Малое кольцо Московской железной дороги — это не только уникальный по масштабу проект реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры с более чем столетней историей. Но и люди — команда машинистов и их помощников, чья задача безопасно управлять скоростными «Ласточками» на уникальном для РЖД круговом маршруте. «Лента.ру» побывала в депо и специальном учебном центре, где проходят подготовку все члены локомотивных бригад перед допуском к работе на линиях скоростного сообщения.
«Для реализации проекта нам нужно 290 машинистов и помощников машинистов. Оперативно собрать столько специалистов в столичном регионе, где много предложений о работе, было непросто, — рассказал «Ленте.ру» начальник отдела эксплуатации подвижного состава на Малом кольце Московской железной дороги Дмитрий Склярчук. — Мы объехали в поисках сотрудников все депо столичного и многих соседних регионов».
С каждым из кандидатов проводится собеседование, состоящее из двух частей. Сначала — тестирование на автоматизированной системе «Каскор», чтобы подтвердить профессиональный уровень и знания инструкций. Напоминает теоретический экзамен в ГИБДД. Затем — личная беседа с представителем руководства Дирекции скоростного сообщения. Если кандидат проходит испытание успешно, его отправляют в специализированный учебный центр, в Санкт-Петербург.
Кроме повышения квалификации, там занимаются обучением машинистов с нуля. И готовят персонал для «Сапсанов».
Попасть «с улицы» в это учебное заведение нельзя. Слушателей направляют сюда отделы кадров РЖД после первоначального отбора. Так что на занятия приходят уже мотивированные и достаточно подкованные в железнодорожной науке люди.
«Человек, намеревающийся управлять "Ласточкой" на Московской окружной железной дороге или на региональном направлении, — это состоявшийся машинист электропоезда, с профессиональным опытом. Мы просто даем ему возможность освоить еще один тип поезда», — рассказала «Ленте.ру» замначальника центра по учебно-производственной практике Инна Стрюковатая. Общая программа по курсу повышения квалификации — это 120 часов, три недели. Из них 32 часа выделяется на практику и восемь часов на зачеты.
В теории особое внимание, естественно, — изучению особенностей устройства и технического обслуживания «Ласточек». А также тому, как действовать при возникновении тех или иных неисправностей, в аварийных и нестандартных ситуациях.
В учебе делается упор на практические занятия, вне стен аудиторий. Даже если речь идет о сугубо теоретических вопросах. Лекции об устройстве поездов, расположении тех или иных узлов и агрегатов стараются также для наглядности проводить в депо. Как управлять составом и устранять неисправности, учатся на тренажере «Ласточка».
После двух недель теории — недельная производственная практика. Слушатели ездят по маршруту в качестве наблюдателей и помощников машиниста уже на месте будущей работы. А затем сдают выпускные экзамены — не возвращаясь в учебный центр.
«Для комплексного тестирования по сути требуются только подключенные к внутренней сети РЖД компьютеры. У нас есть общая библиотека вопросов для тестов. Они микшируются для каждого курса», — отмечает Стрюковатая.
Это испытание не из легких. За один час экзаменуемый должен ответить на 90 вопросов под присмотром преподавателя. Предусмотрена возможность пересдачи. По словам замначальника центра, не все завершают обучение успешно. Здесь все строго — слишком высока ответственность.
Всего за 2016 год в Северной столице рассчитывают подготовить 240 машинистов и помощников по программе перехода на скоростное движение. За шесть месяцев через учебный центр уже прошли 172 человека.
В депо «Подмосковная» происходит зачисление в штат машинистов и их помощников для работы на Малом кольце. Открыто тестовое движение по линии.
Логика работы с персоналом на железной дороге такова, что обучение тех же машинистов и их помощников не прекращается до самой пенсии. В депо «Подмосковная» в распоряжении инструкторов, кроме учебного класса, имеется тренажер «Ласточка». Такой же, как в центре подготовки персонала.
Тренажер используется прежде всего для закрепления практических навыков вождения машинистами, которые ранее управляли другими типами поездов. Комплекс позволяет смоделировать любые дорожные ситуации, редкие и очень серьезные поломки, вплоть до обрыва контактного провода, неисправности тормозной системы и появления автомобиля или человека на путях.
«К примеру, такая нелепая, но опасная ситуация, как "башмак" (устройство, препятствующее качению колеса поезда, — прим. «Ленты.ру») на путях, — объясняет «Ленте.ру» машинист-инструктор локомотивных бригад Андрей Медянский. — В реальности мы не можем это отработать. А так машинист уже будет знать, что и как нужно делать. Система даже научит зрительно отличать "башмак" от какого-нибудь пакета».
Тренажер помогает в разы увеличить скорость принятия решений человеком, находящимся в кабине, учит его параллельно устранять сразу несколько проблем.
«Сложность в том, что, как и в медицине, один и тот же "симптом" может свидетельствовать о десятке или сотне самых разных неисправностей. Машинисту, как и врачу, важно научиться быстро и верно диагностировать проблему», — говорит инструктор.
Многие опытные железнодорожники приходят в Дирекцию скоростного сообщения и, в частности, на Малое кольцо Московской железной дороги именно из-за возможности поработать на «Ласточках».
Инструктор признался: управлять ею в стандартной ситуации совсем несложно. Чтобы разогнать и остановить состав, используется всего один рычаг. К слову, при этом применяются электродинамические тормоза, возвращающие часть электроэнергии в сеть.
«Сравнивать "Ласточку" с прочими пригородными электричками трудно. Это новое поколение поездов, в чем-то не имеющее аналогов. Она выделяется по всем характеристикам, — отмечает приемщик из депо "Подмосковная" (рассказ о нем читайте в материале "Ласточкино гнездо") Сергей Шелковский. Он знает, о чем говорит, потому как в РЖД трудится с 2004 года и начинал с обычного слесаря. — К примеру, «Ласточка» встает на ТО раз в 45 суток либо через каждые 25 тысяч километров пробега. А другие наши, где-то раз в неделю».