В селе Еркиндык Карагандинской области Казахстана 17 июня зафиксирована вспышка сибирской язвы. Двое из девяти заболевших скончались. Неделей позже тяжелый диагноз был поставлен еще двоим — на этот раз жителям одного из сел Восточно-Казахстанской области. А 8 июля симптомы смертельно опасного заболевания — кровоточащие язвы, высокая температура и сильнейшая лихорадка — обнаружились у молодой женщины и двоих мужчин в Павлодарской области. После обязательных лабораторных исследований подозрения медиков подтвердились и здесь. Перерастет ли все это в эпидемию и можно ли остановить смертельное шествие сибирской язвы по республике, пыталась понять «Лента.ру».
Сибирская язва знакома людям с древности. Ее упоминал еще Гомер в «Илиаде». В те времена болезнь называли «священным» или «персидским огнем».
В XVIII веке за нее взялась научная медицина. Первое относительно достоверное описание течения этой смертоносной болезни выполнено в 1766 году французским эскулапом Мораном. Но тогда врачи не признавали заразность сибирской язвы. Считалось, что ее переносят насекомые.
Название «сибирская язва» принадлежит русскому врачу Андреевскому. Он доказал, что эта острая бактериальная инфекция передается исключительно посредством физического контакта с зараженным животным или его мясом. «Сибирская» — потому что в конце XVIII века массовые вспышки этой инфекции наблюдались именно в Сибири. Чтобы тщательнее изучить клинику болезни, Андреевский в 1788 году заразил себя сибирской язвой. Это позволило выявить идентичность симптомов у животных и человека. Кстати, разработанные им меры по профилактике смертельно опасной инфекции актуальны по сей день.
В начале прошлого века сибирская язва ежегодно поражала более 16 тысяч человек и около 75 тысяч голов домашнего скота. Теперь вспышки болезни носят периодический и локальный характер. Помимо кожной формы сибирской язвы, есть еще легочная и кишечная — самые опасные, с большой вероятностью летального исхода.
Первый очаг сибирской язвы в текущем году был выявлен 17 июня в селе Еркиндык Шетского района Карагандинской области. Диагноз подтвердился у девятерых местных жителей, семеро из которых сейчас находятся в больнице. Среди них — десятилетний мальчик. Двое умерли: 20 июня скончалась 33-летняя женщина, а на следующий день — 49-летний мужчина. В селе объявили чрезвычайную ситуацию. По всему периметру населенного пункта вырыли защитный ров, а на въезде в зону возможного заражения выставили блокпосты.
Второй тревожный сигнал поступил из Жарминского района Восточно-Казахстанской области. 24 июня здесь с подозрением на тяжелую инфекцию госпитализировали сразу 29 человек. Санэпидслужба подтвердила сибирскую язву у двоих из них.
А 8 июля в инфекционную больницу Павлодара с подозрением на сибирскую язву поступили двое больных, проживающих в райцентре Иртышск, — 51-летний мужчина и 31-летняя женщина. На следующий день из Иртышской центральной больницы доставили третьего больного с теми же характерными язвами, высокой температурой и лихорадкой. У всех троих диагноз подтвердился. Всего под наблюдение в клинику попали 42 человека, у которых медики также подозревали сибирскую язву.
Проведенные санитарными службами исследования показали, что во всех случаях заражение сибирской язвой произошло от коров. В Карагандинской области больное животное забил местный житель, проигнорировавший обязательное в этом случае ветеринарное освидетельствование. При разделке мяса он повредил палец, и банальный порез оказался для него фатальным: спустя четыре дня хозяин инфицированной коровы умер. Второй жертвой сибирской язвы стала его соседка, которой он успел продать зараженную говядину.
В Жарминском районе события развивались по тому же сценарию. Житель села забил корову и приготовил из парного мяса ужин. На следующий день ему стало плохо. Ухудшилось самочувствие и у соседа, накануне угощавшегося мясом забитого животного. К счастью, в этом случае удалось избежать летального исхода.
В селе Узынсу Иртышского района 27 июня местный житель забил корову без разрешения ветеринаров. Мясо сдал в местное кафе. Из свежей говядины повара приготовили угощение для праздничного застолья, на которое собралось более полусотни человек. После праздника в инфекционное отделение Иртышской райбольницы угодили 42 селянина, в том числе шестеро детей в возрасте от 1 года до 13 лет. Сибирская язва, как уже говорилось, выявлена у троих. В селе Узынсу, где проживает около тысячи человек, также объявлен карантин.
Сводки санитарных врачей повергли население Казахстана в настоящий шок. Местные торговцы мясом терпят страшные убытки, поскольку из-за боязни заразиться сибирской язвой казахстанцы решили попросту отказаться от мясных блюд. Кроме того, вспыхнувшие тут и там очаги инфекции породили волну самых невероятных слухов. Например, через популярное мобильное интернет-приложение распространили информацию, что в Карагандинской области инфекционная больница «спустила рвотные массы зараженных людей в канализацию без обработки, поэтому сейчас будут сильно хлорировать воду». Местные власти стараются оперативно опровергать подобные сообщения. Так, исполняющий обязанности руководителя департамента по защите прав потребителей по Карагандинской области Болат Калмаганбетов заявил, что ни у кого из пациентов, поступивших в стационар с диагнозом «сибирская язва», рвоты не наблюдалось. Компания, являющаяся основным поставщиком воды в Карагандинской области, опровергла слухи об усилении хлорирования водопроводной воды.
А глава областного управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев довел до сведения местных жителей, что споры сибирской язвы сохраняются в земле долгое время, поэтому скончавшихся предадут земле с соблюдением необходимых процедур. «Умершие от сибирской язвы будут захоронены с учетом определенных ограничительных требований. Оглашать условия и правила захоронения я не могу. Это не совсем этично и правильно», — отметил он. Вместе с тем карагандинские власти заверили местных жителей, что дальнейшее распространение инфекции маловероятно.
Чиновники от сельского хозяйства заявляют, что в Казахстане более 700 мест захоронений скота, павшего от опасной инфекции, не имеют ограничений и специальных знаков. Более того, в стране насчитывается 2604 таких скотомогильника, а местные власти знают точное местоположение только 1890. Информация о других потенциально опасных кладбищах домашних животных утрачена из-за изменения координат и ориентиров на местности.
По словам вице-министра сельского хозяйства Гульмиры Исаевой, все смертоносные очаги специалисты ведомства вместе с акиматами должны разыскать до октября 2016 года. В будущем же от практики захоронения скота решено отказаться в пользу его кремации. «На сегодняшний день в Казахстане имеется 327 инсинераторов (крематориев для скота), — рассказала вице-министр. — В дальнейшем мы планируем увеличивать их количество. Согласно утвержденным нормам, для ветеринарных станций, работающих на уровне районов, будем закупать стационарные печи с возможностью загрузки до 1 тонны и передвижные, рассчитанные на загрузку до 500 килограммов. Такая же вместимость печей предусмотрена и для ветпунктов в сельской местности».
До конца этой недели из больницы в Карагандинской области должны выписать пациентов, которых удалось вылечить от сибирской язвы. Кроме того, с Шетского района, где на этот раз все началось, со дня на день снимут режим карантина. Безусловно, некоторые успехи в борьбе со страшным заболеванием налицо. Но предупредить какое-либо происшествие всегда проще и дешевле, чем противостоять ему. Вероятно, самое время вспомнить и взять на вооружение меры профилактики особо опасной инфекции, два с половиной века назад разработанные доктором Андреевским.
Врач, рискнувший жизнью ради победы над смертельной болезнью, пришел к выводу, что ее можно контролировать при помощи карантина и сжигания туш павших животных. Позднее основным средством профилактики смертоносной инфекции стала вакцинация. Современные специалисты подчеркивают, что при малейшем подозрении на сибирскую язву у животного его владельцы должны срочно уведомить об угрозе ветеринарные и санитарные органы. Также следует изолировать больное животное и ввести двухнедельный карантин. Все оборудование, применяемое для домашнего скота, следует тщательно продезинфицировать. Дезобработке подлежит и место, где жили животные, и почва, на которой они содержались и выгуливались.
Человеку, чтобы не заразиться сибирской язвой, достаточно соблюдать элементарные правила предосторожности — не употреблять в пищу мясо внезапно павших животных, мясо неизвестного происхождения и, самое главное, сырое мясо.