Бизнес
01:09, 10 июля 2016

Новый оборот Коммунисты передумали защищать производителей и отреклись от принятого закона

Юлия Полякова
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Думская фракция коммунистов решила отозвать свои голоса за поправки в закон «О торговле», хотя они уже одобрены президентом. Почему депутаты дали задний ход? Новации в первую очередь ограничивали размер бонусов для торговых сетей и сокращали сроки оплаты продукции. «Лента.ру» разобралась, можно ли отречься от принятого решения и что изменения в законе несут производителям и покупателям.

Ушли на каникулы и передумали

После того как ЦИК начал отсчет времени до выборов в Госдуму, ушедшие на каникулы парламентарии оживились, причем обычным внесением законопроектов дело не ограничилось. Более полусотни депутатов фракции КПРФ в Госдуме отозвали свои голоса из-под закона, принятого нижней палатой парламента 24 июня и подписанного президентом.

Незадолго до этого партия провела предвыборный съезд. Пока от своих голосов в пользу закона отказался 51 депутат. При голосовании в нижней палате «за» высказывались около 90 членов фракции. «Процесс отзыва продолжается, депутаты возвращаются из регионов и подписывают документы о пересмотре голосования», — сообщили в пресс-службе КПРФ.

В Совете Федерации, где закон успели одобрить, попытку отозвать подписи называют популизмом. По словам зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, процедуры, позволяющей депутатам «передумать» на этом этапе, просто не существует.

Но даже если бы депутаты имели право дать задний ход, отзыв примерно 90 голосов, который так эффектно смотрится в начале избирательной кампании, заведомо не меняет дела: в нижней палате поправки поддержали 411 депутатов.

Коллеги-законодатели удивлены попыткой отречься от закона, нацеленного на защиту интересов производителей и поставщиков, ограничение выплат торговле. В июне коммунисты сами предлагали потеснить ретейл: представители КПРФ внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, фактически запрещающий крупным торговым сетям разрастаться в регионах.

«Коммунисты нас всегда поддерживали в этом. И такой разворот, видимо, говорит о том, что у них совсем тяжело с деньгами», — предполагает сенатор Сергей Лисовский. Он связывает такое поведение депутатов с необходимостью финансировать избирательную кампанию.

Сами «отказники» не дали четких объяснений своего решения, они просто отказались от защиты интересов производителей. А депутат Валерий Рашкин и вовсе встал на сторону ретейла. «Для перезаключения договоров с поставщиками торговым сетям понадобится как минимум девять месяцев», — говорил он, выражая опасения, что полки магазинов могут оказаться пустыми.

Поправка на рубль

Даже если допустить невозможный по регламенту отзыв голосов: что именно коммунисты хотели бы отменить, отказавшись от подписей под уже принятым и одобренным законом? В КПРФ говорят о борьбе с интересами транснациональных компаний.

Однако ключевыми в документе участники рынка называют два пункта: снижение выплат сетям и уменьшение сроков оплаты товара.

Так называемые ретро-бонусы ограничиваются пятью процентами общей стоимости поставки — вместо десяти. В это вознаграждение включена, например, плата за оказание услуг по упаковке товаров и их продвижению. Ничего сверху сетям больше не полагается.

«Пользуясь своим монопольным положением, сети могли навязывать условия производителям, невыгодные для них, и деньги перетекали в торговые сети, которые строили каждый год по 500 новых магазинов. Но наша страна богаче от этого не становилась», — констатирует Георгий Житмарев, заместитель генерального директора Санкт-Петербургского молочного завода «Пискаревский». Он подчеркивает, что новые условия «позволят переработчику заплатить деньги производителю» — вместо того, чтобы выплачивать средства торговой сети в виде всевозможных бонусов.

Теперь средства, выплачивавшиеся сетям в качестве вознаграждений, можно перераспределить в пользу производителей, говорят участники рынка. «Новый закон, возможно, позволит, увеличить цену на закупаемое молоко на рубль, — отмечает Житмарев. — И вместо новых магазинов будут строиться новые фермы».

Производство нуждается в инвестициях, а более высокая закупочная цена на молоко позволяет сельхозпредприятиям модернизироваться и платить достойные зарплаты. «Помогает область, помогает город, но основа — это цена на молоко», — подчеркивает заместитель гендиректора.

По подсчетам сенатора Сергея Лисовского, новый закон оставит у производителей примерно 500 миллиардов рублей.

Сроки с логикой

Период расчета с поставщиками, согласно новым нормам, увязан с длительностью хранения продукции. Например, товары, которые хранятся меньше 10 дней, должны быть оплачены за восемь суток, а если срок годности больше, до месяца, то оплату нужно произвести в течение 25 дней, причем не рабочих, а календарных.

Президент Мясного союза России Мушег Мамиконян подчеркивает: то, что сроки оплаты превосходили и период продажи, и срок годности, было в корне несправедливо. Покупатели платят магазинам деньги без всякой отсрочки, напоминает он. «Логично ли, что за товар нужно заплатить, как только он продан? Логично», — рассуждает глава союза.

По мнению Мамиконяна, сейчас оборотные средства фактически изымаются из производственного звена в пользу торговли. «Оборотный капитал в России очень дорогой, — говорит он. — Поэтому если государство субсидирует аграрный сектор для того, чтобы он располагал относительно дешевыми ресурсами для развития, это не означает, что можно отбирать ресурсы в пользу других, хоть бы и тоже очень нужных отраслей».

Сергей Лисовский из Совета Федерации отмечает, что ключевая новация в законе, под которым передумали подписываться коммунисты, — даже не сокращение сроков и премий торговым сетям, а вывод ретейла на чистую воду. «Главное — этот закон выявляет реальную торговую наценку. Это то, чего боятся наши алчные торговые сети, ведь существующие наценки от 45 до 350 процентов на продовольствие — это преступление, раньше камуфлировавшееся в бонусах. Как только станет известно о реальной торговой наценке — а она беспредельная, — общество этого не простит», — подчеркивает сенатор.

< Назад в рубрику