой председателя избирательной комиссии Московской области. Видно, что Элла Александровна сразу взялась за дело», — подчеркивает эксперт.
Чтобы нарушения на выборах можно было не только заметить, но и оперативно пресечь, новый председатель ЦИК договорилась о создании группы с привлечением правоохранительных органов. Группу прозвали «межведомственным спецназом», и на днях Памфилова фактически пообещала его применить.
Поводом послужила жалоба «Справедливой России» на листовки с черным пиаром. «Если такая оперативная группа возьмется за ниточку и дойдет в этой истории до исполнителей и, главное, заказчиков, другим неповадно будет», — считает бывший председатель СР, а ныне член ЦИК Николай Левичев.
Сейчас договоренность, по его словам, такая: по обращению ЦИК формируется оперативная группа из числа сотрудников центральных органов, которая десантируется в регион, там, на месте, они составляют объективную картину происходящего и докладывают ее непосредственно в Москву. Сама Памфилова поясняет, что «в компетенции правоохранительных органов разобраться, кто издает подобные грязные материалы, которые дискредитируют участников избирательного процесса». За несколько дней до этого эсеры заявляли, что в нескольких регионах распространяется издание «Сожрем Россию» с порочащей партию информацией. А в июне с похожими жалобами на «грязные газетенки» обращался лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
«Центральная избирательная комиссия должна работать в плотной координации с разными правоохранительными органами, — говорит политолог Леонид Поляков. — Это правильная, хорошая идея. Раньше нередко выходило так, что сигналы от членов избирательных комиссий и даже от ЦИК как-то гасли, не получали достаточной оценки и реакции со стороны правоохранительных органов».
А вот политолог Алексей Мухин обращает внимание на то, что подобные сводные группы — совместные с силовыми ведомствами, прежде всего МВД, — создавались регулярно на федеральных выборах, это рутинная работа.
«Я здесь не вижу какого-то прецедента: приедут, разберутся, как обычно, и закроют вопрос. Это будет работать, как и работало, только может быть интереснее и интенсивнее, потому что Памфилова довольно хороший администратор, она более жесткая, чем Чуров».
В июне эксперты рассказывали «Ленте.ру», что Памфилову рассматривают как своего рода «лакмусовую бумажку» того, насколько серьезно настроена власть. «Все сейчас смотрят: если она перестанет вдруг говорить и делать то, что она говорит и делает, то это будет сигнал, что все на самом деле идет не совсем так, как декларируется», — отмечал глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Леонид Давыдов.
Намерения выглядели более чем серьезными еще весной. В апреле ЦИК принял постановление, обязывавшее отменить выборы в Барвихе из-за нарушений в организации досрочного голосования. «Проведение выборов с установленными нарушениями законодательства приведет к объективной невозможности выявить действительную волю избирателей, что недопустимо», — говорилось в документе.
В Кремле косвенно подтверждают, что неограниченный мандат на борьбу за прозрачность у Памфиловой есть и он включает в себя в том числе право на жесткие решения. «Ситуация [с отменой предварительного голосования в Барвихе] рабочая, ЦИК выполняет свои функции. В данном случае еще до назначения Эллы Памфиловой председателем ЦИК было понятно, что она будет эффективно руководить работой ЦИК. Это мы и свидетельствуем», — говорил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Как дело пойдет дальше, коллеги и эксперты сказать затрудняются. Политолог Михаил Виноградов, однако, частично согласен с тем, что Памфилова будет более-менее активно отменять результаты выборов в случае серьезных нарушений. «Она несколько больше [Чурова] к этому стремится, поэтому это чаще у нее сможет получаться», — осторожно говорит он.
Если предыдущего главу ЦИК называли «волшебником» — об этом ему рассказывал сам премьер Дмитрий Медведев, то от Эллы Памфиловой, похоже, чудес ждать не приходится. «Единственное, чего хотелось бы, — это просто правды. Большего не надо», — признавалась председатель Центризбиркома в разговоре о наблюдателях, которых ЦИК хотел бы видеть на грядущих выборах. По ее словам, от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и других международных партнеров нужно «только одно — просто объективной оценки, не надо ничего приукрашивать. «Врать мы не собираемся», — заверяла Памфилова.
Но узнать, насколько далеко может зайти Памфилова, удастся лишь на самих выборах 18 сентября, отмечает Леонид Поляков. «Как она проходит испытание на прочность в предвыборный период и как себя поведет в момент, когда начнется собственно кампания, и особенно в день голосования, — считает эксперт. — Я вижу, что она создала работоспособный коллектив, в ЦИК четкое распределение обязанностей между членами избирательной комиссии, и мне кажется, что Элла Памфилова себя хорошо показала».
На вопрос, есть ли силы, способные помешать Памфиловой проводить жесткую линию, политолог Мухин подтверждает: у нее есть карт-бланш от президента.
По словам эксперта, глава государства «знает Эллу Памфилову, знает, на что она способна». «Если к ее работе возникнут претензии, то все это будет рассматриваться, насколько мне известно, публично, и в случае если она не будет выполнять свои обязанности, она покинет свой пост, но пока о подобных перспективах и речи не идет, — считает политолог. — По-моему, ее работа устраивает практически всех, и она сейчас, мягко говоря, совсем не в группе риска».