Кем был один из самых загадочных русских правителей Лжедмитрий I? Был ли он польским ставленником и тайным католиком? Зачем он планировал поход на Крым и почему его жестоко убили после женитьбы? Об этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Александр Лаврентьев.
«Лента.ру»: Есть ли достоверные сведения о личности Лжедмитрия I? Выяснили ли историки, кем он был на самом деле?
Александр Лаврентьев: Скорее всего, это действительно был выходец из костромского дворянского рода Юрий Отрепьев, после пострижения в монахи принявший имя Григорий.
То есть официальная версия Москвы, объявленная сразу после появления самозванца в Польше, правдива?
Думаю, в целом да, но и в ней существует множество неясностей и загадок. Например, совершенно непонятно, как молодой провинциальный дворянин смог уклониться от обязательной для его сословия военной службы. Известно, что по прибытии в Москву он сначала находился при дворе бояр Романовых. Хотя именно этот эпизод из биографии Отрепьева еще можно хоть как-то объяснить: многие московские бояре содержали собственные военные отряды, состоящие из их вассалов. Как известно, у Романовых были обширные владения под Костромой, и несколько лет спустя о своем избрании русским царем молодой Михаил Романов узнает в костромском Ипатьевском монастыре.
Но очень трудно понять, как Отрепьев стал монахом и при этом умудрился принять постриг не где-нибудь, а в кремлевском Чудовом монастыре, имевшем статус придворной обители. Есть сведения, что иноку Григорию покровительствовал сам патриарх Иов, который отмечал его талант переписчика древних книг. Тут возникает другой вопрос: что вообще могло связывать юного монаха и престарелого церковного иерарха? Тем более что патриарх жил не в Чудовом монастыре — у него в Кремле был собственный двор. Откуда вообще Иов мог узнать об Отрепьеве?
И наконец, что заставило Григория сбежать из монастыря, а потом и из России? По тем временам отречение от духовного сана считалось тяжелейшим преступлением, поэтому, кстати, Отрепьева в тогдашних официальных документах называли именно расстригой, а не самозванцем или Лжедмитрием.
Насколько правдоподобной выглядела версия о чудесном спасении царевича Дмитрия?
Даже в те времена поверить в это могли либо совсем наивные люди, либо те, кому эта версия была удобна и выгодна. Следственное дело о гибели в Угличе царевича Дмитрия сохранилось до наших дней и многократно изучено специалистами. Расследование было проведено в целом качественно и профессионально. Лично у меня нет никаких сомнений в факте смерти малолетнего сына Ивана Грозного в 1591 году.
Но в Польше Лжедмитрию поверили.
Как известно, в Речи Посполитой он провел около года. Вообще, вся история пребывания там Лжедмитрия сильно политизирована позднейшими историками. У нас до сих пор любят рассматривать ее как иллюстрацию агрессии Польши в отношении России. На самом деле прямая польская интервенция в нашу страну случилась позднее, через несколько лет. Но в 1604 году ситуация была иной, и то, что самозванца благосклонно принял польский король Сигизмунд III, еще ничего не значило.
Как известно, политическое устройство Речи Посполитой кардинально отличалось от Московского государства. Страной управляла шляхта, которая все главные вопросы решала на сеймах, на которых, кстати, выбирала и королей. Сейм отказал в поддержке Лжедмитрию, а коронный канцлер Ян Замойский его рассказ о чудесном спасении прямо назвал комедией.
То есть на государственном уровне Речь Посполитая в 1604 году не помогала самозванцу?
Единственным вдохновителем интриги с Лжедмитрием был сандомирский воевода Юрий Мнишек, который преследовал свои интересы. Фактически весь военный поход самозванца на Русь с целью «отвоевать отцовский престол» был частным предприятием его будущего тестя.
Что Лжедмитрий обещал ему в обмен на поддержку?
У нас принято считать, что он хотел распродать Россию и отдать ее под власть поляков. Но зачем ему это было нужно, если он сам собирался стать русским царем? На самом деле в сохранившихся письменных обязательствах самозванца, данных Юрию Мнишеку, речь идет о другом.
О том, как он будет возвращать долги после занятия русского престола, о правах будущей супруги Марины Мнишек — предполагалось, что она как царица тоже будет участвовать в управлении Россией. Что касается политических обещаний, то они были туманными и расплывчатыми. По всей видимости, Лжедмитрий собирался переформатировать нашу страну по образцу Речи Посполитой, предоставив больше самостоятельности некоторым территориям, — например, Новгородской земле, для которой предполагалось учредить собственную боярскую думу. Но, повторюсь, речь шла именно о переформатировании, а не о развале Российского государства.
Говорят, что во время пребывания в Польше Лжедмитрий тайно перешел в католичество и обязался после занятия престола распространить его в России.
Эта версия была придумана сразу же после убийства Лжедмитрия в мае 1605 года. Как известно, спешно собранный Земский собор избрал новым русским царем боярина Василия Шуйского (он, кстати, тоже был Рюриковичем и считался более родовитым, чем потомки Ивана Калиты). Как это обычно бывает в России, новая власть постаралась максимально дистанцироваться от предыдущей. Правительству Шуйского необходимо было обрести в глазах населения хоть какую-то легитимность, а заодно объяснить людям, почему свергли и убили законного царя.
Поэтому из Москвы по всей стране разослали «крестоцеловальные грамоты», в которых говорилось, что прежний государь «Дмитрий Иванович» на самом деле был расстригой, самозванцем и польским агентом. Там же фигурировали и рассказы о планах Лжедмитрия по введению на Руси католичества, о его стремлении отдать страну во власть нечестивых поляков.
Приводились какие-либо доказательства?
В качестве доказательств использовали показания людей из окружения Лжедмитрия, которые выжили после событий 17 мая 1606 года. Естественно, те на допросах все это подтвердили. Но каких-либо реальных документов, свидетельствующих о подобных замыслах самозванца, нет. Я не являюсь апологетом Лжедмитрия, но называть его польским ставленником было бы большим преувеличением. Да, в бытовых привычках он подражал европейской моде: брил бороду, за столом использовал вилки, щеголял в мундире польского гусара. Но вспомните Петра I — там было то же самое, только вместо польского влияния было голландское.
Но разве самозванец не привел в Россию поляков?
Когда в июне 1605 года он торжественно вступил в Москву, 95 процентов его войска состояло из русских людей. К тому времени большинство сопровождающих Лжедмитрия поляков вернулись домой. Не будем забывать, что после внезапной смерти Бориса Годунова в Тулу на поклон к самозванцу прибыла боярская дума в полном составе. Вся интрига вокруг самозванца выросла на русской почве, а польская составляющая была лишь ее внешним обрамлением.
Почему Лжедмитрий получил мощную поддержку и так легко взял власть над Россией?
Другими словами, чего было больше в поддержке самозванца — обмана или самообмана? Я думаю, было и то, и другое.
Но почему?
С одной стороны, причиной было слабое политическое сознание русского народа. В отличие от большинства европейских стран, где существовали выборные органы власти, в России фактически не было публичной политики. Русский двор был очень замкнутым, все решения принимались небольшим кругом лиц, приближенных к государю. Для тогдашних русских людей верховная власть была сакральной, и они абсолютно ничего не знали о происходящем за кремлевскими стенами. Стоит ли удивляться, что они так легко поверили авантюристу и самозванцу?
С другой стороны, успех Лжедмитрия был во многом подготовлен правлением Бориса Годунова. Я считаю Годунова самым несчастным и неудачливым правителем в русской истории, поскольку при всех его политических талантах у него была одна, но неразрешимая проблема: он не был рожден царем.
Он был первым избранным русским царем.
Да, но давайте вспомним, при каких обстоятельствах его избирали. Когда в 1598 году скончался царь Федор Иванович, последний московский Рюрикович, Россия оказалась в ситуации, выхода из которой не было. Никаких полноценных политических институтов, кроме власти самодержца, в стране не существовало, и никто не знал, что делать.
Выходом из династического и политического кризиса стал созыв Земского собора, который иногда собирался при Иване Грозном, но никогда до этого не решал вопросы о верховной власти. Поэтому избрание Бориса Годунова на этом соборе не наделяло его полноценной политической легитимностью.
Именно потому, что он стал царем не по праву рождения, а в результате избрания?
Конечно. Вообще, феномен Смуты интересен тем, что в течение пятнадцати лет на Руси трижды избирали государя. Первые и вторые выборы — Бориса Годунова в 1598 году и Василия Шуйского в 1606 году — оказались неудачными, но третья попытка, связанная с избранием Михаила Романова в 1613 году, все-таки увенчалась успехом.
А Борису Годунову просто не повезло: на годы его правления пришлись огромные бедствия, обрушившиеся на Россию в результате природно-климатических аномалий: гибель урожая, голод и массовые эпидемии. К 1605 году от него уже все устали, поэтому появление Лжедмитрия многие встретили с восторгом.
Иногда Лжедмитрия называют самым оболганным царем русской истории, считают его первым несостоявшимся реформатором, который за сто лет до Петра I стремился провести радикальную европеизацию России, но не был понят современниками.
Такие планы самозванцу приписывали его польские почитатели. Они в своих сочинениях изображали его жертвой варварской и жестокой Московии, которой он якобы нес свет европейского просвещения. Но Лжедмитрий был русским царем почти год, в течение которого имел неограниченную власть над всей страной. Если бы он что-то действительно хотел поменять в России, то за это время какие-либо конкретные действия наверняка предпринял бы. Но нет никаких свидетельств, подтверждающих это.
Что погубило Лжедмитрия? Его свержение было народным восстанием или боярским заговором?
Это было стечением обстоятельств, когда разочарование социальных низов новым царем совпало с недовольством служилого сословия и титулованной знати. Согласно русским источникам, непосредственным поводом к событиям 17 мая 1606 года стало отвратительное поведение в Москве поляков из свиты Марины Мнишек, прибывших на ее свадьбу с Лжедмитрием. Но главной причиной падения самозванца был затеянный им поход на Крым, который просто расколол тогдашнее русское общество.
Расскажите об этом подробнее.
Известно, что на протяжении всего XVI века Россия сильно страдала от разорительных набегов крымских татар. В 1521, 1571 и 1591 годах крымские ханы доходили до Москвы и опустошали ее окрестности. Понятно, что с этим разбойничьим гнездом надо было что-то делать. Но до Лжедмитрия вся русская оборона от крымских набегов носила пассивный характер: на южных рубежах страны строили засечные линии и крепости.
Самозванец был первым русским правителем, стремившимся эту проблему решить радикальным способом: завоевать Крым. Для этого на Дону под Воронежем даже построили большую флотилию, которая так потом и не пригодилась. Я думаю, немаловажной целью этого похода, помимо вполне понятного намерения обеспечить безопасность страны, было желание потешить свое самолюбие.
Каким образом?
Лжедмитрий хотел, чтобы в Европе его признали кесарем (императором). Но император — это властелин нескольких государств. Русские государи к началу XVII века имели титулы царя Казанского, Астраханского и Сибирского, а Крым оставался последним осколком Золотой Орды, независимым от Москвы. Если бы самозванцу удалось и его завоевать, то он вполне мог претендовать на императорский титул.
Почему поход на Крым не состоялся и как он расколол общество?
Поход не состоялся, потому что Лжедмитрия убили. Под русским обществом начала XVII века следует понимать служилое дворянство и титулованную знать — именно они составляли сословие людей, участвующих в принятии важных государственных решений.
Русское дворянство в те времена еще не было единой и сплоченной корпорацией, объединенной общностью интересов. Бедные малоземельные дворяне южных уездов поддержали поход на Крым, поскольку в случае его успеха они бы надолго обеспечили безопасность своим прежним владениям и вдобавок получили бы новые. Дворянство северных районов России на крымскую затею Лжедмитрия смотрело скептически.
Почему?
Ну зачем русскому человеку был нужен этот Крым? Что с ним было делать? Какой резон был у дворян русского Севера в разгар летней страды собираться «конно, людно и оружно» и идти завоевывать Крым, про который они и знали-то понаслышке?
Перед крымским походом в мае 1606 года южные дворяне собрались за Окой, а северное дворянство встало лагерем под Москвой. Именно дворяне русского Севера (особенно новгородцы и псковичи) обеспечили успех восстания против Лжедмитрия, став его главной действующей силой.
Что тогда случилось в Москве?
Сохранилось множество описаний майских событий 1606 года в Москве. Недовольное готовящимся крымским походом дворянское войско при активной поддержке москвичей вошло в столицу и перебило поляков, приехавших на свадьбу Лжедмитрия и Марины Мнишек. Затем толпа ворвалась в Кремль и взяла приступом царский дворец. Известно имя человека, первым выстрелившего из пистолета по самозванцу, — это был провинциальный дворянин Валуев.
Но как дворянин мог убить законного царя? В то время в России поднять руку на помазанника божьего считалось немыслимым.
Смута была эпохой, когда в русской истории все было впервые: одного царя впервые избрали, а следующего впервые убили.
Из окна царского дворца Лжедмитрий прыгал уже после выстрела Валуева?
Скорее всего, да. Дальнейшая история известна. Самозванца добили, тело выставили на поругание на Красной площади, после чего закопали.
А потом снова выкопали.
Да, выкопали и сожгли, а прахом зарядили пушку и выстрелили на запад, в сторону Польши, откуда он пришел в Россию.
Но юг России, на который опирался Лжедмитрий, так и не принял смену власти и не признал Василия Шуйского законным царем. Как известно, через полгода объявился новый самозванец — Лжедмитрий II, и в стране началась активная стадия Смуты, которая в результате едва не погубила российскую государственность.