Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

В Индии можно делать все

«Иннопром-2016»: экономика представления c поворотом на Восток

Фото: Павел Лисицын / РИА новости

Седьмая промышленная выставка «Иннопром» завершилась в Екатеринбурге. На этот раз ее основным зарубежным партнером стала Индия. Однако прошлогодний партнер «Иннопрома» — Китай — привез на Урал не меньше предложений. Корреспондент «Ленты.ру» изучил, как изменилась за год политика импортозамещения.

Экономика представления

Экономика представления — в самом широком смысле — захватила и самые что ни на есть реальные секторы отечественного производства. Причем всего за год, если сравнить с прошлым «Иннопромом» — тоже крупным, но куда более официальным по общей подаче. Личное участие крупных предпринимателей в презентациях, в том числе и электронных, уже не редкость. До лавров Стива Джобса, Илона Маска и других гениев презентационной экономики российским деловым людям пока далеко. Но, во-первых, за ними не очень-то и гонятся. Во-вторых, у многих участников выставки есть свой путь — импортозамещенный.

«Переходите на светлую сторону!» — призывают на стенде компании ЧТПЗ, сопровождая лозунг танцами в костюмах джедаев. У челябинских трубопрокатчиков основная тема — белая металлургия, отсюда и отсылка к «Звездным войнам». К тому же в компании открывают свой техникум, а молодежи на выставку приходит много. Почему бы не половить на «Иннопроме» потенциальных учеников, да с гарантированным трудоустройством?

«Уралвагонзавод» обустроил целый городок в третьем павильоне — под огромным экраном с надписью «От создателей лучшего в мире танка». Лучшего танка тут, к сожалению, не купить, зато челябинский экскаватор от УВЗ, вставший под экраном, — в любой момент.

У стенда «Русской медной компании» — многолюдно. Фотографии с Николаем Валуевым, Михаилом Пореченковым и чемпионом по боксу Сергеем Ковалевым на фоне символики РМК пополнили многие сетевые дневники. Среди постоянных участников — Ростех. Здесь представлен совместный российско-немецкий проект — медицинское оборудование для новорожденных, светофоры и освещение для города, разнообразная оптика. Как и в прошлом году. На том же месте стенд «Вертолетов России». Правда, на «Иннопроме-2015» здесь располагался настоящий вертолет, который стал лидером по числу фотосессий. Сейчас — только модели: говорят, вертолет продан. Действующие экспонаты в виде автомобилей «Лада» и «Рено» — ажиотажа у публики не вызывали.

Импортозамещение уже не тренд?

Чего точно нет на нынешнем «Иннопроме», так это стремления к тотальному импортозамещению — того, что было очевидным недостатком предыдущей экспозиции. Оставшийся в наследство с 2015 года слоган «Импортоопережение» и сейчас украшает один из стендов. Но и экспозиция, и риторика официальных лиц на «Иннопроме» свидетельствуют скорее о желании наилучшим образом обустроить имеющуюся реальность, чем заявить о масштабных планах как таковых.

«Если мы хотим быть глобальными игроками, надо выращивать собственных чемпионов», — рассуждает министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. «Но нельзя иметь достаточно сформировавшиеся компетенции везде и сразу. Интернет, к примеру, не нами создан». Отсюда, по мнению министра, — путь к кооперации и «обеспечению элементов локализации» наилучших зарубежных разработок.

Предложения подобного рода, тоже когда-то локализованные, представила на «Иннопроме» Индия — основной партнер выставки. Об Индии теперь весь Екатеринбург знает (благодаря растяжкам и плакатам), что это единственная страна, которая сумела достичь Марса с первой попытки, что в этой стране сложилось второе по величине сообщество ученых и инженеров и что именно в Индии можно делать все — от лекарств до космических кораблей.

Собственно, один из первых результатов сотрудничества представлен уже на нынешнем «Иннопроме»: новая линейка супермощных дизелей, от автомобильных до — в перспективе — корабельных. Ученые из Бангалора просчитали для Уральского дизель-моторного завода термодинамику нового производства. Линию торжественно открыли в присутствии Дениса Мантурова и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.

«Монголия Ходорковского» и ее окрестности

«Весенний ветер словно ноты развеял дождь по водно-болотным угодьям реки Сунгари», — сообщает большой экран посреди китайского павильона. Кажется, прошлогодних генеральных партнеров здесь больше, чем нынешних, индийских. Впрочем, с «Иннопромом» совмещена российско-китайская выставка ЭКСПО, впервые заехавшая в Екатеринбург.

Весь второй павильон — китайский. Железные дороги Китая, четыре «лифаня» — легковушки всех видов, но обязательно белые, транспортный коридор от Поднебесной до Екатеринбурга и другие общегосударственные проекты. По краям — региональные инициативы. Хэйлунцзянская биокомпания «Усадьба черник». Компания по производству и переработке голубики на Большом Хингане. Китайская водка «Хунбанчуй». «Бабазойсоус» — соус, собственно. Жаохэская группа пчеловодства. Кооператив «Лиминь» по производству древесных грибов. Харбинское пиво. Тут все понятно без перевода. Дегустация бывает, но очень редко и по графику, известному только хозяевам.

Неподалеку — стенд, ставший по-своему знаменитым: «Внутренняя Монголия уголь колесо». На вывеске следы свежего ремонта: в первые дни на ней значилось «Внутренняя Монголия Ходорковского», что вызвало оживленную реакцию в сети. Как говорят, злую шутку с китайскими переводчиками на русский сыграл иероглиф «хо», входящий в некоторые специальные термины.

По майскому указу

Несмотря на транспортный коридор, дешевле сотни рублей харбинское пенное стоить не будет ни при каком раскладе. Плюс конкуренция. Отсюда — вечный вопрос, связанный с экономикой представления: чего в каждом конкретном случае больше — стремления продать или хорошо выглядеть?

Последнего в Екатеринбурге было в избытке. Взять хотя бы дискуссию крупного бизнеса на тему «Промышленный интернет», он же интернет вещей. Уровень — руководство ведущих профильных корпораций плюс российский премьер. «Опережающая повестка, — отмечает Дмитрий Медведев в своем выступлении, — та, что намного опережает реальные тренды».

Но в кулуарах «Иннопрома-2016» больше говорят о повестке актуальной. В живой оборот, к примеру, вернулись разговоры о создании к 2020 году 25 миллионов рабочих мест в высокотехнологичном секторе — тезис из «майских указов» Владимира Путина. Накануне первого заседания обновленного президентского совета по экономике тему обсудили на площадке Агентства стратегических инициатив. «Во-первых, эти места нужны чисто статистически, — объясняет «Ленте.ру» президент РСПП Александр Шохин, принявший участие в обоих заседаниях. — Мы отстаем в три-четыре раза даже в таких отраслях, как ракетно-космическая и судостроительная».

Но есть, по словам Шохина, основной вывод, с которым все согласились: «Нам нужно другое качество продукции, его постоянство, увеличение потребительских свойств. А это означает автоматизацию и уменьшение присутствия человека в технологическом процессе». Иначе, по мнению главы РСПП, «Россия не встроится ни в глобальные цепочки добавленной стоимости — проще говоря, в экспорт, — ни в нормальные отношения крупных компаний со средними и мелкими производителями комплектующих».

Что делать с высвободившимися рабочими руками? По Александру Шохину, прежде всего следует развивать трудовую мобильность, а для этого — инфраструктуру внутри страны, от дорог до транспорта как такового. «И переквалификация — наше все, — добавляет он. — Никуда от нее не деться».

И снова Восток

Протоколы о намерениях и контракты — с Индией, Китаем и по всему «Иннопрому» — предстоит подсчитать в ближайшее время. Впрочем, еще один итог можно представить уже сейчас. За четыре дня прошлого «Иннопрома», по данным вице-премьера правительства Свердловской области Алексея Орлова, в экономику Екатеринбурга пришло полтора миллиарда рублей — на гостиницы, на рестораны, на такси для гостей. В нынешнем году явно будет больше — и не только из-за курсовой разницы.

Известна также и следующая страна — партнер восьмого «Иннопрома»: это Япония. Похоже, на Урале решили полностью взять на себя ответственность за диалог с реальным сектором Азии. Что ж, будет с кого спросить.